Фото: Г. Салай
— Сергей Васильевич, в апреле выходит в прокат картина "Поп", где вы сыграли главную роль — отца Александра, а еще до съемок говорили, что сомневались, браться ли вам за этот образ. Почему?
— Я не то чтобы сомневался, мне было очень страшно. Сыграть священника, да еще такого, как отец Александр — доброго и чистого душою человека... Это большая ответственность. Но вы знаете, все мои сомнения развеялись в прах, когда я увидел, как в крохотном зале киевского Дома актеров люди по три часа простаивали на ногах — под стеночкой, в тесноте, в духоте, лишь бы увидеть этот фильм. То, как они долго аплодировали после просмотра. Вы знаете, ко мне подходили священники и говорили: "Спасибо вам. Своею игрою вы реабилитировали слово "поп", которое еще со времен Союза имело неправильный негативный окрас". Знаю также, что картина очень понравилась митрополиту Владимиру. Мне кажется, это дорогого стоит.
— Вы человек верующий, приемлем ли для вас тот факт, что в Украине существует две православных церкви: русская и украинская...
— Я могу отвечать вам только как дилетант: мне это не нравится. Здесь много амбиций, грязной политики. Церковь у нас должна быть едина. Но она раскололась. И мы ничего уже не можем с этим поделать. Ну что — криком кричать? Православие во все века пытались уничтожить. А мы сегодня делаем это своими руками. Раздирая людей на украинцев, русских... Вот как мне быть? Я родился в Киеве. Знаю, помню и люблю наш язык. У меня тут друзья, мои сестры. Могилы родителей. Мои корни. Значит я украинец? Но я снимаюсь в России. Москва для меня — родной город. Я там живу. Значит я недоукраинец, а русский... Кто я? Что теперь — разорваться, колесовать меня, четвертовать? Все, что сейчас происходит — это политика. И мне кажется, что те, кто все это раскручивает... они просто не до конца понимают, какой грех творят. Я смотрю на все то, что сейчас происходит между Россией и Украиной, и мне хочется спросить: "Ребята, а вы не создаете себе врага?" Я не призываю объединяться. Так получилось, что мы теперь разные страны. Что Украина — самостійна держава. І я бажаю їй успіхів в її справах, в її незалежності. Для мене — щастя, якщо з цією країною все буде добре. Но вот это раздирание "наше-ваше"... я этого не понимаю. И если так будет продолжаться — нас просто придут и завоюют. И, позвольте добавить, я счастлив, что наш Святейший Кирилл все-таки приезжал в Украину, и что его встретили тут. Другой вопрос — как встретили, но это уже сосем другая история. В общем, пусть нам всем помогает Господь.
— А вы сами определились — кто вы: русский или украинец?
— Мне сложно выбирать. Да, откровенно говоря, и не хочется. Потому отвечу так: я посол доброй воли. Я соединяю всех нас (смеется).
— Одна из самых ожидаемых ныне кинопремьер — "Утомленные солнцем-2" (9 мая. — Авт.) Никиты Михалкова. Вы сыграли в этом фильме майора-смершевца. Расскажите немного о фильме и о своем герое.
— Я сыграл там майора Лунина. Должен вам сказать, что Михалков снял фильм очень жесткий и очень правдивый. И смотреть его будет нелегко. "Утомленные солнцем" — это эпопея. Это невиданная для российского кино масштабность. И, поверьте, я сейчас не преувеличиваю. В этом фильме что ни сцена, то — страх. Представьте себе: заснеженное поле, устланное сотнями тел погибших курсантов Кремлевского полка. Даже не курсанты — курсантики. Совершенно молоденькие пацаны. Пришедшие воевать с танками с одним ружьем на брата. Так уж их послало на убой командование. Падает снег. Камера крупным планом показывает оторванные ноги одного из солдат. Затем камера немного отъезжает и мы видим парнишку, которому принадлежат эти ноги. Он еще жив. У него дрожат ресницы. Он смотрит на вас. Без упрека. Без боли. Просто смотрит. И его широко распахнутые глаза постепенно запорашивает снег... А эпизод с Женей Мироновым ("Идиот". — Авт.). Я когда увидел его — у меня руки дрожать начали. Сразу за сигаретами потянулись. Стоит Женя и что-то там говорит — о стране, о войне. Неважно, что. Просто видно, что из живота у него на землю вываливаются кишки — внутренности все. А он говорит... Безумно больно на это смотреть. В фильме что ни история — то трагическая страница нашей войны. Штрафные батальоны — так называемая "черная пехота" — смертники, а позади них отряды особистов с пулеметами — немцы не убьют, так наши же порешат. И штрафники с черенками от лопат шли на цитадели. А ведь там были разные люди: и подлецы, и полицаи, и зэки, и командиры, отказавшиеся гнать людей на убой. Это было жуткое время. И фильм тоже получился жутким. Но, повторюсь, правдивым.
— А ваш персонаж — какой он?
— Он умнейший человек. Но он несчастен. Так как у него неделю назад погибла жена. Я бы даже сказал, что он немного неадекватен в своем горе. Он сидит за столом, ведет допрос, а в тетради пишет стихи Пушкина...
— Есть ощущение, что вы погибнете в этой картине...
— Я не буду пока это раскрывать, но скажу, что в окопах мой Лунин отсиживаться не будет. Он не из робкого десятка. Вместе с героем Михалкова он пойдет в атаку. Причем он как бы так между делом скажет: "Ну что, пожалуй, пойду пройдусь"... Мне кажется, Михалкову удалось снять фильм без туфты о войне. В наше время это большая редкость.
— Сергей Васильевич, я знаю, что вы очень любите гулять по Киеву. У вас есть какие-то любимые места?
— Таких мест много. Конечно, это Андреевский спуск. Меня страшно огорчает его нынешнее убогое состояние. Но я все равно люблю эту улочку. Мне кажется, если у города есть энергетика, то она концентрируется там. Еще очень люблю холмы — там, где памятник Леониду Быкову. Совершенно потрясающий вид.
— В последнее время он несколько подпорчен...
— Памятник Голодомору... перекраивание истории, новые герои. Все мне это напоминает фразу из фильма: "Опять власть меняется" ("Свадьба в Малиновке". — Авт.). Мне грустно от того, что все это делается на костях.
ПОП, КОТОРЫЙ ВОЗРОДИЛ ЦЕРКОВЬ
Имя: Сергей Маковецкий
Родился: 13.06.1958 года в Киеве (Украина)
Карьера: актер театра и кино
Сергей Маковецкий об актерской стезе не помышлял, но учительница насильно заставила сыграть его роль Несчастливцева в "Лесе" Островского, и тогда он раз и навсегда понял, что это и есть его призвание. Но в Киевское театральное училище Маковецкого не приняли. Тогда он поехал штурмовать московские театральные вузы. В кино прославился фильмами "Брат-2", "Макаров" и "Механическая сюита".
Сюжет картины "Поп" разворачивается в 1942-м. Псков и прилегающие земли — под немцами, которые решили позаигрывать с населением и возродить Русскую церковь, для чего со всех окрестностей сгоняли священников (среди них и отец Александр — герой Маковецкого), чтобы те открывали заколоченные церкви, переделанные большевиками в клубы. Понимая, что под немцами, да еще и без Бога, людям будет тяжело, поп нехотя соглашается работать на немцев…