Александр Ковшун: "Я стал режиссером, чтобы провоцировать"

8 июня 2008, 20:28
Актер, а теперь и режиссер Харьковского театра Шевченко Александр Ковшун рассказал "Сегодня" о современном театре, сложностях закулисной жизни и любви к велосипеду.

Источник фото - Интеренет

— Александр, трудно поверить, что вам уже пятьдесят. У вас есть какой-то особый секрет юности?

Реклама

— Дело в том, что уже много лет мой единственный транспорт — велосипед. Я езжу на дальние расстояния, ездил в Одессу и Чернигов — это больше 250 километров за сутки. Кстати, для Беккета символом человека счастья был человек на велосипеде! У него была болезнь ног, и ходил он плохо, но при этом говорил, что на велосипеде ездит довольно прилично. Мой велосипед сделан по спецзаказу, его сконструировал мой друг — бывший велогонщик, он делал велосипеды для сборной СССР, и на них поставлены мировые рекорды. Вся моя семья: и жена, актриса Елена Приступ, и сын — мы все катаемся.

— А когда открываете сезон?

— Я его и не закрываю. Просто зимой езжу на шипованой резине. Когда я приехал в Голландию, то подумал, что это страна моей мечты, потому что там все на велосипедах! Клерки по своим делам, дамы в нарядных платьях — это транспорт номер один.

Реклама

— Александр, почему вы, актер с 25-летним стажем, решили заняться режиссурой?

— Мне давно предлагали быть режиссером, и я сам хотел попробовать, но не знал, какой именно театр я хочу — не хотел копировать или заниматься откровенной профанацией. И в действительности меня подтолкнул Жолдак. Я понял, что театр может быть действительно разным, абсолютно противоположным. Хотя, на мой взгляд, у Жолдака нет ничего нового — все существовало до него. И хотелось такой провокации, потому что, хотя наш зритель и "разогрет", так сказать, Жолдаком, но проходит какое-то время — и все забывается.

— Почему вы взяли именно "Войцека"?

Реклама

— Ее хотел поставить еще Жолдак и специально приглашал из Львова режиссера Кучинского. В свое время ее готовил к постановке и Лесь Курбас, но не успел — его репрессировали. Бюхнеровский "Войцек" в театре Шевченко — это восстановление исторической справедливости по отношению к театру и его режиссерам. Когда Степан Пасечник предложил мне постановку, я взял готовый сценарий. Но отталкивался в основном от оперы Берга — она дала мне метафизическую информацию для постановки.

— Пьеса была написана в начале прошлого века, отображала дух Первой мировой войны. Вы видите в ней что-то созвучное с настоящим?

— Я понимаю, что идет постоянная война, война в самом себе. Поэтому такая тема всегда актуальна. Если доведется сделать альтернативного Гамлета, у меня есть абсолютно противоположное его прочтение: он тоже воюет сам с собой и хочет добыть сам себе покой в середине, и уничтожает какие-то свои проблемы — а потом тишина. Но это на будущее.

— Сложно было из актера превратиться в режиссера?

— Конечно, трудно заставить поверить в тебя других, если ты еще не был режиссером. Я фактически вербовал людей — по одному! По театру ходили слухи, что это все самодеятельность, что может ничего не получиться, кто-то сначала не соглашался. Но мы собрали команду. И работали год, в свое свободное время — потому что это была внеплановая постановка. И я тотально предан своей идее и своим актерам! Сам Пасечник играет у нас Капитана — я ему изначально поставил условие: он должен играть.

— В спектакле играет и ваш сын. Как ему понравилась ваша первая работа?

— Мой сын прошел все спектакли Жолдака с 4-летнего возраста, у него послужной список больше. чем у меня. Первое, что он сказал: "Татон-батон сделал отстойный спектакль с матюками". Но потом его впечатление изменилось, и он теперь говорит: "Неплохой спектакль, но у Жолдака лучше".

— Ваша новая постановка совсем другого плана.

— Да, я сам сделал перевод пьесы Николая Коляды "Девушка моей мечты" и добавил к ней отрывки Беккета, которые связаны тематически. Когда на нашей территории сходятся восточные и европейские тенденции, они дают такой микс — дивное соединение культур, эстетики, религий. И получился этот спектакль "Слушающая шаги" в форме микс-экзистенции.

— Вы собираетесь показывать свои спектакли за рубежом?

— У меня есть чисто меркантильный интерес. У меня нет средств, чтобы просто поехать за границу и посмотреть современный европейский театр. Значит, надо сделать такой продукт, чтобы выехать и поучиться. Это и повод для поездки, и средство, которое нам дано от Бога. Я понимаю, что именно на Западе возникают самые интересные креативные идеи, и все новое происходит. Если мы закроемся в своем небольшом замкнутом креативном пространстве — конец!

— Режиссер воспитывает публику или просто отражает реальность?

— Я не думаю, чтобы театр кого-то перевоспитал. Люди приходят, чтобы посмотреть на произведение искусства. И я не ставлю перед собой задачу — воспитывать. Мы пытаемся попасть в какие-то нервные центры, и на этом я акцентирую внимание, а люди сами будут делать свои выводы. Я не люблю морализаторства, не люблю пафоса, пытаюсь быть честным во всем — потому что брехни вокруг валом.

— Как реагируете на критику?

— Мне нужно точно указать на слабые моменты — я ими займусь. Например, "Войцека" я хочу немного спрессовать по игре, но не знаю, хватит ли на это актеров. Я же вижу, какие актеры после пьесы, сам играю две роли. Напряжение бешеное, мы все просто обессилены в конце. Мы же играем не текстами, а энергией!

— А где вы ее берете?

— Молюсь. Так случилось в жизни, что я уверовал. Знаете, как бывает? Заболел, умер, потом ожил. После этого открываются такие удивительные вещи, что умереть проще, чем жить. И жизнь надо ценить. В моей пьесе "Слушающая шаги", я трактую объясненияе Беккета, что слушать шаги — это ощущать себя живым.

ПРОФИЛЬ. ЛЮБИТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. Имя: Александр Коршун. Родился 4 июня 1958 года. Окончил Харьковский театральный институт, после чего сразу был приглашен в Театр русской драмы им. Пушкина в спектакль "А поутру они проснулись". Играл три роли в "Декамероне" Боккаччо и других спектаклях. Перешел в театр Шевченко, когда стало тесно в "академическом" Пушкинском театре, захотелось большей экспрессивности и эксперимента, хотя признается, высоко ценит школу и манеру режиссера Барсегяна. Играл и играет почти во всех спектаклях Жолдака. Преподает в Академии культуры на театральном факультете, учится в Академии искусств на режиссера. В ноябре 2007-го в качестве режиссера поставил свою первую пьесу "Войцек" . 4 июня к своему 50-летию поставил вторую пьесу "Та, що слухає кроки" — спектакль предназначен для показа на международном фестивале Николая Коляды, который пройдет в Екатеринбурге.