Как партии тратили деньги на выборах: 121 гривна "за Юлю" и нардепы-новички за 700 тысяч

27 ноября 2014, 07:00
Победители выборов в Раду в среднем израсходовали более 80 млн гривен, тратились на телерекламу и бигборды, а некоторые партии и вовсе не вели агитацию

Партии потратили за свою победу на выборах в среднем более 80 млллионов гривен. Фото: архив

Более, чем в полмиллиарда гривен — в 507,8 миллионов обошлась шести прошедшим в Верховную Раду политическим партиям минувшая парламентская кампания. Это львиная доля всех потраченных партийцами на свои победы и поражения средств. Общая сумма вложенных участниками гонки денег составляет 676 млн. грн., – следует из сводного финансового отчета, утвержденного Центральной избирательной комиссией.

121 ГРИВНА ЗА ЮЛЮ. Холодное дыхание экономического кризиса и продолжающаяся на востоке страны война, надо заметить, совсем не умерила финансовых возможностей партий: для сравнения, минувшая кампания в Раду стоила всем ее участникам даже немножечко меньше, чем сейчас — порядка шестисот миллионов.

Реклама

Тогда самый внушительный бюджет был у "регионалов" – 218 млн. грн. В этот раз рекордсменом по тратам оказалась "Батькивищина" экс-премьера Юлии Тимошенко — почти 110 миллионов. Прошедшая в парламент на грани пятипроцентного барьера всего с 17-ю нардепами, она стала "чемпионкой" и по "стоимости" мандата — 6,4 миллиона!

Один голос избирателя обошелся партии Юлии Владимировны в 121 гривну.

У фаворитов парламентской гонки — премьерского "Народного фронта" и Блока Петра Порошенко и результат, и расходы оказались примерно сопоставимы. Правда, у главы государства вложились чуть более значительно (97,4 млн. грн.), в партии Арсения Яценюка на кампанию израсходовали 93,6 млн. Надо заметить, что эти цифры близки, хотя и превышают среднюю арифметическую "стоимость" прохождения в Раду этого созыва — порядка 85 миллионов в отечественной валюте.

Реклама

Один голос избирателя обошелся президентскому Блоку в 29 гривен, а "Народному фронту" – в 24 гривны.

Если же подсчитать, сколько обе партии "вложили" в борьбу за одно депутатское кресло (не считая, естественно, одномандатников, которых у того же "Блока" даже больше, чем списочников)., то у Порошенко и Яценюка эта сумма составит порядка полутора миллионов.

"БЮДЖЕТНЫЕ" НОВИЧКИ. Самой демократичной по затратам оказалась кампания у новичков этого созыва — Объединения "Самопомощь" мэра Львова Андрея Садового – немногим более 27 миллионов гривен.

Реклама

Для сравнения, проигравшая "Свобода" вложила в кампанию почти сорок миллионов, а коммунисты, также оставшиеся за стенами особняка на Грушевского — 23,5 млн грн.

"Самопомощь" заняла третье место после двух партий власти и получила 32 мандата по спискам, фактически отдав за один голос своих избирателей 15 гривен. А депутатское место и в миллион не обошлось.

Занявший четвертое место "Оппозиционный блок" вложил в предвыборную кампанию 106,4 млн грн.

На уровне политических "передовиков" оказались и расходы у Радикальной партии Олега Ляшко (5-е место с 7,44% голосов и 22-мя мандатами) — 73,3 млн грн. Для сравнения, два года назад "радикалы" задекларировали лишь 6 миллионов гривен, впрочем, и получив лишь 1,06% голосов.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — ТЕЛЕВИЗОР. Что же касается основных трат, то тут особого различия между партиями нет: большинство участников парламентской кампании до 90% своих средств использовало на оплату эфирного времени на телевидении.

Кроме телеагитации платили партии и за размещение своей рекламы на радио, но далеко не все. Еще меньшей популярностью пользовалось размещение агитационных материалов в печатных СМИ, – скажем, Блок Петра Порошенко этой статьей расходов и вовсе пренебрег.

Не обошли стороной партии и бигборды — тратили свои деньги на это все. Но больше всего вложился среди победителей в "наружку" Арсений Яценюк с его "Народным фронтом" – 7,9% от общей суммы расходов (7,4 млн). Для сравнения, у Блока Петра Порошенко эта сумма составила 0,7% от общих расходов.

Встречи с избирателями также заботили далеко не всех участников гонки: скажем, статья расходов на аренду помещений для проведения предвыборного общения отсутствует у партии Олег Ляшко, "Народного фронта" и Блока Петра Порошенко.

Зато, скажем, "Оппозиционный блок" потратил на это более 25 тысяч гривен, а "Самопомощь" – более 8 тысяч.

АНОНИМ ИЗ "ПРАВОГО СЕКТОРА". Впрочем, как выяснилось, некоторые участники предвыборной гонки и вовсе ее не вели: так, судя по отчету в ЦИК, ни копейки не потратили на свою агитацию Партия зеленых Украины и Конгресс украинских националистов. По крайней мере, в соответствии с законом, их избирательные фонды не были созданы.

Но в центре скандала по итогам прошедшей кампании оказались вовсе не они, а "Правый сектор". ЦИК на заседании в среду приняла постановление, где пообещала намерена обратиться в МВД с целью проверить финансовые отчет двух политических партий – "Правый сектор" и "Сила и честь".

"Обратиться в МВД и передать ему материалы осуществленных анализов окончательных финансовых отчетов о поступлении и использовании средств избирательных фондов политической партии "Сила и честь" и политической партии "Правый сектор" для проверки и реагировании в соответствии с законом Украины", – говорится в постановлении.

Так, в частности, по итогам анализа ЦИК финотчета "Правого сектора", было установлено, что они получили более тысячи гривен от анонимного жертвователя, а также 6 836 от ООО "Цермат" (общая сумма их расходов на кампанию составила 863 тысячи гривен)

При этом закон запрещает лицам с псевдонимами или анонимам (без обозначения в платежном документе ФИО, даты рождения прочих данных) вносить пожертвования в избирательные фонды партий, и партии обязаны от таких пожертвований отказаться.