Страстная неделя: до финиша выборов осталось 7 дней

1 февраля 2010, 08:16
Тимошенко перестала быть "Воной", а за Тигипко выбирают штабы

«Выбери новый путь!» Путь нынешней власти, судя по билбордам, уже не нравится даже премьеру. Фото Г. Салай

Ровно через неделю Украина получит первые результаты выборов. С чем же подошли кандидаты к завершающему этапу и будут ли предпринимать "последний рывок"?

ТИГИПКО И ПРОЧИЕ. Победа на выборах во многом будет определяться тем, за кого проголосуют избиратели кандидатов, выбывших в первом туре. Активнее занималась этим сегментом Тимошенко. Но — безуспешно: на неоднократные предложения Сергею Тигипко занять пост премьера она получила холодный ответ бронзового призера — мол, после выборов посмотрим. А Арсений Яценюк и Виктор Ющенко прямо призвали голосовать против всех. Янукович Тигипко публично особо не звал, но непублично, говорят, пообещал тому досрочные выборы в Раду (или мэра Киева) в обмен на нейтралитет до второго тура (что Сергей и сделал). С другими кандидатами у Януковича также неплохо — кандидат №6, лидер коммунистов Петр Симоненко (3,5% голосов), поддержал Януковича официально, а кандидат №7, спикер Владимир Литвин (2,35%), — неофициально, но не менее показательно: блок Литвина вместе с "Регионами" проголосовал за снятие Юрия Луценко с поста главы МВД.

Реклама

АДМИНРЕСУРС. Голосование по Луценко, обозначившее появление нового "проянуковического" большинства в Раде, стало для вертикали власти лакмусовой бумагой, которая определяет фактического хозяина страны. Речь идет об ориентации МВД и глав сельсоветов, которые 17 января выбирали Тимошенко, а теперь, скорее всего, предпочтут нейтралитет. Но Тимошенко может занести себе в актив формальный переход на ее сторону ряда губернаторов — харьковского Арсена Авакова и днепропетровского Виктора Бондаря. Оба уже обрабатывают "бюджетников", но в этих, традиционно "бело-синих", регионах такая агитация может дать обратный эффект.

ЭКОНОМИКА. С помощью социально-экономического фактора Тимошенко ничего не добавит. Зарплаты и пенсии поднять не получится — и денег нет, и выглядеть это будет как выполнение закона о соцстандартах, продавленного "Регионами". Платить их вовремя — это уже не заслуга, а данность; наоборот, любая задержка с выплатами (а они уже начались повсеместно) автоматически бьет по премьеру. Как и резкое подорожание сахара и подсолнечного масла. Правда, это Тимошенко уже объявила технологиями олигархов. Но "съест" ли такое оправдание избиратель?

ПИАР. Остается лишь один фактор, который может повлиять на ситуацию до выборов — реклама и черный пиар. У Януковича тут все стабильно: ставка на слоган "Украина для людей" и антиреклама Тимошенко по принципу "все плохо, поэтому нужны новая власть и новый курс". Причем, как сообщил нам источник в штабе "Регионов", серьезных изменений уже не предвидится: "А зачем, если это работает?!"

Реклама

У Тимошенко же изменения заметны. Во-первых, модернизирован черный пиар — помимо старых посылов о "зэке" и "Межигорье", добавились и другие страшилки времен Майдана-2004. Главное — обвинение противника в подготовке к фальсификации (это делается скорее не чтобы получить больший результат на выборах, а чтобы потом оспорить результаты). "Снова голосования на дому, где добрасываются сотни тысяч бюллетеней и, кроме того, еще и вокруг Киева все дома отдыха, базы отдыха полностью заполнены боевиками, которые готовы к любому варианту захвата власти", — заявила Тимошенко вчера.

Во-вторых, с улиц исчезла реклама с "Воной". Зато появились мрачные черно-белые билборды, на которых красный слоган: "Выбери новый путь Украины". Почему черно-белые (напоминающие печально известные плакаты Яценюка) — вчера никто из бютовцев объяснить нам не смог. А очень странный слоган о "новом пути" (ведь Тимошенко ныне и так власть) один из депутатов объяснил тем, что сейчас премьер не может реализовывать свою программу из-за президента и "засилья олигархов".

Политологи оценивают черно-белые цвета однозначно: это посыл, что надо выбирать между черным и белым. "Но избиратель вряд ли будет так глубоко задумываться", — считает Владимир Фесенко. Кстати, по его мнению, "новый путь" — не лучший слоган для Тимошенко, которая у колеблющегося избирателя с новым никак не ассоциируется. "Это слоган для новых политиков вроде Яценюка", — добавляет политолог.

Реклама

ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД КАНДИДАТОВ — ИЗБИРКОМЫ

После окончания предвыборной кампании у кандидатов останется последний довод — повлиять на результаты выборов непосредственно на избирательных участках. Но во втором туре эта ситуация затруднена — все комиссии формируются на паритетных началах: по 8 (в окружкомах — по 7) человек от Януковича и Тимошенко.

Правда, в БЮТ все же видят сложность в одном регионе — на Донбассе, где у них дефицит кадров. "Там можно нанять людей за деньги, но мешать регионалам они не будут", — сказал нам один из нардепов. В свою очередь, в "Регионах" жалуются на аналогичную ситуацию во Львовской и Ивано-Франковской областях. В остальных регионах у кандидатов — паритет.

Но и он опасен: из-за нормы закона об обязательном наличии не менее 2/3 комиссии для ее легитимности представители одного кандидата могут сорвать голосование на участках, где голосуют за другого. Из-за этого "Регионы" даже приняли в первом чтении изменения в закон о выборах, отменяющие норму о 2/3, но вряд ли успеют их провести полностью — ведь до 7 февраля нужно, чтобы Рада проголосовала во втором чтении, Ющенко подписал закон. Так что риск срыва выборов остается. Правда, генпрокурор уже предупредил об уголовной ответственности за срыв выборов.

ШТАБЫ ТИГИПКО ВЫБИРАЮТ САМИ

Хотя Сергей Тигипко решил не поддерживать никого во втором туре, его местные штабы поступают по-своему. По нашей информации, руководитель днепропетровского штаба Тигипко Загид Краснов на днях организовал встречу своего актива с начальником предвыборного штаба Януковича Николаем Азаровым, который объяснил, что программы лидера ПР и Тигипко почти одинаковы, потому их союз после выборов неизбежен. А руководитель штаба Тигипко в Одессе Игорь Марков публично заявил, что голосовать надо за Януковича, "чтобы не допустить еще пять лет разрухи и дестабилизации". Интересно, что именно эти два региона стали самыми успешными для Тигипко: в Днепропетровской области ему дали 22,48%, а в Одесской — 21,13% голосов. На третьем месте — Киев, дальше идут Харьковская и Запорожская области.