Алла Сурикова: "Миронова мне долго пришлось в "мужья" звать"

4 ноября 2010, 10:54
Знаменитому режиссеру 6 ноября — 70 лет. Она рассказала о своих друзьях, внуках и воспоминаниях о Киеве.

На «Человеке с бульвара КапуциноК». По бокам Аллы — актеры Булдаков и Фоменко, сзади — Козлов. Из личного архива А.Суриковой

— Алла Ильинична, вы — наша землячка, родились в Киеве... Как-то вы говорили, что дом ваш после войны чудом уцелел один из немногих...

— Да, дом где я родилась, действительно уцелел после войны, я хорошо помню. Я училась в женской школе № 94. Мы, дети, поднимались к ней по развалинам, мимо доски почета, которая будто закрывала собой всю ту разруху, что осталась после бомбежек. Сейчас это место, где мы жили, — Музейный переулок. А тогда была улица Кирова, как сейчас помню — дом 39\41, квартира 4. Потом я еще жила в Январском переулке, недалеко от завода "Арсенал". А вообще для меня Киев всегда помнится очень красивым городом на холмах.

Реклама

— Слышала, у вас много друзей из актерской среды… С кем вас свело кино?

— Это Ольга Кабо, Армен Борисович Джигарханян, Галина Польских, Маша Миронова, Николай Караченцов... Дружим семьями с Алекссем Булдаковым. И я точно знаю — случись что, какие-то трудности, Леня Ярмольник всегда примчится ко мне, узнает, не нужно ли помочь и если сможет — поддержит и поможет.

— Вы всех их позовете к себе на юбилей? Как вообще думаете отмечать?

Реклама

— На 25 ноября в театре Армена Джигарханяна намечается мой творческий вечер. Я буду показывать маленькие отрывки из длинной киношной жизни. А друзья будут выходить на сцену и что-нибудь говорить. Вечер этот должен состояться в рамках фестиваля кинокомедии "Улыбнись, Россия!", который я провожу уже в одиннадцатый раз. Хорошо бы в будущем году провести в Украине кинофестиваль "Усміхнемося разом!". Пока это только моя идея, но я приверженница таких правил: забрасывайте удочку подлиннее, может, кто-то и подтянется.

— Роль Миронова, который, к слову, был вашим близким другом, в вашей картине "Человеке с бульвара Капуцинов" стала для него последней. Говорят, он долго отказывался от участия в ней?

— Нет, он согласился сразу. Там была история с отказом с предыдущей картиной "Будьте моим мужем": пришлось мне его долго "в мужья" приглашать. А в "Капуцинах" ему очень понравился сценарий. Только попросил переделать финал. Ну не мог Миронов уезжать побежденным! Любимая девушка и враг-друг все же поехали за ним!

Реклама

— А какой была его реакция, когда он посмотрел фильм?

— Он тогда так сказал замечательно: "Ну, что ж, у меня появилось чувство трусливого оптимизма". Это значит, картина ему понравилась. Кстати, это именно у него еще тогда зародилась идея о продолжении. Мы же снимали в Крыму – городок Санта-Каролина был отстроен в Феодосии. И Миронову, и всем нам понравилась наша компания и он говорил, что хорошо бы всех снова собрать и продолжить снимать кино про то, как герои той картины становятся настоящими кинематографистами…

А с фильмом "Человек с бульвара КапуциноК", история кое в чем повторилась. Главную героиню играет дочь Андрея Александровича — Маша. Вот здесь я не стала бы снимать фильм, если бы она не согласилась. Потому что без Андрея Александровича делать картину почти с таким же названием, только с заменой букв "в" на "к" в конце… Это было бы не этично по отношению к его памяти. Но, знаете, Маша ведь удивительно похожа на своего отца. В чем-то едва уловимом: в жестах, во взгляде, в каких-то реакциях… Порой я видела в ней Миронова.

— "Человек с бульвара Капуцинов", по вашим словам, обошелся в 1987-м примерно в 750 тысяч рублей, а "Человек с бульвара КапуциноК"?

— Если считать, что сегодня эти 750 тысяч означали бы практически семь с половиной миллионов долларов, то "капуцинки" мои стоили почти в семь с половиной раз меньше. Но тогда строили городок, ставили переносную электростанцию, реквизит добывали в Чехословакии. А зарплата и гонорары актеров были строго ограничены законами и сметой. Триста рублей — потолок, разве что народные артисты столько получали.

— Не так давно в кинотеатрах прошла картина "Москва, я люблю тебя!", где были заявлены как режиссер и вы. Но ваша новелла не вошла в киноальманах. Что случилось?

— Так решили продюсеры (продюсировали альманах Юрий Глоцер и Егор Кончаловский, при этом они даже не предупредили режиссера о своем решении, она узнала об этом после просмотра фильма в кинотеатре – Авт.). По их мнению, мою работу массовый зритель будет не в состоянии оценить, она получилась слишком арт-хаусной. Я сказала продюсеру — а новелла многим, кто видел ее на Кинотавре, очень понравилась — что он проходит мимо своего счастья: лишать зрителя Марии Мироновой и прекрасной музыки Алексея Шелыгина, по меньшей мере, недальновидно. Я позвонила ему (Глоцеру – Авт.). Наш разговор снимали на видео. Я ему говорю: "Вы же кинематографист, вы же должны понимать…". Тут он меня перебивает: "Какой я кинематографист — у меня 9 классов образования!" Сначала я подумала: шутит. Оказалось нет. Кичится. Другим он с удовольствием рассказывал, что торговал бананами. А вот теперь — он главный! А мы, значит, в… Но поскольку это моя работа, а по договору, который я подписывала, никаких прав ни у кого нет — то, думаю, что я имею право представлять ее зрителям сама по собственному усмотрению.

— Вы как-то говорили, что очень любите, если мужчины дерутся…

— Только если в кино! Там драки украшают сюжет, чего не скажешь о реальной действительности. Впервые я использовала мужскую драку в "Ищите женщину" — помните, между Ярмольником и Абдуловым? Кстати, эту сцену очень любил мой внук Ваня, когда был маленький, он мог смотреть ее по несколько раз, и все просил перематывать видеокассету. А потом каждый раз спрашивал: "А Абдулова посадили? А Ярмольник поймал еще преступников?".

— Алла Ильинична, вы — безнадежно влюблены в кино, об этом просто кричат ваши картины. Особенно "Человек с бульвара КапуциноК"… Такое впечатление, что вы действительно верите, будто с его помощью можно "вылечить" от пьянства и бандитизма…

— Ну, не до такой степени, но как говорил герой Миронова: стать чище, лучше, заняться любимым делом, которое подарит счастье и самоуважение – это возможно. В это я верю. Я верю, что если в России, в Украине открыть детские студии – много детских любительских киностудий и бесплатных! — где бы учили снимать кино, то при наличии талантливых педагогов наши дети настолько увлеклись бы процессом, что им было бы не до пива и не до наркотиков. Не обязательно из всех делать актеров и режиссеров, кто-то учился бы шить костюмы, другие – сколачивать декорации, но им было бы некогда скитаться по улицам и они бы не были предоставлены сами себе. Я сама считаю себя счастливым человеком, потому что могу заниматься любимым делом. Другое дело, что государству сейчас не до кино. Если на чем киношники и зарабатывают – то на сериалах. Благодаря рекламе по телевидению.

— Вы своих дочь и троих внуков также "присадили" на свой "наркотик" — кино?

— В некоторой мере... Например, мой старший внук Иван уже учится на актерском. Снимается, репетирует. Среднему Коле 14 лет, пока он учится в школе. Знаете уже какой вырос? Метр и 87 сантиметров! Младший Тема еще ходит в детский сад. Но тоже мои в нем тоже гены сказываются: внук ведет все утренники. А моя дочь Кира, писатель. У нее прекрасная книга (и это не моя оценка!) "Несладкий кофе". Кстати, ее я считаю одним из моих самых суровых критиков. Она пишет замечательные рассказы, некоторые вполне могли бы стать основой для хорошего сценария, но… Опять же – нервы дороже. И ее, и мои, потому что мы с дочерью – два заядлых спорщика друг с другом, причем, если уж сцепимся, то ни одна не уступит. Какая уж тут совместная работа!

— А над чем Вы работаете сейчас?

— Ну вот, проведу фестиваль. Позанимаюсь со своими студентами (преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров – Авт.), отдохну и потом наверно, попробую, говоря языком моих внуков, "замутить" что-нибудь новенькое.

ПЕРВЫЙ ПРИЗ — НА "МОЛОДОСТИ"

Имя: Алла Сурикова
Родилась: 6 ноября 1940 г. в Киеве
Карьера: народная артистка России

Окончила Киевский университет (1965) по специальности "Русский язык и литература", параллельно занимаясь математической лингвистикой. В конце 1960-х Сурикова пришла в кино, работая ассистентом режиссера. Автор идеи детского юмористического киножурнала "Ералаш" (1972). Окончив Высшие режиссерские курсы, получила приз Госкино УССР "За лучшую режиссуру" на кинофестивале "Молодость" за дипломную короткометражку "Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности". С тех пор сняла около 30 кинолент, среди которых — ряд документальных фильмов и много художественных, например, "Суета сует", "Будьте моим мужем", "Ищите женщину", "Хочу в тюрьму"... В 1999-м организовала собственную киностудию, а потом — и кинофестиваль комедии "Улыбнись, Россия!".