Александр Васильев: "Назвать самых стильных ваших политиков? Нет, я хочу жить!"

29 октября 2012, 11:57
Историк моды и телеведущий ("Модный приговор") после моноспектакля о Коко Шанель в Киеве рассказал нам, о своих доходах и домах, почему боится говорить об украинских политиках, как пишет книги и что ищет на блошиных рынках

Александр Васильев. Признался, что поклонницы из разных городов дарят ему по два мешка с шарфиками / Фото: Анастасия Искрицкая

/ Фото: Анастасия Искрицкая

Реклама

— Александр, кого из наших политиков вы считаете самым стильным? 

— У меня многое связано с Украиной. Мой дедушка учился в Киевском университете, прабабушка родилась в Одессе, прадедушка был начальником железнодорожного узла в Умани. Мои родители даже зачали меня в Киеве. Но при этом я абсолютно аполитичен. Украинских политиков не так хорошо знаю. Да и потом я хочу жить долго, поэтому никогда не произнесу ни одного имени. 

— Вы объездили весь земной шар. Чувствуете себя человеком мира?

Реклама

— Мне комфортно в любой стране. Весь земной шар я объездил три раза. Посетил 69 стран, а работал в 30. В совершенстве владею семью языками, поэтому мне кажется, что мне знакома кухня, запахи, температура многих уголков на земле. Но мое постоянное место жительство находится во Франции. Скажу больше, у меня даже нет внутреннего российского паспорта, только иностранный. В Киев я приехал по французскому (смеется).

— Вам наверняка льстит, когда говорят, что вас считают одним из самых известных историков моды на всем постсоветском пространстве. Можно ли назвать Александра Васильева еще и самым богатым?

— Нет. Сегодня я могу позволить себе гораздо больше того, о чем мог когда-то мечтать. У меня есть пять домов в разных странах: в Восточной Пруссии, Литве, Франции и квартира в Москве. Но я совершенно не считаю себя богатым. Если бы это было так, я бы не читал такое количество лекций по всему миру. Я не скрываю, что мне нужны деньги, и я читаю лекции не только из-за личного энтузиазма, но еще и потому, что хочу заработать, и главная моя цель на сегодня — создание музея моды. Я очень много вкладываю в приобретение коллекции, все остальное у меня уже есть.

Реклама

— Вы застраховали свою коллекцию, как это делают ваши западные коллеги?

— Давно. Я страхую не только коллекции, но и дома, и даже жизнь.

— Вы выпустили больше двадцати книг ("Красота в изгнании", "Я сегодня в моде"). Читатели, которые следят за вашими литературными новинками шутят, что Васильев по количеству книг скоро опередит королеву детективов Дарью Донцову.

— Вы думаете, у меня есть литературный раб? У меня нет времени даже надиктовать рукопись. При этом я веду дневник, моя жизнь расписана по минутам. Я четко знаю, что буду делать каждый день и час. Раньше, когда у меня было больше времени, я сидел перед компьютером, и все писал. А в последнее время, мы выпускаем серию переводных книг, где сам я пишу только предисловие. Недавно выпустил книгу "Философия элегантности". Эта книга дизайнера Магги Руфф эпохи Коко Шанель. Ее давно забыли у нас, она написала свою книгу в 1942 году в эпоху немецкой оккупации. Книга была издана одновременно в Берлине и Париже. Мы ее выпустили на русском языке с моими иллюстрациями. Получилась такая женская психология в аспекте моды. Сейчас готовим книгу о детской и мужской моде. Там будет большой объем фотографий, которые нужно сканировать. Я специально выискиваю такие вещи, о которых никто не знает. Если быть точным, то в портфеле трех издательств лежат книги, которые должны выйти в течение трех лет.

— Давайте вернемся к вашей школе моды. Среди ваших студенток много жен миллионеров. Как вам удается разводить их на деньги?

— Никто никого не разводит. Мне нравится общаться с миллионершами. Особенно с миллиардершами. Кроме этого, среди моих слушательниц есть их родственники, знакомые, хозяйки крупных фирм. И занимаются они у меня не только для того, чтобы показать своим друзьям и мужьям диплом об окончании обучения. Эти женщины хотят получить знания и тянутся к культуре.

— Думаю, вы согласитесь, что когда женщина живет на зарплату $300—400 в месяц, ей трудно следить за высокой модой. При этом многие женщины уверены, что мужья начинают им изменять, потому что у них не хватает денег на красивую одежду. Влияет ли это как-то на отношения в семье?

— Уверен: в браке изначально должен присутствовать расчет. Без этого нет успешного брака. Если так случится, что муж изменит, не стоит из этого устраивать трагедию. Просто ответьте мужчине тем же, и он увидит, как это неприятно. А еще лучше, до брака, прямо скажите любимому: "Дорогой, я никогда тебя не брошу, но если узнаю, что ты где-то там гуляешь, отвечу тебе тем же". Будьте уверены, чаще всего именно это останавливает мужчину.

— Вы говорили, что этот год станет переломным в мире моды. В какую сторону ждать перемен?

— Мода не может жить без культуры, без политики, экономики. Все эти тенденции находят в ней свое отражение. Я думаю мода будущего изменится в худшую сторону. Все идет к тому, что дамы станут мужеподобными, а мужчины, наоборот, женоподобными. Женщина будет ходить с бицепсами, татуировками. Ну, и конечно, будет много оплодотворений через пробирку. Клонирование детей. Сейчас это тоже есть, но мне кажется, это только начало.

— Самая большая страсть Александра Васильев — это шарфики. Где вы их покупаете?

— Мне каждый день дарят. Я не успеваю приобретать, поклонницы в каждой стране приносят мне как минимум по два мешка с шарфиками. Если он мне подходит, я его оставляю себе, если нет — передариваю.

— Вы любите посещать блошиные рынки и кладбища. Откуда такие необычные увлечения?

— Я много гуляю по старинным кладбищам за границей. Очень красивое кладбище Реколето находится в Буэнос-Айресе. Ну надо же заранее знать, где будешь лежать. Выбрать, где красивее. Но, несмотря на то, что я очень люблю вещи, у меня нет, например, какого-то платья, которое я хотел бы положить с собой в гроб. А на блошиных рынках покупаю одежду, аксессуары. В Киеве в Экспоцентре тоже есть потрясающий слет антикваров. Кстати, знаю, что в Киеве остался дом вашего земляка, балетного танцовщика Сержа Лифаря. Я очень дружил с его вдовой. Много раз с ней встречался, бывал у нее в гостях. Дом сейчас продается. Но я здесь ни при чем. У меня нет ни средств, ни желания его приобретать.

— Александр, известные персонажи, о которых вы рассказываете на своих лекциях иногда "без купюр" не мстят вам по ночам?

— Если вы о Шанель, то мне кажется, она в восторге от такой рекламы. Думаю, окажись она в зале, обязательно сказала бы: "Боже мой, почему вы так мало обо мне сказали?" Сегодня никто, кроме Коко Шанель, не собирает залы на моих моноспектаклях. Я посвятил много лет изучению ее жизни. Мое впечатление о ней сложилось после того, как я увидел иллюстрации, прочел огромное количество книг, собрал личные воспоминания ее современников, с которыми имел честь лично общаться и дружить.

СУДЬЯ ИЗ "МОДНОГО ПРИГОВОРА"

Имя: Александр Васильев
Ро­дил­ся: 08.12.1958 в Москве (Россия)
Карьера: телеведущий, историк моды

Он с детства заболел модой, которая стала смыслом его жизни. После окончания Школы студии МХАТ уехал в Париж. Как декоратор поставил около 100 постановок в 25 странах мира. Оформлял балеты "Ромео и Джульетта", "Лебединое озеро", "Анна Каренина". У Васильева одна из самых крупных частных коллекций костюмов Русского периода (состоит из 15 тысяч экспонатов). С 2005 года Васильев читает лекции о моде, выезжая со своими слушателями в Париж, Лондон, Венецию, Рим, Марокко, Камбоджу, Мадрид, Стамбул, Вильнюс. Наибольшую известность приобрел, когда в 2009 году заменил Вячеслава Заяцева в программе "Модный приговор". C 2009 года руководит Московской Академией Моды. Васильев выпустил около 29 книг о моде тиражом больше 80 тысяч экземпляров.