Алексей Герман-младший: "Уход Гоши Куценко в политику считаю большой глупостью"

3 ноября 2008, 16:16
Сын выдающегося режиссера Алексея Германа рассказал как уживается со своим знаменитым отцом, как тек туалетный бачок на Венецианском кинофестивале и "пожурил" друга, который, по его мнению, занялся не своим делом.

Фото С. Николаева

— Алексей, после развода с женой вы живете вместе с отцом (знаменитый режиссер Алексей Герман-старший ("Хрусталев, машину!")). Как уживаются два мэтра на одной жилплощади?

— Я аж вздрогнул. Это я-то мэтр? Вот мой отец — это творец! Я без ложной скромности считаю его фильмы даже не шедевральными, а по-настоящему гениальными. На его фильмах я рос, учился, и буду учиться. А я — просто начинающий режиссер. Не более! А уживаемся мы абсолютно нормально — хотя семья у нас, конечно, итальянская.

Реклама

— Итальянская? Это как?

— А мы, как итальянцы, то ссоримся по разным пустякам, то через пять минут миримся. Отцу сейчас нелегко — он "делает" своего "Трудно быть Богом" (давно ожидаемая экранизация знаменитого романа братьев Стругацких). Руководит процессом озвучки. Причем делает это так: вымотает себя по полной программе на студии, затем ложится в больницу. Немного восстановит там силы — и снова в бой. Он катастрофически занятой человек. Думаю, фильм выйдет на экраны не раньше, чем через полтора года.

— Это по этой причине Герман-старший до сих пор не видел еще ни одного вашего фильма?

Реклама

— Да, по этой — на просмотр у него банально нет времени. Впрочем, мне так даже легче, а то вдруг покритиковать захочет — не хотелось бы (смеется).

— На киевский кинофестиваль "Молодость" вы приехали со своим новым фильмом "Бумажный солдат", уже успевшим прогреметь на знаменитом Венецианском кинофестивале, где он получил приз "Серебряный лев". Как вашу именитую работу встретили киевляне?

— Очень тепло — не хуже, чем в Венеции (смеется). Аплодировали, после фильма подходили и благодарили за кино — признаюсь, было очень приятно. Запомнился один мужчина лет сорока, он все спрашивал меня, какой подтекст я вкладывал в эпизод, изображавший, в общем-то, рядовые будни лагерной жизни. Когда я ему сказал, что никакого подтекста там нет, он начал меня убеждать, что все-таки есть, что видимо я это не совсем просто осознаю. Было забавно услышать такое.

Реклама

— Поделитесь впечатлениями от Венеции — там действительно все так шикарно, как показывают по телевизору — красная дорожка, мужчины во фраках и женщины в вечерних платьях?

— На самом деле это уже не первый мой вояж в Венецию. Раннее я там уже бывал со своими предыдущими работами. Когда я в первый раз посетил этот город, а было это года три назад, я приехал за пару дней до фестиваля и поселился в гостинице, где, как оказалось, толком даже не работал смывной бачок — хорошо знакомая всем нам проблема. Так что я себя практически сразу почувствовал как дома (смеется). Хорошая комфортабельная гостиница, оплаченная фестивалем, началась с того дня, когда стартовали наши показы. Что же до платьев, то еще пару лет назад все было довольно демократично. Сейчас пафоса стало побольше — пошли сплошные костюмчики и вечерние туалеты.

— Вы не единожды упоминали, что далеки от политики…

— Это действительно так. Как по мне, главная задача любого режиссера и актера — снимать кино и играть в нем. На то он и режиссер или актер. Все остальное — это разбазаривание себя, как художника. Вот почему, когда я открываю глянцевый журнал и вижу там какого-нибудь известного актера в различных позах фотосессии, то я вздрагиваю. Для меня это не правильно!

— Что вы тогда можете сказать на то, что ваш друг актер Гоша Куценко на днях ушел в большую политику — стал членом политической партии "Единая Россия"?

— Ну, что тут скажешь? Мы действительно с Гошей друзья, я уважаю и ценю его как человека и актера. Но то, что он сделал, считаю просто глупостью. Зачем это ему? Нет, ну если Гоша, конечно, считает, что точно может повлиять на политическую ситуацию в стране — то ради Бога.

— Кстати, о политике: в "Бумажном солдате" в главной роли у вас задействован актер Мераб Нинидзе — грузин по национальности. В свете недавних политических событий, вам никто не нашептывал, что неплохо было бы его "поменять" на актера с более славянской внешностью?

— Сменить Мераба на кого-то другого меня "в лицо" никто не просил — знали, что бесполезно. За спиной, возможно, и шушукались, — мол, у него грузин в главной роли, но мне это безразлично. Для меня национальность вообще мало роли играет! Я ведь первоначально вообще думал, что герой будет евреем. Мы пять месяцев искали "моего" еврея, пока не увидели нашего Мераба.

— Вы сами пишете сценарии, сами снимаете по ним же фильмы и сами подбираете актеров. Что вам дается сложнее?

— Да все! Я почему не снимаю кино каждые пять минут, – потому что не могу снимать по чужим сценариям: не вижу там для себя ничего интересного, вот и приходится писать самому. А на каждый сценарий уходит масса времени – по году и более! А потом масса сил вкладывается в съемки фильма, выбивание бюджетов, в выбор натуры и актеров. Так что все сложно.

— В вашей фильмографии наметилась одна любопытная тенденция: все картины в той или иной степени рассказывают об эпохе ушедшей — о Первой мировой войне, о Второй, о битве за покорение космоса в 60-х. Вам настолько неинтересна тема современности, что вы о ней не снимаете?

— Ну что вы, интересна! Просто как-то так сложилось. Есть большая вероятность того, что мой следующий сценарий будет как раз о современности. Я пока еще понятия не имею, о чем будет это кино, но действие наверняка будет разворачиваться в наши дни. По крайне мере настрой у меня сейчас именно такой.

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР. Алексей Герман-мл. родился в 1976 году в семье знаменитого российского кинорежиссера Алексея Германа ("Двадцать дней без войны") и сценариста Светланы Кармалиты ("Трудно быть Богом"). В 2001 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, работал на киностудии "Ленфильм". Первый его студенческий короткометражный фильм "Осеннее поле" стал победителем на киевском кинофестивале "Молодость". На сегодня режиссер снял три полнометражные картины: "Последний поезд", "Гарпастум" и "Бумажный солдат", удостоенный престижной премии "Серебряный лев" на Международном венецианском кинофестивале за лучшую режиссуру. Лента рассказывает о шести неделях жизни врача Даниила Покровского, который готовит отряды космонавтов к выходу в космос, разрываясь от страха за этих героических людей и любви к двум женщинам — жене и любовнице.