Андрей Бенкендорф: "В 90-х я зарабатывал на "Мивине", казино и джакузи"

31 мая 2011, 07:36
Режиссер "Бандитского Петербурга" рассказал нам о том, как финансово поднялся на рекламе, о побеге с другом Владимиром Бортко, последней роли Георгия Вицина, посиделках с Джигарханяном и отчиме в шкафу

Бенкендорф: «В рекламу мне вернуться не дали. Я понял: убьют». Фото: А.Искрицкая

— Андрей Александрович, вы сейчас работаете над фильмом о Тарасе Шевченко...

— Да, давно уже хотел показать Шевченко "неиконного". Ведь его привыкли изображать грубым мужланом в жупане. Хотя в молодости он был еще тем бабником и модником. Да у него одни только туфли стоили целое состояние! Кто сыграет Кобзаря? Еще не знаю, но это точно будет незамыленный актер. Пока ведется подготовительная работа. Сценарий к картине уже написан. Думаю, съемки начнутся или в конце этого года, или в начале 2012-го.

Реклама

— Что сейчас происходит с кино в Украине? Вроде что-то и снимают, но только где оно все?

— Просто есть прокатное кино, а есть телевизионное. Помимо этого, есть сериалы, которые хоть как-то приближены к формату большого кино, а есть откровенно мерзкое телемыло. Вот такую мерзость, в основном, и снимают. Но при этом оно очень выгодно: снимается быстро и дешево. Для примера, снять 10 серий сериала экономкласса стоит до $200 000. Большое кино стоит дорого — потому его и нет (для сравнения — комедия "Любовь-морковь 3" стоит $4 млн. — Авт.). Я тоже грешный — снимал сериалы — тот же "Бандитский Петербург" — мне его Бортко передал по наследству, так я его хоть старался делать по законам кино! От многосерийной мерзости всегда отказываюсь, даже если с деньгами туго.

— Многие до сих пор с дрожью вспоминают 90-е: времена полного безденежья. А как вы жили в то время?

Реклама

— Отлично! Я тогда как раз попал в струю — снимал рекламу. Работы, по сути, никакой, а деньги платят большие. В неделю я снимал по две рекламы. За каждый ролик получал около 200 долларов — тогда это были фантастические деньги. При этом важно было "гнать понты": мне не нужен кран или там ветродуй, но у рекламодателя я должен был все это требовать — демонстрировать ему свою кипучую деятельность. Что я только ни снимал: бары, казино, даже "Мивину". Был один ролик, на котором я материально поднялся, — это реклама джакузи. Мы ездили снимать в Египет, еще куда-то, хотя все можно было снять и здесь. Но понты. Потом я захотел снять кино и после в рекламный бизнес вернуться уже не смог. Понял, что если вернусь, меня или покалечат или убьют — эта ниша была уже под контролем серьезных людей.

— В своих фильмах вы часто снимаете Армена Джигарханяна.

— Да, у меня с ним около 6—7 картин. Армен — мой большой друг. И я его очень люблю. Признаться, мы не раз принимали с ним участие в мужских посиделках, и он угощал меня своим коронным блюдом — шашлыком. Ну и выпивали не раз. Кстати, Армен предпочитает не коньяк, а височки (виски. — Авт.). А вообще он часто снимается (у него более 200 картин в фильмографии. — Авт.). Есть даже такая пословица: "Гораздо меньше на Земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян!". Он просто трудоголик. Не может сидеть без дела.

Реклама

— Снимали вы и Домогарова, о котором говорят, что пьет он сильно...

— За все время я видел его чуть выпившим всего один раз — в нерабочее время, да и праздник тогда был какой-то.

— В вашем фильме "Несколько любовных историй" свою последнюю роль сыграл Георгий Вицин...

— Он сам предлагал какие-то вещи, чтобы лучше подать своего персонажа. Показывал сценарий и говорил: "Вот это мне будет сложно произнести. Можно я перефразирую?". И я говорил: "Лишь бы вам было удобно". Неприхотливый. Жил с супругой в скромной гостинице и ни разу не посетовал на жилищные условия. Мне запомнилось, что когда он сидел на скамейке, то как-то странно поджимал и разжимал ноги. Когда я спросил его, что он делает, то получил в ответ: "Человек, он — как муравей, все время должен быть в движении". Сейчас принято считать, что он умер в страшной нищете... Я так не думаю. Богатым он точно не был, но и не бедствовал.

— Андрей Александрович, вы родились в Москве, а работаете и живете в Киеве. Как вас к нам занесло?

— Признаться, в Киев меня привезли совсем маленьким: мне было что-то около годика. Приехал я сюда с мамой — ее распределили работать в киевский театр. Должен был быть тогда такой — Молодежный. В итоге же она оказалась в театре имени Франко, где и работала актрисой. Интересно другое: то, что я в Москве родился в одном роддоме с Володей Бортко, после чего наши мамы вместе перебрались в Киев и жили в одной квартире на улице Артема, а потом еще 22 года жили в одной коммуналке на улице Чапаева!

— Так вы с Владимиром Владимировичем друзья с пеленок!

— Выходит, что так. Мы с ним вместе даже из дома сбегали — в кругосветное путешествие. Нам было по 12 лет, и где-то полтора месяца мы колесили на товарняках по всей стране. Но мы глупость сделали — ушли под самую зиму. Да еще и без денег. Все, что мы тогда с собой взяли, так это атлас мира. А пропитание мы добывали в вокзальных кафешках. Там всегда стояли тарелки с хлебом, баночки с горчицей и солью. Вот мы в них и заходили, набирали хлеб, быстренько мазали его горчицей и испарялись. Ну а так как на хлебе было тяжело жить, то мы бросали жребий, кто из нас пойдет просить у прохожих копеечную мелочь. Одеты мы были нормально, вид у нас внушал доверие, и нам охотно давали. Один раз даже дали по 40 копеек, на которые мы накупили кефира и печенья и долго пировали. А вернуться мы решили, потому что наш товарняк застрял где-то в херсонской степи, мы там основательно продрогли, да еще и раздраконили себя воспоминаниями о домашнем борще. В общем, не выдержав, пошли сдаваться.

— Вам было 7 лет, когда умер Сталин. Вы помните это событие?

— Конечно. Начну с того, что семья у меня была не очень советской. Мой отчим в свое время возглавлял журнал "Вітчизна" и был снят за космополитизм с этой должности. После чего очень боялся власти до конца жизни. Более того, я четко помню как он, большой и красивый мужчина, прятался от милиции, ходившей по квартирам (проверяли прописку. — Авт.) в шкаф. Мама смотрела на меня маленького и боялась, что я сейчас скажу дядям милиционерам, что он в шкафу... И когда умер Сталин, мама, несмотря ни на что, плакала. А отчим ей тогда сказал: "Эля. Не надо. Ты что, с ума сошла?". Вождь народов Сталин, кстати, испортил мне день рождения. Из-за траура отменили все празднества. То есть и мой праздник не отмечали. Так что я был на вождя в обиде. А тогда ведь как было — жили все вместе. Секретов ни от кого не было. И если был день рождения, то и гуляли его всем двором! И, конечно же, были подарки. Вспоминается один забавный случай. В продаже появились крутые детские грабли и пластилин — все мальчишки о них только и мечтали. И вот мне, на один из дней рождения, друзья, не сговариваясь, надарили кучу грабелек и коробок с пластилином. Помню, я этим был очень разочарован — хотелось какого-то разнообразия (смеется).

КИНО: ОТ "ГЕНЕРАЛА" — К "БАБНИКУ"

Имя: Андрей Бенкендорф

Родился: 13.03.1946 в Москве (Россия)

Карьера: режиссер, сценарист

Окончил кинофакультет Киевского театрального института имени Карпенко-Карого. Работал на киностудии Довженко. В кино дебютировал в 1979-м картиной "Мой генерал". Самые известные фильмы и сериалы, снятые Бенкендорфом: "К расследованию приступить", "Снайпер", "Бандитский Петербург 4,5,6", "Европейский конвой" и "Записки целомудренного бабника". В картинах часто снимает своего друга Армена Джигарханяна. А в фильме "Несколько любовных историй" (1994) у него сыграл свою последнюю роль Георгий Вицин. Помимо режиссерской деятельности Бенкендорф также является вице-президентом кинофестиваля "Золотая Пектораль". Его сын — Егор — гендиректор НТКУ.