Создатель первого фотомузея патронов: "Боеприпасы в разрезе" — моя борьба со страхом"

28 сентября 2013, 14:00
Сабин Перлман рассказала о том, как попала в швейцарский бункер-склад и потратила на фотосессию 1000 часов

Реклама

Хотя Сабин Перлман и родилась в Европе, с 2004 года живет вместе с мужем в Америке. Он — ее идейный вдохновитель и первый помощник во всех начинаниях. Ему первому она и показывает свои работы. Сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе. Здесь, в галерее PYO, расположен ее фотомузей. В 2013 году Сабин получила за него престижную в США премию LensCulture.

Фотограф с удовольствием переписывается с поклонниками и даже противниками ее творчества по всему миру на своей официальной страничке в "Фейсбук".

— Сабин, о вашем музее знают во многих уголках земного шара, но о вас самой почти ничего неизвестно. Скрываетесь? 

Реклама

— Вовсе нет! Я родилась в Австрии, выросла среди прекрасных гор. У моих дедушки и бабушки была ферма. Мне повезло: я много времени проводила на природе, помогала в поле, доила коров, квасила капусту вместе с бабушкой, когда приезжала на каникулы. В целом я провела прекрасное детство в Австрии, но всегда мечтала о далеких местах. Я очень люблю путешествовать! Сейчас я живу в Лос-Анджелесе с мужем, но все еще мечтаю о путешествиях. У меня определенно самая настоящая "путешественная болезнь".

— Объясните, откуда у женщины такое пристрастие к боеприпасам?

 — Мое детство в Австрии пришлось на время, когда рана от Второй мировой войны еще не зажила в душах людей. Мысли о войне или о чем-то, с ней связанном, всегда наводили на меня ужас. Меня расстраивали мысли о горькой трагедии, которую принесла война. Для художника важно всегда раздвигать и исследовать свои собственные границы и свою зону комфорта. "АММО" — так называется моя выставка — это олицетворение таких границ для меня. Борьба со своим страхом.

Реклама

 — Как расшифровывается "АММО"?

 — То, что отражается в глазах смотрящего. Для каждого в этом отражении — свой смысл.

— Когда мы увидели экспонаты вашего фотомузея в интернете, то были шокированы. Как вы это сделали? При помощи команды саперов? 

— Специалист по боеприпасам, с чьей коллекцией я и работала, разработал сложную технику обезвреживания снарядов, и разрезания их на части. Это очень опасно — не пытайтесь повторить это дома! На одну картинку уходил приблизительно час. В целом создание всей этой коллекции заняло около 900—1000 часов.

 — Как вам удалось найти столько разнообразных патронов?

 — 900 образцов — это лишь часть приватной коллекции, наверное, самой большой в мире. Чтобы их сфотографировать, я ездила в Швейцарию, где патроны хранятся в специальном бункере. Это на самом деле увлекательно. У каждого снаряда определенное предназначение: некоторые из них используются в военных целях, другие для защиты, для охоты, для обычной стрельбы. Некоторые снаряды разработаны специально для самолетов — они не могут ранить человека, но могут сделать дыру в самолете. Другой отвратительный снаряд называется диверсионный. Его наполняют взрывчатыми веществами и подбрасывают в лагерь противника. Когда противник начинает ими стрелять… В общем, стрелок не выживает.

 — Не страшно ли было хрупкой женщине работать со столь опасным материалом?

 — Что вы! Боеприпасы были обезврежены до того, как их разрезали.

 — Как думаете, почему ваш фотомузей так быстро приобрел популярность, причем не только среди мужчин, но и женщин?

 — Видимо, предмет моих работ находит отклик в сердцах многих людей. Кто-то видит в этой работе хорошее, кто-то — плохое. Подобная тема затрагивает базовые инстинкты человека.

 — Ваша семья поддержала это увлечение?

 — Да, мой муж очень поддерживал и гордился мною!

 — Не кажется ли вам, что выставка подобного рода призывает к оружию и насилию?

 — Выставленная на обозрение анатомия боеприпасов — это своеобразная пища для размышлений.

 — Как аудитория приняла коллекцию, увидев ее впервые? Чье мнение было для вас самым важным, и каким было это мнение?

 — Люди совершенно по-разному реагировали на фотографии. Тот факт, что моя работа вызывает реакцию — важнее всего. Для меня каждое мнение о проделанной работе — ценно.

 — Были ли нападки на ваш музей со стороны священнослужителей  или общественных организаций, пропагандирующих мир во всем мире?

 — Никаких нападок не было, но люди определенно говорили и озвучивали свои мнения, касающиеся моей работы. Я очень рада, что фотографии настолько сильны, что могут вызвать дискуссию.

 — На презентации музея вы сказали: "Человек — это красота и зло одновременно". Очень хочется спросить, а как же тогда добро? 

 — Когда я впервые увидела эти необычные и заманчивые объекты, меня обезоружила их красота. Заворожило разнообразие цветов и дизайна, мастерство, с которым они выполнены, и опасность, которую они могут нести. Изображения помогают по-новому взглянуть на одни из старейших проблем людей всех времен — выживание, защиту и войну. Ведь действительно, человек — это красота и зло одновременно. Двойственность человеческой природы — это всегда две стороны монеты. Добро не может существовать без зла, красоту нельзя увидеть, не видя уродства. Но моя выставка — это не олицетворение зла, ни в коем случае! И я верю, что в людях есть хорошее. Я романтик и оптимист!

 — У нас часто цитируют крылатую фразу Пушкина: "Гений и злодейство — две вещи несовместные". Как вы считаете, сегодня подобная теория устарела?

 — История постоянно приводит нам доказательства того, что грань между этими понятиями весьма размыта. Что может быть гениально для одного, в то же время для другого может быть злом, и наоборот. Концепции добра и зла являются причиной многих наших жизненных коллизий.

 — В нашей литературе есть персонаж по имени Шапокляк, которая выражает свою жизненную позицию словами: "Хорошими делами прославиться нельзя". Как думаете, она права?

 — Мне сложно понять вашего героя. Может, это нюансы ментальности? Доброта и сострадание — это всегда хорошо. Мы не можем делать хорошие дела только ради похвалы. Мы можем их делать лишь потому, что это хоро­шие дела.

 — Есть ли у вас рецепт, как создать что-то великолепное и одновременно простое? Что вы могли бы посоветовать?

 — Думаю, не нужно что-то делать, в надежде прославиться, делать нужно лишь потому, что ты хочешь что-то делать. Творчество — это не конечный результат, это сам процесс.

 — Планируется ли путешествие фотомузея не только по США, но и по другим странам? Не хотите приехать в Украину?

 — Я была бы рада представить "АММО" перед украинской аудиторией. Для того чтобы получить больше информации о выставках, посетите мой веб-сайт, или следите за информацией в медиа.

 — Вы слышали что-то об Украине?

 — Я хорошо осведомлена о богатой украинской истории, и я слышала много прекрасных историй о красивейших украинских лесах. Я знаю о "Зеленом Туннеле" — не могу дождаться того момента, когда мне удастся его посетить. (Имеется ввиду клеваньский "Туннель Любви" в Ровенской области, — Авт.)

 — Вы когда-нибудь были в Украине или России?

 — К сожалению, я пока не была ни в Украине, ни в России, хотя я с нетерпением жду такой возможности.

 

"Сабин поступила чисто по-женски, превратив ужас в эстетизм"

 Мария Кабакова, директор психологического центра "Физис":

"Выставка поражает хотя бы тем, что ее создатель — женщина, выросшая во вполне миролюбивом обществе. Ведь мужчина и оружие — явления более совместимые и привычные. В то же время, разрезав боеприпасы, она поступила чисто по-женски, на мой взгляд. Мужчина разобрал бы пистолет, чтобы узнать, как он устроен в целом, но вряд ли бы стал докапываться до того, из чего состоит патрон! Мужчин интересует макрокосм — внешняя форма, они люди глобальные. А женщин чаще интересует микрокосм — содержание со всеми деталями и нюансами. Разрезав боеприпасы, автор не просто показала устройство патрона, а превратила ужас в эстетизм! Реакция на это может быть совершенно разной. 

Думаю, у старшего поколения оружие вызовет страх и неприязнь — из-за ассоциаций с войной, спецслужбами, доносами и расстрелами. В нашей стране человеку, не имеющему дел с криминалом или силовиками, чтобы получить оружие нужно пройти семь кругов ада. Наличие оружия говорит о принадлежности к силовым или криминальным структурам, а это вызывает страх. Зато поколение "нулевых", воспитанных на голливудских фильмах, экспонаты, скорее всего, воспримет с восторгом и позитивом. Как красивую картинку. В отличие от прошедших войну и "режим", у них не стоял вопрос ценности жизни, которую можно потерять за мгновение с помощью таких "красавчиков" из "АММО". К тому же, сегодня на экранах можно увидеть сколько угодно насилия. В каждом "кассовом" фильме добро побеждает при помощи кулаков или огнестрельного оружия. На мой взгляд, экспозиция — яркий пример того, что насилие становится обыденным явлением и одной из ведущих тенденций общества". 

"За технической красотой — разрушающая сила"

Евгений Копатько, социолог: 

"С одной стороны, данная анатомия боеприпасов любопытна с точки зрения эстетики. Люди, которые не имеют никакого отношения к оружию, полагаю, увидят в этих картинах некую красоту. И я — не исключение! С удовольствием и удивлением просмотрел эти фотографии. Ведь пуля — это завораживающе красиво. 

Музей может привлечь как любителей оружия, так и пацифистов, осуждающих насилие во всех его проявлениях.

Но есть и другая сторона медали. За всей этой технической эстетикой скрывается разрушительная сила доступности оружия, которая может нанести непоправимый урон обществу".