Борис Немцов: "На мое 50-летие придут три жены"

8 октября 2009, 07:05
В интервью "Сегодня" российский политик рассказал, как воевал с Березовским, советовал Ющенко и почему не стал президентом.

Немцову 50 лет! Он успел побывать губернатором и вице-премьером и произвести на свет 4-х детей. Фото AFP

— В ваши 50 лет, какой самый яркий эпизод из биографии вспоминается?

— Самый яркий... Наверное, то, что я участвовал в двух "бархатных революциях". В первый раз в 1991 году, в августе в Москве, а во второй — в Киеве в конце 2004 года, во время Майдана. Яркие впечатления остались у меня и от тех времен, когда в Нижнем Новгороде я 6 лет работал губернатором. Это и встречи с фантастическими людьми от академика Сахарова до Александра Солженицына, от Маргарет Тэтчер до Барака Обамы. Так что, видите, у меня была насыщенная жизнь. И я уже начал писать мемуары, чтобы ничего не забыть ("Исповедь бунтаря". — Прим. ред.).

Реклама

— А почему вы, перечисляя великих, не вспомнили Бориса Ельцина, который и привел вас в большую политику?

— Ну, на самом деле, это не совсем так. В политику меня привела моя мама, а не Борис Николаевич...

— А как это произошло?

Реклама

— В Нижнем строили атомную котельную. Экспериментальную. Это коммунисты затеяли такой эксперимент над полуторамиллионным городом. А мама, будучи детским врачом, выступала категорически против. Протестовала. Причем вплоть до того, что собирала подписи против этого. Потом вдруг вспомнила, что у нее есть сын — физик по специальности, который может аргументированно изложить свои опасения по поводу атома.

— А когда Ельцин вас заметил?

— Борис Николаевич оказал мне поддержку уже после того, как я стал депутатом Верховного Совета РСФСР. И, естественно, когда я работал губернатором Нижегородской области. Безусловно, Ельцин — человек исторический. Шельмование того времени путинской пропагандой вряд ли изменит исторические оценки.

Реклама

— Кстати, вам тогда ведь исполнилось немногим более 30 лет. Как это Ельцин не побоялся назначить вас губернатором?

— Я был избран депутатом от Нижнего Новгорода в острой борьбе. А потом, в 1991-м, я был вместе с Ельциным, защищая Белый дом. Когда Борис Николаевич снимал коммунистических руководителей Нижнего Новгорода за поддержку ГКЧП, кадровая скамейка у него была короткая. Кроме меня, он никого не знал. Так что мое назначение было случайным.

— А вам не обидно, что в 1997 году, когда вас Ельцин назначил в правительство вице-премьером, ваш президентский рейтинг в 29% был самым высоким в России, а вот уже в 1999 году он сдулся до 1%?

— Действительно, Ельцин одно время хотел, чтобы я был преемником. Ведь я был успешным губернатором, которому удалось что-то полезное сделать в Нижнем: проложили 2000 км дорог, восстановили храмы, обеспечили жильем военных. И вот в этом причина такого большого рейтинга. А упал он потому, что мой приход в Москву шел под лозунгом "Демонтируем бандитский капитализм!". Это был лозунг борьбы с олигархами. Потом олигархат начал с нами информационную войну на уничтожение, и поскольку Березовский с Гусинским владели ведущими российскими телеканалами, то с помощью информационных технологий разрушили мой рейтинг, вот и вся история. Тогда еще олигархов поддерживала Татьяна Дьяченко, дочь Бориса Ельцина, и ближайшее окружение Ельцина, в частности глава его администрации Валентин Юмашев. Это тогда называлось одним словом — "Семья".

— Тогда непонятно ваше восхищение Ельциным.

— А я отличаю Ельцина от "Семьи". Я в нем вижу человека, который сокрушил коммунизм, который дал России свободу и Украине тоже дал свободу, не забывайте. Вам бы памятник ему поставить, это было бы правильно. Ельцин, наряду с Александром II, войдет в историю России как человек, который ее не закрепощал, а который сделал ее свободным и независимым государством.

— Но все-таки представим себе, что вы в 2000 году стали бы вторым президентом России. Чем бы Россия Немцова отличалась бы от России Путина?

— Она не была бы такой коррумпированной, не такой холуйской, не такой враждебной, в том числе и к Украине, как при Путине. Была бы более свободной и искренней, без этого детского апломба и распальцованных истерик, что кругом враги.

— Ну, послушайте, в 90-е годы при Ельцине был дикий разгул бандитизма, страшное обнищание и бесправие. Согласитесь, при Путине уровень жизни в России стал куда выше и порядка больше...

— Я вам сейчас объясню. Действительно, 90-е — это страшные годы в России, которая были бедной страной, но причины не в Ельцине, а в том, что СССР оказался банкротом, А Россия оказалась в 1991 году в реанимации на пороге гражданской войны — не было ни зерна, ни топлива. Из реанимации еще никто розовощеким не выходил. Кроме того, 90-е годы — это годы дешевой нефти, около 20 долларов за баррель. Сейчас 70 долларов. Я вам больше объясню: если бы Путин правил тогда, а Ельцин сейчас, то первого бы ненавидели, а второго бы любили.

— Именно вы на постсоветском пространстве ввели понятие "олигарх". Интересно, а вот почему у "Семьи" сложились отношения с Березовским, а у вас нет?

— Просто Березовский считал, что он управляет Россией. Я же считал, что это полный беспредел. Кстати, вы ахнете — он ведь не просто хотел возглавить "Газпром", но и получил на это согласие Черномырдина, бывшего тогда премьером, и Рэма Вяхирева, который был главой правления "Газпрома! Человек хотел захватить самую большую телекоммуникационную компанию страны. Мы сказали: придется платить, а платить он не хотел. БАБ был беспредельщиком. Этот человек привел в президентское кресло Путина. Это мы ему припомним. Вот, знаете, российская пресса это не напишет, но в лихие 90-е мы были противниками олигархов, а Путин их другом. Поэтому когда он рассказывает сказки, что борется с ними, то это все ложь. Он приходил к Борису Абрамовичу на день рождения, поздравлял не только Бориса Абрамовича, но и его жену.

— Вот вы — либерал по убеждениям — были почти 2 года советником Виктора Ющенко, который, например, сделал Героем Украины нацистского офицера Романа Шухевича. Вас это не смущает?

— Да я знаю об этом. Дело в том, что я не адвокат Ющенко, я был его советником. Я вам так скажу: мне очень многое кажется диким, в том числе и то, о чем вы упомянули. Героизация нацистских преступников у меня вызывает оторопь. Вы вот не помните, а я напомню, что многие украинские националисты возмущались тем, что москаль Немцов стал советником нашего незалежного президента. У меня была надежда провести крайне важные экономические реформы, снизив налоги и бюрократические барьеры, поддержать малый и средний бизнес. Но 1,5 года работы в качестве советника показали, что украинские власти не готовы на подобного рода решения. На выяснения отношений друг с другом они способны всегда, а на снижение налогов они не были способны. Это очень печальный итог.

— Что вы можете сказать о Януковиче и Тимошенко — основных кандидатах в президенты Украины?

— Оба эти кандидата являются проукраинскими. Пытаться рассмотреть в них пророссийский вектор может только наивный или дурак. Они, конечно же, будут стоять на страже суверенитета Украины. И в Москве мало осталось людей, которые думают иначе. Вы удивитесь, но кто бы ни стал президентом, кризис политический не закончится. Кризис в Украине носит глубинный, институциональный характер. Вы так и не определились — вы парламентская или президентская страна.

— А вы бы что советовали бы?

— Мне кажется, что Украина больше парламентская страна. Во-первых, Украина разная и склеить Запад и Восток не просто и в одном лице невозможно. Ющенко, кстати, настоящий тому пример. Поэтому классическая парламентская форма правления правильна. Правда, народ от этих свар уже устал, и если бы прошел референдум, то народ бы выбрал твердую руку. Но мне кажется, что в Украине она невозможна.


С Тимошенко. Теперь Немцов называет ее опасной популисткой

— Вернемся к Тимошенко и Януковичу...

— Юлия Владимировна отличается от Виктора Федоровича вот чем... Она, конечно же, талантливый человек, у нее хороший вкус, она телегенична. Главное ее достоинство в том, что она сильная. Но главный ее недостаток в том, что она авантюристка. А это в условиях кризиса делает ее опасной, потому что она склонна принимать популистские решения. А нужно принимать решения экономически выверенные, которые не являются популистскими. Например, она приняла безумный бюджет на 2009 год. Там заложен экономический рост — это ж курам на смех. Заложены какие-то социальные программы. Все оказалось враньем. Сейчас она обвиняет в девальвации гривни всех кого угодно, кроме себя. Она — популистка. Популисты не могут преодолевать кризис — они могут только выигрывать выборы.

Теперь что касается Виктора Федоровича. Он намного слабее Юлии Владимировны. У него нет такой харизмы, он вечно сомневается, за ним стоят крупные украинские бизнес-структуры, в плане риторики он будет более комфортен для России, но вектор страны он не изменит. Все равно Янукович будет продолжать следовать европейскому выбору Украины. Для России оба эти президента — проблема. Юлия Владимировна — это такой Лукашенко в юбке. В Москве она будет просто вести разговоры. Такие знаете "газ в обмен на разговоры". Янукович менее самостоятелен, чем она. Бизнес украинский, от которого он зависим, будет противиться проникновению на Украину российского бизнеса.

— Где будете отмечать свое 50-летие, в городе Москве?

— В Москве. Будет человек 120 моих друзей. Мама моя приедет. Будут все мои четверо детей. Будет весело. Будет показан документальный фильм (для внутреннего пользования), который я сам еще не видел. Его снимает Павел Шеремет — мой друг и "любимый" журналист Александра Лукашенко. Там будут и Прохоров, и Фридман, и Новодворская, и Чубайс, и Гайдар, и Каспаров.

— Вы всегда были плейбоем — у вас четверо детей от трех женщин. А вам не тяжело было со своими подругами?

— Знаете, все мамы моих детей будут на моем дне рождения. Я считаю, что мужик должен обеспечить своим детям и жилье, и образование. У меня с моими женщинами хорошие отношения, потому что я выполняю все те обязанности, которые любой мужик должен выполнять.

ИЗ-ЗА СИФИЛИСА ЖИРИНОВСКИЙ ОБЛИЛ НЕМЦОВА СОКОМ


Спор. Из-за этого случая у "Один на один" резко вырос рейтинг

Телезрителям СНГ середины 90-х годов запомнилась передача "Один на один" Александра Любимова, когда губернатор Нижегородской области Борис Немцов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский стали поливать друг друга соком. Дело было так. В середине июня 1995 года во время Первой Чеченской войны террорист Шамиль Басаев захватил в Буденовске больницу. Вот это событие и стало темой дебатов между Немцовым и Жириновским. Первый считал, что с террористами нужно договариваться, а второй предлагал силовой сценарий решения проблемы.

Как это часто случается в спорах между политиками, оппоненты перешли на личности. Владимир Вольфович бросил Борису Ефимовичу, что у того в области эпидемия сифилиса. В ответ Немцов показал журнал Playboy с интервью Жириновского, где тот утверждал, что спал с 200 женщинами. "Мы вас вылечим!" — иронично пообещал Немцов (в смысле от сифилиса). Жириновский в ответ бросил: "Да, не надо лечить-то". После слов Немцова: "У нас два укола — и все", — Владимир Вольфович рассвирепел и плеснул в лицо губернатору из своего стакана апельсиновым соком. Ответ последовал незамедлительно — Жириновский получил свою порцию сока в лицо. "На сегодня у нас с Жириновским нет никаких отношений. Мы, кстати, виделись 2 раза на передаче у вас, на передаче Савика Шустера. Все прошло спокойно", — ответил нам Немцов, когда мы выясняли у него, контактирует ли он со своим давним оппонентом.

"ЖЕНИСЬ НА ПРИНЦЕССЕ!"


С дочерью Жанной. Уходит от жен, но не от детей

В книге российской журналистки Елены Трегубовой "Записки кремлевского диггера" описывается следующая забавная история (которую, кстати, Немцов нам подтвердил). Однажды Борис Немцов, будучи вице-премьером, сопровождал Бориса Ельцина во время его официального визита в Швецию. Борис Николаевич, будучи то ли подшофе, то ли приняв сильнодействующие таблетки, стал настаивать, чтобы Борис Ефимович немедленно сделал предложение шведской принцессе Виктории, наследнице престола. Мол, нужно упрочить российско-шведский союз, чтобы, понимаешь, войны больше не повторялись. Причем Ельцин стал требовать от Виктории и Немцова, чтобы они немедленно поцеловались, на что принцесса возразила, что, по традициям шведской королевской семьи, так публично делать нельзя. "Да плевать я хотел на ваши традиции", — ответил Борис Николаевич. Отстал же он от Немцова только после того, как тот сказал, что уже женат.

Однако нежелание соединить свою судьбу с судьбой шведской принцессы вовсе не означает, что Борис Ефимович равнодушен к женскому полу. Наоборот, он пользуется славой плейбоя. У него четверо детей от трех женщин. От первой жены, Раисы Ахметовны Немцовой, — дочь Жанна. От нижегородской журналистки, Екатерины Одинцовой, — сын Антон и дочь Дина. А от третьей супруги Ирины Королевой (его бывшая секретарь) — дочь Софья.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПРЕЗИДЕНТ

Борис Немцов родился 09.10.59 в Сочи (Россия). Его политическая карьера началась в 1990 году, когда он был избран депутатом Верховного Совета РСФСР от Нижнего Новгорода. С 1991 по 1996 года был губернатором Нижегородской области, считался радикальным сторонником рыночных реформ. В 1997—1998 годах был вице-премьером правительства России. Рассматривался даже как один из преемников Ельцина, однако дефолт августа 1998 года поставил крест на его рейтинге. Поддержал избрание Путина президентом и Вторую Чеченскую войну. Накануне выборов в Госдуму в 2003 году, будучи во главе Союза правых сил, начал критиковать Путина и не попал в парламент. В настоящий момент — один из лидеров оппозиционного движения "Солидарность".