Березовский: "Действия Тимошенко похожи на какую-то игру"

23 января 2009, 18:05
Опальный российский олигарх — о том, за что Россия хочет держать Украину, о том, почему для Украины лучший выбор — это Ющенко и почему Владимир Путин — это ментальный брат Саакашвили

— Борис Абрамович, кто виноват в последней газовой войне – Россия или Украина? Кто в ней стал победителем, а кто проигравшим?

— Понимаете, нельзя рассматривать эту ситуацию вне исторического контекста, потому что без этого нельзя дать правильную оценку этим событиям. А он прост — была большая империя, называвшаяся Российской, потом был Советский Союз, это было единое экономическое и политическое пространство. Метрополия – Россия. Империя в течение столетий высасывала лучшие мозги, лучшие интеллектуальные ресурсы из своих сателитов. Теперь империя распалась и метрополия сказала: "Теперь мы никакой ответственности за вас не несем. Да пошли вы к черту". Это типичный русский подход к истории. Вот я живу в Великобритании, тут тоже была империя. И вот когда она распадалась, эта метрополия сказала: "Мы несем за вас ответственность, как за детей". Поэтому продолжали помогать этим государствам, которые перестали быть британскими колониями, становиться на ноги, даже таким государствам как Индия. Вот это подход джентельмена. А есть подход плебея-раба. Его исповедует сегодняшний плебейский российский режим, который говорит, что мы вас будем шантажировать потому что у вас нет энергоресурсов. Вся украинская экономика создавалась в расчете на эти ресурсы – и химическая, и металлургическая промышленность. Они же говорят: "Мы вас кидаем! И вас, и белорусов, и кого угодно. Мы вас будем держать за яйца нефтью, газом и так далее". Все это предыстория. Теперь история. Нефть, газ являются природными ресурсами, которые даны Богом. Ровно так, как и территория — Украина находится вот там, Беларусь — там, Прибалтика — там. Поэтому она точно такой же ресурс, как и недра. Поэтому когда тебя шантажируют с точки зрения монопольного ресурса, которыми есть газ и нефть, совершенно адекватным ответом является другой монопольный ресурс. Поверхность вашей территории, по которой проходят трубы, является золотой. Поэтому мы будем брать за транзит столько, сколько считаем нужным. Поэтому позиция Украины стала адекватной. Наконец-то! Украинская власть должна работать в направлении того, что Украина, Белоруссия и страны Балтии обладают монополией на транзит российских энергоресурсов на Запад.

Реклама

— Да, но Банковая обвиняет Тимошенко в сговоре с Путиным...

— Вы знаете, я не знаю, я не разбирался в подробностях, но могу сказать — вот то, что я видел из Лондона, самую последовательную позицию, безусловно, занимал Ющенко. У меня в том нет никаких сомнений.

— Почему?

Реклама

— А потому, что, несмотря на те многочисленные претензии, которые я предъявлял президенту Украины, он искренен в самом главном — он, действительно, хочет сделать Украину современной, эффективной страной. При этом в ущерб даже своим амбициям, интересам и прочее. За эти годы я увидел в нем самого последовательного и, к сожалению, единственного политика, который подходит к своему положению в обществе, как президента, и делает все от него зависящее, чтобы сделать Украину независимой, самодостаточной страной.

— А как же вы тогда оцениваете позицию Тимошенко?

— Больше как борьбу за власть. Не борьбу за Украину, а борьбу за власть. Я не отрицаю, что Тимошенко сыграла колоссальную роль в становлении независимой Украины и продолжает играть колоссальную роль. Более того, я и на сегодняшний день считаю, что для Украины было бы лучше, если бы и Тимошенко, и Ющенко занимали бы единую позицию, направленную на независимость Украины. Но все равно, я считаю позицию Ющенко более последовательной, более понятной для меня. У меня тоже временами создавалось впечатление, что Юлия Тимошенко ... ее действия больше похожи на политическую игру, чем на отстаивание политических интересов Украины.

Реклама

— Правильно ли я понимаю, что вы намекаете на то, что Тимошенко играет на стороне Кремля?

— Она не играет на стороне Кремля. Она играет на своей стороне, и, к сожалению, не на стороне народа Украины. Просто Тимошенко так устроена. Для нее власть первична, остальное — вторично. Я-то считаю, что если бы Тимошенко получила бы всю полноту власти, то она, как авторитет номер один, отстаивала бы интересы украинского народа. У меня в этом нет сомнений.

—Через год на Украине президентские выборы. У Ющенко 3% поддержки, у Тимошенко под 20%. Кому бы из них вы посоветовали бы идти на выборы, чтобы не дробить оранжевый электорат?

— Да эти проценты не имеют никакого значения. Вы, наверное, неплохо осведомлены о современной российской и украинской истории. Ну и что из того, что за полгода до выборов в 1996 году у Ельцина было 5%, а у Зюганова – 25%. Ну и что, что в августе 99 года Путина никто не знал, а уже в марте 2000 года он стал президентом. Все дело в том, что менталитет русского и украинского народа отличаются слабо. Это менталитет, в котором еще не выработалось осознание своей значимости, индивидуальной, для каждого человека – что я могу влиять на выборы. На Украине этот процесс начался, а в России нет. Там поставили, как сказал Шендерович, этого дурилку картонного Медведева. Ну и что. Все ведь понимают, что он дурилка, что он никто. Ну, во всяком случае, он понтует. Но все равно история самостоятельности и свободы украинцев все равно короткая и поэтому массы манипулируемы и манипуляция ими будет осуществляться со всех сторон. Вся битва впереди. Но вот если вы меня спросите, кто был бы хорош для Украины на следующих выборах, то сегодня однозначно это Ющенко.

— Как ему победить?

— Считаю, что только одно качество позволяет делать политиков победителями – это воля, которую он должен демонстрировать. И когда народ видит эту волю, то он отдает предпочтение этому политику.

— Ваше сегодняшнее отношение к Саакашвили, и к летней российско-грузинской войне.

— Война России с Грузией — это имперская отрыжка, амбиции те же самые — не пущать. Все это будет повторяться, пока будет этот режим в России. Вот так он устроен, вот такие у него амбиции. Безусловно, это агрессия. Она давно готовилась. Еще тогда, когда я был замом секретаря СНБО России. Тогда велась подготовка, и во главе этого стоял Евгений Максимович Примаков. И мои попытки уладить отношения между Грузией и Абхазией присекались. Именно Примаков был инициатором того, чтобы меня отстранить от участия в таких переговорах. Это давняя история, подготовка к этой войне велась давно. Что касается Саакашвили, то мое отношение к нему не изменилось с тех времен, когда он разогнал митинги оппозиции. Он амбициозный. Его действия противоречат интересам народа Грузии. Он, безусловно, плохо кончит. В лучшем случае его приютят в США. Безусловно, он такой же преступник как и Путин. Они слабо отличаются друг от друга. И более того, я уверен — если бы Саакашвили был бы президентом России, то в России он вел бы себя точно также как и Путин. Путин, если был бы грузинским президентом, вел бы себя также как и Саакашвили. Они ментальные и интеллектуальные братья.

— Как по вашему мнению будут развиваться события в России из-за экономического кризиса?

— Несмотря на все увещевания российского правительства, в России самый глубокий кризис среди всех стран мира. В России три составляющих кризиса. Одна — это мировая тенденция. Это кризис, который затронул всех. Остальные — это специфические для России. Первая — это политическая, связанная с войной России в Осетии и Абхазии, и пониманием того, что Россия непредсказуемая политическая страна, что Россия – страна—агрессор. И вторая — это то, что один человек в России может перераспределять собственность от Москвы до самых до окраин. Это Путин. Это означает, что инвесторы в Россию при этом режиме не придут.

— И что дальше?

— У режима нет никакого шанса на выживание.