"Третья сила" или "третье бессилие"

6 января 2010, 07:55
Проект "Анти-Юля": кандидатам мешают объединиться амбиции и выборы в Раду.

Три товарища. Объединить усилия молодая гвардия не смогла

Давно известно — где два украинца, там три гетмана. Но несмотря на хроническое неумение украинцев объединяться, именно тема объединения кандидатов стала доминирующей в последние недели. Только так, по мнению политологов, можно было бы выбить из второго тура потерявшую в популярности премьера. Кстати, Юлия Тимошенко и сама ранее немного поговорила о "едином демократическом", но потом убедилась, что ее отрыв от преследователей растет, и пустые разговоры прекратила. А вот ее "преследователям" с этим отставанием надо что-то делать — то есть объединяться. Ведь представить ситуацию, что кто-то из нефаворитов сможет в одиночку за полторы недели, оставшиеся до выборов, стать героем нации, весьма сложно. "Ариана" освобождена, Лозинский где-то далеко, найти убийцу Гонгадзе в окружении леди Ю. в такие короткие сроки можно не успеть...

"ЕДИНЫЙ НОВЫЙ". С "единым демократическим" не сложилось, зато возникла идея "единого нового". Это объединение было предложено без идеологии — по принципу "третьей силы". Идея проста — объединиться всем, кто еще не "достал" избирателей, и чей суммарный рейтинг приближается к рейтингу Тимошенко. То есть Сергею Тигипко, Арсению Яценюку и Анатолию Гриценко. Но и эта идея натолкнулась на отрицание. Неофициально в штабе Тигипко нам вчера сообщили, что переговоров ни с Яценюком, ни с его штабом не ведется. А Яценюк еще раньше заявил, что "не собирается снимать свою кандидатуру в пользу какого-либо другого кандидата". Отрицает такую возможность и Анатолий Гриценко, который не видит у данного объединения общих идеологических принципов.

Реклама

"У них был единственный шанс — объединиться всем вокруг Тигипко. Если бы рейтинг Тимошенко обвалился — он сработал бы", — считает политолог Михаил Погребинский. По его словам, дело как в амбициях политиков, так и в перспективе: каждый из них видит за президентскими выборами парламентские, а тут у каждого свой проект, рассчитанный на определенный электорат. "Электорат Тигипко — Центр, тяготеющий к Юго-Востоку, Яценюка — Центр, тяготеющий к Западу, — объясняет политолог Владимир Корнилов. — в такой ситуации свои проценты из одного кармана в другой не переложишь". Еще одну причину нежелания объединяться называет его коллега Владимир Фесенко: "Каждый планирует устроить торги своими процентами после первого тура, а в случае объединения тот, кто снимется, выбывает из торгов".

В ОДИНОЧКУ. Тем не менее плох тот кандидат, который до последнего не надеется на попадание во второй тур. Благодаря чему? Кандидаты и их штабы по поводу планов прорыва за оставшиеся 11 дней молчат. А политологи считают, что сейчас уже ничего от кандидатов второго плана не зависит. "Вопрос лишь в том, не произойдет ли нечто экстранегативное для рейтинга Тимошенко, — говорит Михаил Погребинский. — Впрочем, по моей информации, деньги на пенсии за январь выделены, а больше подрывать ее позиции нечем". "Расклад сил уже измениться не может. Можно набрать 5—7, но не 10%", — уверен Фесенко. А Корнилов еще более категоричен: "У "второго эшелона" только один способ попасть во второй тур — сделать так, чтобы Тимошенко не участвовала в выборах".

"ПРОСТО ГРЯЗНАЯ ИГРА"

Реклама

А был ли шанс объединения изначально? Ведь из всех кандидатов второго эшелона только Виктор Ющенко публично заявил о переговорах с конкурентами — в то время как Арсений Яценюк, Анатолий Гриценко, Олег Тягнибок и Юрий Костенко только опровергали факт переговоров. "Думаю, в случае с Ющенко была просто нечистая игра со стороны его штаба, рассчитанная на избирателей непосредственных конкурентов — мол, они ведут со мной переговоры, значит, считают возможным снять свою кандидатуру в мою пользу, а значит, можно голосовать не за них, а за меня. Ющенко или не знал, что штаб его дезинформирует, либо лгал", — считает Владимир Фесенко. Что касается объединения Тигипко, Яценюка и Гриценко, по словам политолога, эта тема активно обсуждалась, но не в штабах самих кандидатов: "Это была интересная гипотеза, с самого начала она являлась невозможной, никто не готов собой пожертвовать. Надо отдать должное этим кандидатам — они не стали использовать ее против конкурентов".