Сергей Юрский: "Юристом я все равно бы не стал"

16 марта 2010, 07:12
Великий комбинатор нашего кинематографа в свой 75-й день рождения — о том, как четыре раза поступал в театральный, чем запомнились первые гастроли в Украине и за что любит памятник Паниковскому в Киеве.

— Сергей Юрьевич, позвольте поздравить вас с юбилеем и задать несколько вопросов…

— Сразу предупреждаю, никаких размышлений о театре и кино вы от меня не дождетесь. Я вообще устал отвечать на вопросы. Все они одинаковые. Накануне юбилея то и делаю, что раздаю интервью, наговорил уже на несколько энциклопедий. Юбилей отмечу на сцене театра имени Моссовета, где я уже 30 лет работаю — спектаклем "Монологи о театре". Его я написал сам. Суть постановки хочу сохранить втайне до выступления. Вообще я уже много лет подряд отмечаю свой праздник именно на сцене. Надеюсь, это будет самый лучший день рождения в моей жизни.

Реклама

— А какие вопросы задают чаще всего?

— О Бендере, конечно. Часто спрашивают, ругались ли мы по-настоящему с женой (актриса Наталья Тенякова. — Авт.) на сьемках "Любовь и голуби". Нет, мы получили невероятное удовольствие от работы. Я этой картиной горжусь — можно пересматривать не раз.

— Сегодня уже никто и не вспоминает, что полвека назад вы были студентом юрфака. Правда думали о профессии юриста?

Реклама

— Нет. С малых лет я мечтал о сцене, сразу после школы поступал в театральный, но на экзаменах стушевался и меня "забраковали". На юрфак мне пришлось поступить, но я все равно не стал бы юристом — думал только о театре, днем ходил на пары, вечером продолжал играть в студтеатре и там учился актерскому мастерству. Каждое лето поступал в театральный. Приняли меня только на четвертый раз. Тогда я усвоил истину — если человек действительно чего-то хочет, то он этого добьется.

— Роль Бендера сделала вас в один миг народным любимцем. Вы тогда ощутили, что жизнь изменилась? У дома стали дежурить поклонницы?

— Для меня ничего не поменялось. Пришла огромная любовь к романам Ильфа и Петрова, и осознание, что это очень знаковые произведения для русской литературы. После съемок "Золотого теленка" я стал коллекционировать в шутку коров и телят. И так собираем их с женой до сих пор, а друзья привозят из-за границы. У меня больше сотни фигурок этих животных.

Реклама

— В безработные 90-е вам пришлось уехать на работу в Японию. Чем поразила вас эта страна?

— Они позвали меня, прежде всего, чтобы учиться нашей системе игры. Но, естественно, живя в Японии, я смотрел их национальный театр и учился у них. Мне повезло, я работал с выдающимися японскими актерами. Они меня поразили своим желанием постоянно учиться познавать новое и доверять своему учителю. А еще у них совсем нет такого понятия: "Я звезда". Мы вместе поставили два спектакля, один даже я привозил в театр имени Моссовета.

— Помните свои первые киевские гастроли?

— Это было очень давно, в начале 1960-х. Тогда я впервые услышал украинский язык. В первые дни труппе Большого устроили встречу с местными актерами, режиссерами. Обстановка была официальная, пришло много партийного начальства. И вот на сцену вышел старый украинский актер и начал говорить на "рідній". Это произвело необыкновенный эффект, все обратили внимание на бледные лица начальников, и на то, как этот человек волновался — ведь он нарушал правила, ему приказали говорить по-русски. Когда он кончил, мы аплодировали. Мне этот удивительный, невероятно мелодичный язык очень понравился. Искренне радуюсь, что он возрождается. В прошлый свой приезд, это было осенью 2009, гулял по паркам Киева и с удовольствием "ловил" украинскую речь.

— В Украине есть несколько памятников Остапу Бендеру. В Харькове — копия ваш герой...

— Да, был я возле этого памятника, и мне кажется, сходства нет никакого. Харьковчане вообще любят героев Ильфа и Петрова — на вокзале там памятник отцу Федору, есть еще Эллочка Людоедка. К сожалению, скульптур очень много сейчас появляется, и не все они качественные. Лично мне нравится Паниковский в Киеве. Он с юмором. (На подошве ботинка скульптор спрятал фигу, чтобы ее посмотреть, нужно прикладывать зеркальце. — Авт.)

ИГРАЕТ С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ

Имя: Сергей Юрский
Родился: 16.03.1935 в Ленинграде
Карьера: Народный артист РСФСР (1987)

Еще на 2-м курсе театрального Юрского приняли в БДТ. Он быстро стал любимцем публики, сыграл в этом театре много ролей, но в 1970-х поступил на работу в театр имени Моссовета. Юрский — это не только актер: зрителю он полюбился за чтение рассказов Чехова, Зощенко; его перу принадлежат повести, очерки, стихи; с концертной программой "Пушкин и другие" объехал весь мир. Его постоянная партнерша на сцене — вторая жена Наталья Тенякова (с первой, актрисой Зинаидой Шарко, прожил несколько лет). Единственная дочь (от второго брака) участвует в постановках отца. Воспитывает сына Федора.

1966 – "Республика ШКИД". Роль строгого педагога Викниксора стала для Юрского первой главной в карьере и принесла ему успех. Актер посвятил эту работу своему отцу, которого очень любил. Он даже специально гримировался так, чтобы быть похожим на него.

1968 – "Золотой теленок". Первый Остап Бендер в кино. Примечательно, что на момент съемок Юрскому было 33 года, как и его герою. За роль актеру платили высшую ставку — 40 рублей. В результате за два года съемок получилось почти 4000 рублей.

1984 – "Любовь и голуби". Смешной и добродушный дед Митя в кадре постоянно ругается со своей бабкой, которую сыграла его жена Наталья Тенякова: "Мы оба городские так перевоплотились в сельских жителей, что дома долгое время болтали на деревенском говоре".

2009 – "Полторы комнаты". Этого дуэта давно ждали поклонники актера. В фильме об Иосифе Бродском актер сыграл отца поэта, а Алиса Фрейндлих — мать. Они оба — легенды БДТ. Интересно, что Юрский был лично знаком с поэтом и много слышал от него об его отце.