Александр Феклистов: "Все у нас будет хорошо, когда падет режим Путина"

26 февраля 2008, 12:29
Сандро из фильма "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным" рассказал "Сегодня" о своем диктаторстве в семье, о помешанности на собаках, за что любит Украину и что в Гонконге предпочитают "Борису Годунову".

Александр Феклистов, фото М.Львовски

В детстве мечтал о морских странствиях, но вместо мореходки поступил в театральное училище и стал артистом. Теперь путешествует в кино и по миру с театром. С 1991 по 1998 гг. преподавал актерское мастерство в школе-студии МХАТ. Сейчас — "свободный художник". В большом кино дебютировал с ролью Доронина в фильме "Отряд" (1984). Всесоюзную известность принесла роль Сандро из фильма Ю. Кары "Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным" (1989). Сейчас в послужном списке более 70 работ в кино и на ТВ, одна из последних — в сериале "День рождения Буржуя". В 1998 г. совместно с Д. Брусникиным был автором сценария и режиссером телесериала "Чехов и Ко". Женат, трижды отец, дедушка. Отчим Андрея Ширвиндта.

- Александр Васильевич в детективе "Танец горностая", который скоро выходит на экраны, вы очень убедительно играете следователя. И вообще все ваши киношные "люди в погонах" настоящими получаются. Откуда это?

Реклама

- Спасибо за комплимент. А откуда это?... Я же сын военного. И в моем детстве воскресенье начиналось также рано, как и обычные дни. И начиналось оно с мытья полов или дежурства по кухне. Так что этот момент строгой дисциплины существовал у нас в семье. А потом у моего же отца очень много друзей было – настоящих крепких мужиков со своими убеждениями, с принципами. У них и подглядел (смеется). До сих пор, кстати, с некоторыми из них дружу, хотя отца уже нет в живых. Но я навещаю их, и мне это доставляет большое удовольствие, несмотря на то, что мы очень не сходимся в некоторых идейных позициях…

- Наверное, ваши мнения расходятся в оценках "текущего исторического момента"?

- Конечно, в том числе и в симпатиях к лидерам. Мы по-разному воспринимаем прошлое и настоящее.

Реклама

- Вероятно роль достаточно спорной фигуры недалекого прошлого – тов. Молотова в телефильме "Звезда эпохи" (2005) вам показалась интересной, если вы за нее взялись?

- Роль-то не очень большая, но я готовился к ней честно. Прочел несколько книжек на эту тему, поскольку я давно не занимался сталинской темой. И меня поразило обилие книг, которые сейчас есть в книжных магазинах на эту тему. А я как-то не заглядывал на эти полки, уже лет 15, после того, как все это было под запретом. И тут вот я обратился опять к этому куску истории, и оказалось, что это имеет колоссальный спрос, причем в самых совершенно разных трактовках, как самой фигуры Сталина, так и его окружения. Вячеслав Михайлович Молотов, очень странный был тип. В конце жизни у же он признавался, что боялся всё время, всегда… Сталин же два раза забирал у него любимых женщин, так случилось, однажды просто девушка предпочла Сталина, а второй раз он отправил в лагеря его жену. Ведь это было самое интересное, как оставаться всю жизнь рядом со своим врагом и никуда ты от него не денешься, никуда не уйдешь… Это для меня интересно, но к сожаления такой теме нужно посвящать отдельную картину, а "Звезда эпохи" была совсем о другом…

- До этого у вас было еще пару любопытных появлений в "киносталинской" эпохе…

Реклама

- Да, я снимался в голливудской картине "Сталин" Ивана Пассера, который когда-то начинал вместе с Милошем Форманом ("Полет над гнездом кукушки", "Регтайм", "Призраки Гойи" – прим.авт.), они вместе один фильм сняли в начале карьеры. Там мне был интересен не материал в целом и мое эпизодическое появление в роли рабочего Николаева, который убивает Кирова, а именно возможность просуществовать какое-то время в голливудской машине. Правда, картины этой я так и не видел, не знаю даже была ли она у нас в прокате. А вот фильм "Ближний круг" Андрея Кончаловского, где я в роли Ивана Большакова, видел. Потом эта картина стала называться "Киномеханик Сталина".

К Кончаловскому я вообще с большим пиететом и уважением отношусь, это по-моему само собой, ведь он все таки создал ряд кинематографических шедевров и человек энциклопедических знаний, разговаривающий на съемочной площадке на пяти языках! У нас ведь съемочная группа тогда была отчасти итальянская, отчасти американская и русская.

- И еще танцор Сандро в "Пирах Валтасара" По восприятию – настоящий кавказец!

- Ну, какой же кавказец – мне даже волосы практически не темнили. Разве что по темпераменту: танцевал ведь я сам танцевал там. Это было кажется в 1988 году…

- С распадом СССР, вы как человек театра и кино, что потеряли, а что приобрели?

- Ох… Меня особенно бесит эта паспортная система при пересечении наших братских стран Украины и России. Я считаю, что это величайшая глупость: вся Европа объединяется, а мы – разъединяемся! Надеюсь мы придем когда-нибудь к тому, что опять упадут эти шлагбаумы и мы окажемся хотя бы в безвизовых отношениях. А в некоторых республиках – скажем, в Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, я так и не успел побывать. Нет, можно поехать туда и туристом, естественно, но как-то страшновато стало. Кое-где просто диктаторские режимы стали и это очень печально. А где-то наоборот идут по пути демократии, и это очень радует. Мне, например, очень приятно за Украину, несмотря на то, что у вас такая же бестолковщина существует в Раде, как в нашей Думе, но тем не менее, это более демократично.

- В украинском бардаке все же видите что-то обнадеживающее?

- Естественно, оранжевая революция не прошла даром. Я, вот, не могу себе представить плакат в Москве по поводу Путина какой-либо, а в Киеве, я видел плакат "ДежавЮщенко". Ну, это же прекрасно! А у нас очень серьезно к себе лидер относится и его окружение особенно. У вас всё же как-то проще.

- Вот только после этой революции Украина стало ускоренным темпом от России отгораживаться…

- Я думаю, что когда упадет режим Путина, а он упадет, то и заборы все эти с барьерами исчезнут.

- Не боитесь такое говорить, вам же еще домой возвращаться?

- Чего мне бояться?

- А что ж вас так удручает в политике Кремля? Вроде бы свободно разъезжаете по миру, никаких запретных тем в кино и театре…

- У нас давно нет свободы слова. Да мы можем играть всё, но не можем всё говорить вслух о происходящем в стране – нас не напечатают или нас вырежут из телепрограммы. Все СМИ блокированы. У нас нет новостей, на всех главных ТВ-каналах – одно и то же, все новости теперь читают в Интернете.

- У вас ведь старшая дочь, кажется, тоже в журналистке?

- Она учиться и одновременно работает на телевидении. Но, поскольку телевидение съедает все время, то учебу она практически забросила. И мне это очень больно. А младшая, вот, поступила в этом учебном году на 1 курс Школы-студии МХАТ – изучает театральный менеджмент и театроведение.

- На что после работы остается время?

- У меня кроме большого количества детей – своих трое и пасынок, еще и большое количество собак. Три дворняги в доме! У нас чокнутая семья на эту тему. Будь я чуть-чуть помягче характером, жена завела бы еще столько же. Но я пытаюсь держать диктатуру дома, в отличие от общественной жизни. Потом из-за отъездов частых много всяких бытовых дел накапливается. Я же еще дом строю в Подмосковье.

- Руководите процессом?

- Нет, только наблюдаю. А строят, кстати, рабочие из Молдавии…Так что вот, у меня дел хватает. Но вот опять скоро на гастроли за рубеж со спектаклем "Двенадцатая ночь". Это постановка английского режиссера Деклана Доннеллана в рамках проекта Конфедерации международных театральных союзов. У меня роль сэра Тоби Белча. Сначала в Чили, и дальше по миру…

- И как удается избегать трудности перевода спектаклей?

- Играем на русском, а над сценой титры на мониторе. И проблем с Шекспиром нет даже у публики самых экзотических стран. Это ведь, международные хиты, так сказать. А вот с нашим "Борисом Годуновым" – да, бывают сложности в восприятии. Мы совсем недавно были с этим спектаклем в Гонконге – кому там интересно про то, что в России происходило в XVII веке. Какие-то цари, бояре… Зал на 500 человек был наполовину пустым, в то время как рядом в зале на 2 500 мест с аншлагом проходило "Шоу трансвеститов".

- Как же вас после сотрудничества с театральными ассами заманивают в телесериалы?

- Во-первых, я же не на все предложения соглашаюсь, смотрю сценарии. И потом, буду откровенен, в силу возраста, я уже вышел из киношной обоймы, почти вышел. Поэтому приходится и в сериалах сниматься.

- И что мы увидим в ближайшее время кроме "Танца горностая" с вашим участием?

- В 4-серийном фильме "Звезда империи" про знаменитую балерину Матильду Кшесинскую я сыграл Александра ІІІ. Летом снимался опять же в 4-х серийном фильме Дмитрия Орлова под названием "Татьяна" по сценарию с участием Василия Аксенова. По-моему это очень хороший материал, и я надеюсь, его будет интересно смотреть. Мы там помотали кишки по серьезному. И вот сейчас пригласили сыграть эпизод в киевской картине, какого-то очередного отца сыграть надо…

- На съемочной площадке все о вас отзываются как о спокойном и добрейшем человеке, и в то же время бытует мнение что "Феклистов взрывной человек, может уйти, если материал не нравиться"…

- Я уходил из театральных проектов. В кино же из проекта выйти нельзя: ты заплатишь такую неустойку, что мало не покажется. А так, нет-нет, я не скандалю в общем-то, и в кино я более покладистый, чем в театре.