Первые итоги выборов-2012

19 октября 2012, 08:05
Пять основных вопросов кампании, на которые уже есть ответы

Скоро финиш. По социологии избиратели уже выбрали победителя. Фото: М. Маркив

Предвыборная кампания еще не закончилась, но после запрета на публикацию свежих рейтингов, вступивший в силу вчера, исчезла возможность оценивать ее в цифрах. Потому сегодня мы подводим итоги кампании, исходя их тех тенденций, которые зафиксировали последние опросы. Следующую оценку дадут только результаты выборов.

Результаты октябрьских соцзамеров оставили немало вопросов — к примеру, о судьбе второго места или об итоговом количестве партий в парламенте. Но есть вопросы, ответы на которые уже практически даны и за оставшиеся девять дней неизвестны. Вот на них мы и остановимся, чтобы разобраться: почему так произошло.

Реклама

1. ПР: ПОБЕДА БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Главным вопросом кампании изначально было первое место по партийным спискам. Борьбой за него объяснялось и вливание в Партию Регионов "Сильной Украины", и растворение "Фронта змин" в бренде "Батькивщины". Но сейчас вопрос снят с повестки дня: впервые за историю Украины победу в выборах по партийным спискам одерживает партия власти. Благодаря чему? "Побеждает та сила, у которой есть идеология, — объясняет первый зампред фракции Партии Регионов Михаил Чечетов. — Мы ни в одной кампании ни с кем не делали блоков, потому что блоки размывают партийные принципы и идеологию. Блоки — от слабости, и порождают они слабость. Мы же остаемся партией, и за нас голосуют".

Но это партийная точка зрения. А что думают политологи? "Регионалы провели сбалансированную кампанию, в отличие от 2007-го, сосредоточились не только на социальных "пряниках", но и на идеологии, приняв закон о языках", — считает Владимир Корнилов. "Социальные инициативы президента и грамотная рекламная кампания — две составляющие успеха ПР", — говорит Владимир Фесенко. При этом названные причины оба политолога не считают основными. По их мнению, главная причина успеха ПР — катастрофа "Батькивщины".

Реклама

2. ПРОВАЛ СТАРОЙ ОППОЗИЦИИ

В 2007-м за "Батькивщину" и "Наша Украину — Народная самооборону" проголосовали почти полстраны. На нынешних у них не будет и четверти. "Колоссальная ошибка оппозиции — объединение, — считает Владимир Корнилов. — Если бы "Батькивщина" и "Фронт змин" шли отдельно, они набрали бы больше. Но, поддавшись на рейтинги одной социологической кампании, рассказавшей, что вместе они возьмут больше, чем по отдельности, они пошли на слияние списков. Их не просто развели как котят, это был самый большой развод за последнюю пару лет. Что касается Ющенко, это политический труп. Надеяться на его успехи также глупо, как глупо было надеяться на победу Горбачева на президентских выборах в России в 1996-м".

"Оппозиционный электорат остался в тех же объемах, но проблемой "Батькивщины" стало перераспределение симпатий в пользу новых партий, — объясняет Владимир Фесенко. — Еще весной часть избирателей не поддержала объединение "Фронта змин" с "Батькивщиной", причем электорат Яценюка ушел к Кличко, а часть электората Тимошенко — к Королевской. А осенью произошло новое перераспределение в пользу Кличко, кампания которого оказалась более успешной".

Реклама

3. ФЕНОМЕН КЛИЧКО

В кризисные моменты на выборах часто находится кто-то, кто играет роль "третьей силы" или "новой оппозиции". В 2010-м наиболее успешным "третьим" был Сергей Тигипко, 2012-й запомнится феноменом Кличко. Год назад его не рассматривали даже как четвертую партию — тогда в "Батькивщине" более важным считали сотрудничество со "Свободой", чем с УДАРом. Сегодня же все гадают — будет он третьим или вторым. "Народ устал от старых партий, которые были у власти или у власти сейчас, — такое объяснение дает одна из лидеров УДАРа Наталья Новак. — Спросу на новые лица соответствовали наши политики, в большинстве — молодые. В наших лозунгах то, чего ждут люди". "Рекламная кампания Кличко действительно оказалась более активной и удачной, чем у "Батькивщины", — говорит Владимир Фесенко.

4. КАМПАНИЯ-2012: "НИ АТАК, НИ КАНОНАД"

"С избирательных полей не слышно ни канонады политических противостояний, ни горна ожесточенных атак. Кампания больше напоминает маневрирование колонн в вонючем болоте общественного разочарования, устало ожидающего конца противостояния". Эту оценку выборам-2012 дал не поэт и не политолог, а заключенный экс-глава МВД Юрий Луценко. Причем, несмотря на изоляцию, он высказал ощущения многих.

"Да, кампания носит инерционный характер. Даже резкий рост Кличко обусловлен не столько какими-либо ходами, сколько настроениями избирателей, — считает Владимир Фесенко. — Думаю, одна из главных причин такой инерционности — отсутствие Юлии Тимошенко. Все-таки она — мастер неожиданных ходов, которые могли перевернуть кампанию с ног на голову. Ее ходы подстегивали и остальных быть креативными. А сейчас никто не делает неожиданных шагов и никто не хочет менять привычный ход кампании".

А вот Владимир Корнилов с оценкой Луценко несогласен: "Не скажу, что все серо. Та же контрастная кампания против "боксера" весьма нестандартна. Не стоит забывать, что "настоящие буйные" пошли на мажоритарку. Вот там разворачиваются настоящие страсти".

5. МАЖОРИТАРКА – НА ОТКУП ВЛАСТИ

Еще летом, когда был опубликован список кандидатов от "Батькивщины" на округа, у многих возникло ощущение, что оппозиция махнула рукой на мажоритарку, за исключением округов в Галичине и Киеве. Последние сводки подтверждают: основная борьба на округах большей части страны идет (если идет) между кандидатами от власти и независимыми.

"Основная проблема "Батькивщины" в том, что многие известные оппозиционеры не захотели рисковать. Знаю многих, которые хотели идти на округ, пока была возможность двойного баллотирования, но отказались от этого после решения Конституционного суда о запрете идти и в список, и на округ, — говорит Владимир Фесенко. — Еще одна всплывшая проблема — слабость финансовых ресурсов кандидатов от оппозиции. Создалось впечатление, что многих из них, как детей, бросили в воду и предложили выплывать самим". "Сознательно или нет, но часть оппозиционеров изначально шла на округа, чтобы вовремя "спрыгнуть", получив отступные, — объясняет Владимир Корнилов. — Ведь есть оппозиция идеологическая, а есть бизнес-проекты и те, кто шел на округа от бизнес-проектов, уже свои задачи решили и снялись с выборов".