Андрей Жолдак: "Я хочу театр в Киеве. Мой кум Ступка должен уйти в отставку"

2 ноября 2008, 15:33
Скандальный режиссер о лжи в высших кругах украинской власти и критике жены.

Фото В. Рыбченко

— У вас сегодня день рождения, какой подарок хотите больше всего?

— Выходной. Я уже 45 дней не имел выходных. И даже сегодня у меня будет репетиция с 10 до 14, а в два я вывожу весь театр на Днепр. Песок, костер, друзья там построят деревянные сооружения. Я это очень люблю, мы будем сидеть все в пальто, в одеялах, будем пить вино, смотреть на реку...

Реклама

— Вы принимали участие в ток-шоу Савика Шустера — какие впечатления от общения с нашими политиками и от ситуации, которая сложилась в стране?

— Я три года отсутствовал в Украине. И те политики, которых я там видел, — это лишь малая часть большого мира. Поэтому я не могу сказать свое ощущение о моей "пробе луны". Я хочу, чтобы Украина была богатой и демократической страной. А какие при этом будут политические партии или президенты, меня в принципе, да и вас тоже, не должно интересовать. Потому что если уровень и стандарт страны будет высокий и доступ к свободе — это и будет тот момент, когда появятся все самые лучшие фильмы, спектакли…

— Вы бы хотели, чтобы на вашу постановку пришел президент нашей страны?

Реклама

— На "ЛенинLoveСталинLove" (премьера спектакля о Голодоморе на основе "Жовтого князя" Василия Барки состоится в конце ноября в Нац. опере. — Авт.) он должен прийти. Сейчас в Москве я выпустил спектакль "Москва. Психо", и Чубайс это лично финансировал. И там тоже очень много политиков приходят на меня смотреть. И звезды — от Ренаты Литвиновой до Ксении Собчак. Это правильно, у меня на родине ко мне тоже должны приходить ведущие политики, дипломаты, бизнесмены. Мнение каждого человека, который чем-то мне интересен, мне тоже интересно. Главная мысль, чтобы мы, художники, старались честно сказать то, что мы думаем. Потому что проблема лжи и обмана существует в украинском обществе на очень высоком уровне.

— Ваш контракт с берлинским театром заканчивается в 2009 году, куда планируете отправиться потом?

— Не знаю. Есть предварительные договоренности: я буду ставить в 2010 году большой проект в Хельсинском национальном театре. Буду сейчас в Германии выпускать большой спектакль американского автора Генри Миллера о любви, "Сексус" и я буду делать в национальном театре Румынии "Принцессу Турандот", и в России буду делать в 2010-м большой спектакль с Чулпан Хаматовой в главной роли по Достоевскому.

Реклама

— А что с проектом с Галиной Волчек по роману Эмиля Ажара "Жизнь впереди", где она должна была сыграть стареющую представительницу первой древнейшей?

— Галина Борисовна все-таки меня испугалась. Мы остались в хороших отношениях, но я решил делать независимый проект от "Современника". Но я хочу сказать, что президент, правительство должны (я понимаю, что все заняты политикой, бизнесом, миллиардами…), понимать, что такого художника, как я, который в силе и который имеет такую сильную группу, трудно найти. Я хочу театр в Киеве.

— Я как раз хотела спросить — еще хотите? Не боитесь, что у вас ничего не получится изменить?

— Да, я хочу. Все удастся. У меня работает большая международная группа. Мы знаете, как критические менеджеры. Дай нам какой-то крупный завод или театр — это то же самое, только мы говорим о том, что Богдан Ступка должен уйти в отставку. Это лично мое мнение. Потому что не может один человек пять лет руководить национальным театром — это национальная сборная Украины. Наш театр, под руководством Богдана Ступки, находится в совершенно депрессивном состоянии, он не присутствует ни на каких крупных театральных форумах.

— А вы виделись с ним в этот приезд, обсуждали эти вопросы, он же еще и ваш кум?

— Он прячется от меня. Я не нападаю, я считаю, что Богдан — прекрасный артист, но как руководитель, как менеджер он никакой. Нужно объявить открытый конкурс на эту вакансию. И Жолдак подаст свои предложения, Ступка — свои, кто-то еще — свои. Это очень важный метод, потому что это первый театр страны. Он обижается, но я не против Богдана, просто он плохо руководит — это неправильно и нечестно.

— А почему бы не найти богатого человека и не построить с его помощью свой частный театр, а не ждать, пока вас пригласят в уже готовый?

— Во-первых, я ставлю много за рубежом, во-вторых, я хочу заниматься все-таки искусством. Я артистичный человек, я не хочу заниматься такими нюансами, как стройка театра, коммерческой стороной… терять это время… Я хочу…

— Прийти в состоявшийся театр и взять его?

— Да.

— Вы сокрушались по поводу мизерных зарплат черкасских артистов, а ваша работа в Европе позволяет вам хорошо жить?

— Да, я хочу еще раз сказать об этом через вашу газету — это несправедливо, что актеры получают 900 гривен, а техники — 500. Это аномалия. Эта группа сейчас два месяца не спит и работает, и они не должны получать такую зарплату. Это позор! Это третья область в Украине по валютным запасам, они продают зерно, у них много денег. Что, они не могут дать им стопроцентную надбавку?

— А ваша супруга Виктория, она принимает какое-то участие в вашем творческом процессе, критикует?

— Вика очень критикует. Этот спектакль ("Войцек", премьера которого состоялась в Киеве 27 октября. — Авт.) она критикует каждый день, ей очень не нравится. Я ей сказал даже: "Ты бы меня похвалила чуть-чуть, я же так старался".

— А вы принимаете во внимание ее замечания?

— Да. Какие-то вещи, которые очень для меня важны, я беру. Вика сейчас любит очень глубокий, классический театр. Она считает, что я должен уже остепениться, "а ты, — говорит она, — все пребываешь в каком-то состоянии восторженности и поиска". Но, например, мой любимый Пикассо и Шагал, они до конца жизни были в поиске.

— Ваши дети, чем они сейчас занимаются, по сколько им лет? Они уже проявляют серьезный интерес к каким-то занятиям?

— Адам и Ян сейчас здесь — приехали поддержать меня. Они не были в Украине 4 года. Адаму 7 лет, он пошел в первый класс в Берлине. А Яну 9 лет, он в четвертом классе. Они говорят на немецком, английском, но думают на украинском. Ян изучает японский язык, он постоянно раньше рисовал какие-то иероглифы, видно, раньше где-то жил в этих странах. А Адам, как я, такой весь хулиган.

— Вы хотите, чтобы они стали продолжателями вашей большой театральной династии (Жолдак происходит из рода известных культурных деятелей Тобилевичей, его прапрадед Иван Карпенко-Карый. — Авт.)?

— Я хочу, для меня это очень важно. Во-первых, линия Тобилевичей, во-вторых, то, что я делаю сегодня. Я хочу, чтобы они занимались искусством и театром, это Вика кричит: "Не надо!" Но я уже заранее могу сказать — Адам у меня будет большим артистом. А Ян будет у нас сценографом и художником, он хорошо рисует. Хотя, конечно, точно, кто кем будет, никто из нас знать не может.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ. Андрей Жолдак родился в Киеве в 1962 году. Режиссер — из рода известных культурных деятелей Украины Тобилевичей, его прапрадед — Иван Карпенко-Карый. Андрей окончил Российскую академию театрального искусства. Был директором Харьковского государственного театра им. Т.Г. Шевченко, но его уволили за постановку "Ромео и Джульетта", где более 30 актеров играли обнаженными, испражнялись и обмазывались экскрементами на сцене. Сейчас много ставит за рубежом — в Германии, Польше, Румынии, Финляндии и др. Женат на актрисе Виктории Спесивцевой. До сих пор мечтает устроить всеукраинскую премьеру скандальных "Ромео и Джульетты".