Писатель Вадим Панов: "Первую книгу я писал 6 лет, а сейчас — две за год"

13 апреля 2013, 10:00
Известный российский фантаст приехал в Киев, чтобы лично представить свой новый роман "Кардонийская петля". Нам он рассказал о том, как стал писателем, о фильме, который снимают по его книгам, и почему красные шапки пьют виски, а не водку

Панов приехал в Киев, чтобы лично представить новую книгу  / Фото: Александр Яремчук

— Вадим Юрьевич, с новой книгой вас! "Кардонийская петля" — это уже 4-й роман из цикла "Герметикон". Как долго вы планируете его продолжать?

— Когда я начинал писать "Анклавы", то точно знал, что это будет сериал, состоящий из 5—7 томов (в итоге писатель вложился в 5. — Авт.). Я даже примерно представлял, какая там будет концовка. А "Герметикон", как и "Тайный город" ("ТГ"), — это книжный цикл, а не сериал. То есть это истории, объединенные каким-то миром и героями. И предсказать, сколько там будет книг, я не берусь. Буду писать, пока будут какие-то идеи и мысли.

Реклама

— Ваши поклонники почти единогласно сходятся во мнении, что "Герметикон" и "ТГ" совершенно непохожи друг на друга. Словно их разные люди писали...

— Скажем так, если не рассматривать бредовый вариант, что за меня толпа литературных негров пишет (смеется), то для меня это очень сильный комплимент. Я не скажу, что когда писал "Герметикон", то целенаправленно пытался сделать его совершенно другим, безжалостно вымарывая хоть какую-то схожесть с "Городом". Но я действительно старался придумать другой мир. И по-другому о нем рассказать.

— Вы один из немногих фантастов, официально разрешивших другим авторам продолжать свои книги...

Реклама

— Это не совсем верно. Они не продолжают. В историях о "ТГ" уже было два сборника рассказов, инициированных мною. И вот как раз сейчас идет конкурс для следующего — третьего сборника. В нем действительно будут рассказы не только моего авторства. Но это не продолжение. Это как бы расширение мира — возможность посмотреть на свое детище чужими глазами. Соответственно, появляются рассказы, которые я бы в жизни не смог написать. Те истории, которые предложили мне другие авторы, они бы просто не пришли бы мне в голову! В этом-то и вся прелесть — обнаружить в, казалось бы, знакомом городе новые улочки-закоулочки! При этом с моей стороны порою присутствует абсолютный диктат. Мне важно, чтобы чужой рассказ соответствовал моему миру — и это было ключевое условие сотрудничества с писателями. Потому я могу жестко сказать: "Так, стоп, — мой Сантьяго никогда бы так не поступил". Это мое право.

— Сейчас по "ТГ" снимают сериал. Какова степень вашего участия в нем? Вы контролируете процесс — или "гонорар получен — делайте, что хотите"?

— К сожалению, я не Стивен Кинг, чтобы позволить себе рулить процессом "от и до". Но это не значит, что я все пустил на самотек. Я массу времени провожу на съемочной площадке (сериал снимают по заказу РЕН ТВ), помогал с отбором главных актеров. Кстати, мы долго искали исполнителя на роль комиссара Сантьяго. Смотрели актеров в России, Украине, но все не то. В итоге нашли его в Польше — Марчин Якуб Руй. И, на мой взгляд, — это стопроцентное попадание в образ. Из других актеров — звезда "Закрытой школы" Павел Прилучный (играет Артема Головина), Игорь Жижикин (Кортес), Александра Флоринская (королева Всеслава).

Реклама

— На данный момент в "ТГ" около 17 книг. Сколько романов охватывает экранизация?

— Первые два: "Войны начинают неудачники" и "Командор войны". Если рейтинги будут высокими, то будет и продолжение. 

— Свой первый роман вы написали в 29 лет. Как вы вообще пришли к тому, чтобы стать писателем?

— В свое время, еще в институте, я участвовал в студенческом театре. И что-то там играл и придумывал. Вот тогда у меня и появилась привычка записывать какие-то интересные находки, наблюдения, анекдоты, фразы, типажи. Там же, в театре, я приучился придумывать "объемный" образ персонажа. У нас же не было там гримеров, костюмеров — мы все делали своими силами. Работая над персонажем, я четко понимаю, как он выглядит, во что одет, какие у него привычки. После института записные книжки с заметками продолжали пухнуть, и я понял, что пора садится и что-то писать.

— И сколько времени ушло на написание первого романа?

— Три года я придумывал "ТГ", а еще три — писал. Итого шесть лет. К счастью, родные восприняли мое занятие спокойно. Мне никто не говорил: "Ты же здоровый мужик, хватит бумажки чиркать, лучше работу найди". Тем более, что работа у меня и без того была. А писательство — это просто хобби. Все лучше, чем водку во дворе жрать.

— Шесть лет — серьезный срок. А сейчас сколько занимает написание романа?

— Около полугода. То есть, за год я "выдаю" по два романа. Опыт, наработки помогают. А самый первый роман — да, он был самым сложным. Я ведь когда  с первой рукописью пошел по издательствам, то знал, что мне откажут. Мне важно было, чтобы мне сказали, что именно я сделал не так. Главное, что я для себя вынес, что в литературе, даже в фантастической, действует принцип театра: "верю" или "не верю". Должны верить, иначе книжка — слаба.

— Вы на компьютере пишете, или...

— ...на компьютере, но тексты редактирую по старинке — распечатываю и ручкой что-то там правлю. Эдакий хенд-мейд. Я понимаю людей, которые говорят, что разницы между электронным и печатным текстом нет. Но для меня лично эта разница есть. Причем колоссальная — вплоть до того, что текст воспринимается иначе. 

— Одни их самых ярких героев "ТГ" — красные шапки, которые, чтобы "запустить" мозги, пьют дешевый виски. Почему именно этот напиток? Ведь на русских просторах водка или портвейн куда уместнее.

— Хороший вопрос (смеется). Просто шапки — это же практически гоблины. А гоблины просто не могут пить водку — не их напиток.

— В ближайшее время планируете какой-то новый цикл?

— Нет. Сосредоточусь на "ТГ" и "Герметиконе". Я и так между ними постоянно лавирую. Кстати, как раз сейчас я пишу новый роман о "ТГ". Так что продолжение не за горами.

ОСНОВАТЕЛЬ "ТАЙНОГО ГОРОДА"

Имя: Вадим Панов
Ро­дил­ся: 15.11.1972
Карьера: писатель

После окончания школы Панов поступил в Московский авиационный институт. Во время учебы принимал активное участие в деятельности студенческого театра "Зеркало", где в 1994 году по его пьесе был поставлен спектакль "Такие игры". В МАИ Вадим встретил свою будущую жену — Наталью (она до сих пор первой читает все книги супруга). Литературную деятельность Панов начал в 2001 году после публикации "фэнтезийно-городского" романа "Войны начинают неудачники", положившего начало циклу "Тайный Город". Другие известные циклы — "Герметикон" и "Анклавы". У Панова две дочери — Полина и Ирина.