Вдова Олеся Гончара: "На юбилей мужа буду есть его пироги"

3 апреля 2013, 12:00
Валентина Гончар — о том, как на деньги учителей издала сборник мужа и почему сегодня у нее нет друзей

/ Фото: Александр Яремчук

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

— Валентина Даниловна, современное поколение практически не читает классиков украинской литературы. Переиздают ли нынче книги вашего мужа и выплачивают ли вам гонорары?

— Редко. Платят копейки по сравнению с тем, как было при Союзе. Но Олесь Терентьевич никогда о деньгах не думал. А все, что у нас было из сбережений, сгорело на сберкнижке. К юбилею "Наукова думка" издала лишь его "Публицистику", хотя планировала выпустить полное собрание сочинений в 12 томах. Выйдет также трехтомник дневников. И библиографический список. Парламентская библиотека в Киеве должна была издать его еще к 90-летию. Но не нашлось денег. Небольшой объем она могла выпустить своими силами, но поскольку список был толстым, пришлось многих людей просить, чтобы они помогли собрать нужную сумму на издание. Отозвались только учителя школы, которая носит сегодня имя Олеся Гончара. С их помощью и собрали 21 тысячу гривен на выпуск.

— А дни рождения Олеся Терентьевича отмечаете?

Реклама

— Да, печем пироги с творогом и картошкой, которые он любил. Приходят знакомые, часто вспоминаем его на панихиде на кладбище. Дома собираемся в кругу близких.

— В квартире после смерти мужа вы до сих пор, уже 18 лет, не меняли обстановку? 

— Нет. Нужно ремонт делать, но это уже непосильно для меня. Годы берут свое, да и финансов на это нет. Но квартиру, в которой много лет жил и работал Олесь Терентьевич, продавать не буду.

Реклама

— Тяжело было быть женой гения?

— Непросто. Иногда нужно было быть дипломатом, на что-то не реагировать, что-то прощать. У него были достоинства, которые я ставила выше недостатков. Для работы ему нужен был рабочий стол и свободное время.

— Сейчас рядом с вами есть люди, которых можете назвать друзьями?

— Трудно назвать таких людей. Недавно умер большой друг Олеся Терентьевича Яков Аксюта. Он был военным журналистом, они вместе учились в техникуме. Иван Драч занят постоянно, я даже боюсь его беспокоить. Так что живу только семьей. Будущего почти нет. Радуют только внуки и правнуки.