Живой журнал и первые блоги

21 февраля 2013, 08:04
Ольга Речкина, генеральный директор "Ашманов и партнеры Украина", простыми словами рассказывает историю Интернета в Украине

Главная страница ЖЖ

В Уанете ЖЖ стал набирать популярность ближе к 2004 году. Случилось, что именно он стал первой социальной сетью для общения украинских интеллектуалов и примкнувшим к ним маргиналов.

Начало

Реклама

Чаты быстро утомили людей, получивших доступ к Интернету в конце 90-х – начале 2000-х годов. Согласитесь, глупо рассуждать на серьезные темы в месте, созданном для троллинга, поиска вторых половинок на вечер и обсуждения пивных посиделок. Потребность в полноценной социальной сети возникла сама собой. По закону спроса и предложения в Уанете возник американский проект – "Живой журнал". Он быстро аккумулировал в себе самых разных графоманов – от офисных сотрудников до профессиональных писателей.

Логотип Живого журнала

Реклама

Интерфейс "Живого журнала" можно разделить на две части – собственный блог и лента блогов друзей. В первой – автор блога публикует свои записи и читает комментарии друзей под этими записями. Во второй – читает записи друзей, и комментирует их. Кроме основных частей в ЖЖ имеются страницы с профилем автора, архивом записей и прочими техническими штуками, которые превращали в целом скучные записи в подобие полноценного СМИ.

ЖЖ как СМИ   

Живой журнал стал первым ударом по традиционным средствам массовой информации. Теперь "горячие факты" публиковали сначала блогеры, а лишь потом – новостные сайты и печатные газеты. Обычный человек ощутил себя ньюсмейкером и журналистом. Ему понравилось.

Реклама

Именно ЖЖ стал такой себе "трибуной гласности". Люди со свободным доступом к Сети совершенно свободно говорили на неудобные для традиционных СМИ темы. В Киеве плохие дороги? В тот же день в ленте друзей можно увидеть десятки записей с ругательствами в адрес городских властей и дорожных ремонтников. В городе отключили горячую воду? Скорее всего, сначала вы узнаете об этом из ЖЖ, чем убедитесь на собственном опыте.

Появились журналисты, которые начинали писать новости только после утреннего прочтения своей ленты друзей. Коммерческие бренды стали внимательно следить за активностью наиболее популярных пользователей "Живого журнала": а вдруг что про нас напишет?

Символ ЖЖ – Козел Френк – сообщает блогеру, что его журнал заблокирован

В ЖЖ появилось все, о чем можно говорить и что можно показать: от барахолок с поношенными вещами до клуба любителей майонеза. Маркетологи медленно, но хоть так, поняли: с этой аудиторией нужно работать. Ведь где есть люди, там есть и покупатели. В "Живом журнале" появилась "джинса" – оплаченные записи в блогах в пользу определенного бренда.

Рассвет

Серьезные дела стали происходить в "Живом журнале" в 2006-2010 годах. На четыре года блоги превратились в авангард сетевого общения.

В ЖЖ стали возникать политические и общественные движения: национал-демократы, хаоситы, имперские патриоты, легалайзеры. Любое странное или малочисленное объединение граждан не имело доступа в традиционные СМИ: газеты, новостные сайты, радио и телевидение. И каждое считало своим долгом вести пропаганду и ожесточенные споры в "Живом журнале". К примеру, любые трения между правительствами Украины и России сопровождались активными словесными перепалками в блогах.

Блог в ЖЖ одного из самых популярных его пользователей – Артемия Лебедева

В 1999 году в Интернете появился "Живой журнал" – так американский разработчик Брэд Фитцпатрик назвал свою первую полноценную платформу для блогов. Украинский сегмент "Живого журнала" в эпоху его расцвета можно было разделить на две категории. Первая – "тусовщики". Они пришли в ЖЖ для расширения круга знакомых и для поддержания коммуникаций с уже знакомыми людьми. Они легко размещали в своем блоге смешные картинки, собственные жизненные переживания, красивые фотографии, и сложносочиненные тексты на любые знакомые им темы.

Вторая категория – "профессионалы". Эти люди пришли в "Живой журнал" с четкой целью. Например, собрать соратников для своего политического движения, или стать популярным блогером, чтобы продавать рекламу и бесплатно ходить на всевозможные светские мероприятия. Осознанно или неосознанно, они были маркетологами, собиравшими аудиторию под свои нужды.

Первых – "тусовщиков" – было больше, чем вторых – "профессионалов".

Так выглядят комментарии

Закат

В 2013 году, практически, "Живой журнал" еще существует. Количество записей в нем уменьшилось раз в сто, активных пользователей – в сотни раз. Лидеры общественного мнения остались неизменными, однако само общество существенно поредело. Сначала "Живой журнал" пал под натиском более современных и простых "социалок": Facebook, Twitter, Вконтакте. В них – "фейсбуках и вконтактах" – простой интерфейс и никакой принуждения к написанию длинных записей. Такая себе эволюционная экономия времени. Знай себе, размещай картинки в пару кликов, да комментарии – в один.

Потом, ставшая неповоротливой и архаичной, махина "Живой журнал" обрушилась под собственным весом. Технически ЖЖ оказался неготовым к хакерским атакам и доступ к нему сильно усложнился. Словосочетание "ЖЖ не работает из-за ddos-аттаки" стало своего рода "мемом".

Теперь "Живой журнал" – это живой памятник становления украинских независимых СМИ и формирования нового – пишущего – поколения украинских интернетчиков.

Партнер проекта - компания "Ашманов и партнеры Украина"