Александр Муратов: "Я – националист и не скрываю этого"

25 мая 2007, 08:33
Режиссер рассказал "Сегодня" об отношении к творчеству экс-супруги Киры Муратовой и нелюбви к молодым украинским киношникам

М. Койфман

Александр Муратов родился в Харькове 21 апреля 1935 года. Окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1959 году. В шестидесятых годах был режиссером Одесской киностудии, в конце десятилетия переезжает в Киев, где начинает работать на студии им. Довженко. В 1964 году снял фильм "Наш честный хлеб", сценарий котрого Муратов писал вместе с тогдашней своей супругой Кирой Муратовой. Самый известный фильм в качестве режиссера — трехсерийный детектив "Гонки по вертикали" 1983 года с Андреем Мягковым, Валентином Гафтом и Галиной Польских в главных ролях. Самая известная работа в качестве сценариста — "Танго смерти" (1991).

— Ваша экс-супруга Кира Муратова за последние несколько лет сняла "Настройщика" и практически завершила "Еще две истории…". Как относитесь к ее новым работам?
— К "Настройщику" прекрасно отношусь — настоящее произведение искусства. Что там говорить, просто хорошая картина. Все ее старые фильмы сделаны безупречно, но с точки зрения моих представлений о цели искусства я с ней не всегда согласен. Конечно, она имеет право на свою точку зрения. Меня это не шокирует, поэтому мне скучно.
— А что вас сейчас может шокировать в кинематографе?
— Меня бы шокировало если бы вдруг появился действительно одаренный и талантливый человек с ярким произведением. Вот это был бы шок. Сейчас даже шансов нет, чтобы это произошло. От кого сейчас чего-то можно ждать? Кто найдет настоящий материал, а не просто будет пытаться устроить какой-нибудь скандал? Может быть, Саша Шапиро. Нет, мне не нравится то, что он делает, но я чувствую его внутреннюю одаренность. Мы живем в такое время, когда потенциальные способности — уже что-то. Как-то одна журналистка сказала Пикассо: "Ой, нам так нравятся ваши поиски!" Пикассо обиделся и сказал, что в искусстве важны не поиски, а находки. Когда нет находок, нужно хотя бы профессионально заниматься своим делом. У нас же кино — это самодеятельность.
— А как вы относитесь к режиссеру Муратовой?
— Кира — профессиональный режиссер, а ко всем остальным я отношусь как к аматорам. Они ничто для меня — тот же Санин, который снял "Мамая". Он еще просто недоучился, хотя считает себя академиком. Я не могу сказать, что он неталантлив, но ему еще нужно серьезно учиться. Я тоже люблю то, что выходит за границы обычного мышления, сюрреалистические прибамбасы — но когда это естественно. Параджанов, например, не мог мыслить иначе. А у нас некоторые режиссеры мыслят нормально, а потом "тасуют" так, чтобы все было странно.
Вам не кажется, что по сравнению с Муратовой, вы в последнее время обделены вниманием?
— Я делаю фильмы для внутреннего употребления — я националист и не скрываю этого. Признаюсь честно, далеко не все свои фильмы я считаю достойными — самые достойные проекты у меня, как говорят музыканты, остались " в нотах". Например, фильм о моей юности в УПА. Никто же из кинематографистов не был в рядах УПА — а был разведчиком, связистом… Но я просто физически не могу найти людей, которые бы финансировали проект. То, что снимает Кира — это происходит где-то "там". На самом деле, ну кто смотрел ее фильмы? Одна моя знакомая московская критикесса сказала мне: "Саша, я очень уважаю вашу бывшую жену, но фильмы ее смотреть не могу!".