Искусство как способ видения мира. Любава Ильенко о проектах Kiev Fashion Park

11 марта 2013, 15:07
Любава Ильенко, куратор Первого украинского парка современной скульптуры и инсталляции Kyiv Fashion Park, рассказывает о последних значимых проектах, планах и о роли современных технологий в нелегкой работе мецената.

- Есть ли у вас "любимцы" среди проектов KFP? У какого из них самая захватывающая и необычная история?

Каждый установленный арт-объект достоин любви и принятия. В украинских городах по сравнению с европейскими их так мало, а хороших авторов, работающих в разных техниках и стилевых направлениях, – достаточно.  Мне кажется, что скульптура или интересная инсталляция всегда способна быть точкой визуального притяжения в пространстве, сообщить ему новое прочтение или интерпретацию. Безусловно, важно не переборщить и не "переиграть" с пространством, не лишать его собственной аутентичности.

Реклама

Одной из самых приятных мне работ является скульптура "Бабця класична" автора Ани Киселевой. Меценатом этой работы выступила торговая марка "Жменька" в 2011 году. Бабушка спокойно и мирно "прописалась" в столичном парке им. Т. Шевченко и теперь трудно представить внутреннюю жизнь парка без нее. Появились легенды, что если посидеть с бабушкой рядом, то будет лад с соседями. Или, что бабуля помогает студентам в сдаче экзаменов – надо лишь дать ей подержать зачетку…. И еще приятно, когда ее в непогоду люди одевали в дождевик, наделяли футбольной символикой во время проведения чемпионата. А мне бы хотелось, чтоб посмотрев на Бабцю, прохожие чаще вспоминали о своих родителях, о бабушках и дедушках, и звонили им, чтобы узнать – как дела и здоровье. Мы бы хотели продолжить авторскую серию "Киевских бабушек" и установить еще одну одиозную бабулю где-нибудь в городе, сейчас как раз ищем для нее мецената.

- Сколько проектов подается на ваше рассмотрение каждый месяц?

Это происходит очень не равномерно. Я помню, в конце 2011 года пришло очень большое количество идей и визуализаций, мы тогда объявляли их набор. Сейчас скульпторы или муралисты в свободном режиме звонят и присылают работы. По их желанию мы их публикуем на сайте KievFashionPark в разделе "Банк Идей", в нашей группе в сети Facebook. Или же опять согласно договоренности, показываем меценатам в частном порядке, без публикаций. Все зависит от позиции автора, которой мы обязательно придерживаемся в работе.

Реклама

Скамейка Сергея Данчинова "Очки" на Пейзажной Алее

- Как отбираются проекты, которые подаются на рассмотрение Экспертного совета, а затем – предлагаются спонсорам? И как проходят заседания Экспертного совета: живые встречи, видеочаты, общение по электронной почте?

Реклама

Обычно при первой встрече со спонсором мы показываем несколько оформленных альбомов, где содержится какая-то часть работ. Ведь в Банке Идей их уже более 1 000, все сразу показать просто невозможно. А затем, согласно определенной территории или тематики, обозначенной меценатом, я составляю предложение по возможным арт-объектам. На этом этапе могут быть привлечены эксперты из состава совета и, конечно,  основатель проекта – Александр Соколовский. После того как выбор в пользу того или иного произведения сделан, мы обсуждаем проект со всеми членами Экспертного Совета, признанными специалистами в области архитектуры, живописи, скульптуры, искусствоведения, градостроения и истории города. Это происходит через электронную почту или во время встреч на профильных мероприятиях. Например, на дискуссии или  на круглом столе в Мистецком Арсенале можно встретить 3-4х членов Совета и сразу с ними все обсудить, записать комментарии.

- Как вы рассчитываете стоимость проекта?

Стоимость реализации проекта оценивает сам автор, включая материалы, авторский гонорар. Также автор рассчитывает время, которое ему понадобится для изготовления и установки работы. Если же его опыта не достаточно, мы просим совета у архитекторов или у тех  скульпторов, которые имеют больший опыт по установке работ в экстерьере.

- Сколько времени обычно проходит с момента подачи автором идеи до открытия публике готового арт-объекта?

Сложно сказать, ведь открытие того или объекта прежде всего зависит от меценатских средств. Однако в такой ситуации, я  часто привожу пример с харьковским скульптором – Дмитрием Ивом. Узнав о нашем проекте, он подготовил и  переслал около 30-ти авторских идей в виде визуализаций своих работ. То есть предоставил в достаточном количестве тот материал, который можно показывать меценатам или спонсорам. Летом 2012 года возле здания Днепровского ЗАГСа был реализован его первый скульптурный объект "Ромашка". А уже в марте этого года в Святошинском районе, возле медицинского центра Ilaya,  появится еще одна скульптура Дмитрия Ива под названием "У вас будет ребенок". Сейчас мы как раз готовимся к ее открытию.

- Как вы ищете спонсоров, которые готовы вложить деньги в художественные инсталляции, необычные лавочки?

О, это в основном энтузиазм и энергия основателя проекта KievFashionPark – Александра Соколовского! Он умеет заряжать людей желанием сделать город лучшим и благоустроенным. Также много компаний находят нас как организаторов парка современной скульптуры и инсталляции на Пейзажной Алее в Киеве.

- Есть ли у вас четко определенные рабочие часы, а также выходные дни, когда можно не выходить на связь, не проверять почту?

KievFashionPark – меценатский проект, поэтому рабочий график его сотрудников гибкий. Если меценату или члену экспертного совета удобно встретиться после 6-ти часов вечера или в выходной день, мы проводим встречу. Очень часто авторы звонят или пишут в выходные, ведь у людей творческих специальностей, как правило, нет рамок стандартного "офисного" распорядка.

- Какими гаджетами вы пользуетесь, чтобы весь день оставаться на связи: вести переписку, пересылать нужные изображения, вносить правки в документы?

Конечно, телефон – самый главный инструмент современного организатора и координатора. А так как я работаю в основном с визуальными материалами скульпторов и художников, на работе выручает ПК с большим экраном, а на встречах ноутбук. Недавно оценила возможности компьютерного планшета ATIV SmartPC Samsung – очень удобно, когда ноутбук можно быстро превратить в легкий планшет и провести презентацию, например.

- В каком формате обычно авторы присылают информацию о проекте – текстовое описание, наброски, фото макетов? Какие именно программы и приложения на планшете для вас удобны и необходимы, чтобы быстро обработать эту информацию? Важна ли для вас мощность планшета, если речь идет о просмотре макетов проектов? Хватает ли для этого ресурса Smart PC?

Фотографии, отсканированные наброски, модели, созданные в 3D графике….  В основном это тяжеловесные массивы данных. Поэтому мощность гаджетов всегда должна быть как минимум удовлетворительной. Как ни странно ресурса Smart PC хватает и для просмотра,  и для редактирования данных. Какой бы интересной или яркой не была идея автора, ее всегда нужно оформить в презентацию, снабдить информационными блоками относительно параметров, материалов работы, используемой техники и данными об авторе. Кроме того, работать с визуальными материалами очень удобно в специальном приложении S Note. Электронное перо позволяет писать, рисовать, оставлять заметки непосредственно на картинках, на фотографиях. Во-первых, это экономит время, ведь писать от руки или рисовать получается быстрее, чем описывать словами в печатном формате. Во-вторых, так комментарии или заметки выглядят более наглядными для зрителя – будь то автор или меценат.

- Можете ли вы представить свою работу на планшете без возможности использовать клавиатуру? В каких случаях ее подключаете?

Клавиатурой не пользуюсь только во время презентаций или просмотра авторских работ. Лично для меня, она пока не заменима – приходится много набирать или редактировать тексты. Хотя электронное перо очень выручает, когда нужно быстро что-то записать буквально на ходу.

- Какие функции планшета вы используете вне работы?

Самая полезная "домашняя" функция компьютерного планшета – автоповорот текста. Очень удобно читать лежа на выходных или в транспорте во время путешествий!