Сергей Самбуров: "Настроение Циолковского мама узнавала по пению"

10 апреля 2009, 16:09
Правнук Константина Циолковского рассказал о том, как великий ученый развлекал внуков "электропауками", чуть не убил дочь током и читал на облаках послания от внеземных цивилизаций

Единомышленники. Сергей Самбуров, специалист по подготовке космонавтов, и астронавт Ричард Гэрриотт очень дружны. Фото из архива С. Самбурова

— Говоря о Циолковском, ученые в первую очередь отмечают, что он на десятилетия опередил время, предсказав эру космических полетов. А что вспоминают о нем его близкие?

— В конце XIX века даже ученые не понимали, о чем рассуждает Циолковский. Что уж говорить о простых людях... Но его жена, моя прабабушка, каким-¬то своим женским чутьем поняла, что он занимается чем¬-то нужным. Семья была большая (у Константина Эдуардовича было семеро детей. — Авт.), денег не хватало, но она умудрялась скопить их для издания брошюр с трудами мужа, и взяла на себя все семейные заботы. Кроме занятий наукой Циолковский преподавал в школе, и своим детям не мог уделить много времени. Хотя любил и их, и внуков. Мама вспоминала, как ее дедушка показывал "пауков" из фольги, которые раздвигали лапы от электростатики. А однажды решил пошутить, насыпал монет в таз с водой, к которому подключил динамо-машину, но не рассчитал силу тока... Потом бегал за моей заплаканной мамой, которую ударило разрядом, извинялся. Даже поехал в лес на велосипеде и привез ей букет. Сказал: "Я с орденом и ты с орденом — не плачь" (внучка Циолковского Мария Сабурова была отличницей в школе, за что получила специальный значок, а Константина Эдуардовича наградили орденом Красной Звезды. — Авт.).

Реклама

— А как к нему относились горожане?

— Многие считали чудаком, вспоминали, что в день свадьбы он купил себе токарный станок. Да и представьте те времена: в Калуге даже электричества не было, а он уже рассказывал о полетах на другие планеты. Ученики его очень любили. Он никогда не ставил двоек, урок вел не сухим языком, а с образами, стихами, по типу "пятью пять ¬— двадцать пять, это твердо надо знать". Для урока по физике приготовил специальных человечков, которые "бегали" за магнитом. Он не был ученым-сухарем, по утрам часто пел, причем внуки за этим следили. Мама рассказывала, что если мотив был веселый ¬— у деда хорошее настроение, если грустный — лучше его не беспокоить.

— Он был рассеянным? Ведь якобы однажды даже пришел в школу без сюртука, и вел занятия в пальто?

Реклама

— Это скорее выдумки, чем правда. Он был человеком увлекающимся, мог после бурных дебатов забыть у собеседника зонт. Но с кем такого не случается? И разве можно назвать рассеянным человека, который педантично записывал, кто и когда приезжал к нему в гости? А о его аккуратности говорит то, что он 30 лет катался на одном велосипеде. Он вообще вел здоровый образ жизни. До 75 лет крутил педали, много ходил пешком. Рано ложился и вставал, отрицательно относился к пьянству, говорил: "Сегодня тебе хорошо, а завтра плохо — получается ноль, а ноль ученому не нужен". Если лечился, то только травами, говорил, что его подпитывают внеземные силы, а врачи, дескать, только для хирургического вмешательства нужны.

— К слову, о внеземных силах. Много ли в жизни Циолковского было мистики?

— Он всю жизнь искал подтверждение того, что мы не одни во Вселенной. Однажды, наблюдая закат, он увидел, словно напечатанные на облаках, четкие буквы "ray". Прадед долго думал, что это значит, и расшифровал как "рай". Еще раз облака в голову обезьяны сложились.

Реклама

—А что могли означать эти знаки?

— Наверное, то, что он на верном пути. Для Циолковского не было главной целью сконструировать ракету для полетов между звездами. Для него был важен сам полет, а с помощью антигравитации, телепортации или ракеты — вторично. Он мечтал о переселении людей к звездам, живя среди которых, человечество было бы счастливым, более чистым и светлым. Он говорил: "Бог для меня — космос".

Константин Эдуардович Циолковский — русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. Еще в конце XIX века стал основоположником современной космонавтики. Своим наставником Циолковского считал Сергей Королев.

Циолковский в детстве перенес скарлатину и почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжить учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно, экстерном сдал экзамены на звание учителя. Он был первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства. Ему принадлежат слова: "Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели".

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ: "ГАГАРИН ЩЕЛКНУЛ ПО НОСУ"

Сер¬гей Самбуров родился в 1951 году в Калуге (Россия). Карьера: ЦУП, президент Фонда им. Циолковского.

Правнук Циолковского Сергей Самбуров уже 25 лет работает главным специалистом по подготовке космонавтов в Ракетно-космической корпорации им. Королева. О выборе профессии говорит следующее: "После полета Гагарина у нас в Калуге был праздник. Мы тогда еще в школу не ходили. И вот сам "небожитель" приехал — Юрий Гагарин. Он пообщался с бабушкой, а меня по носу щелкнул. Сказал: "Давай, становись космонавтом". Другого пути и не было". Впрочем, мечта о полете на околоземную орбиту у Сергея не осуществилась, как он говорит, "жизнь постоянно вмешивалась и мешала попасть в отряд космонавтов". Праправнуки Циолковского далеки от звездной профессии и занимаются компьютерными технологиями.