Экс-премьер Канады: "Стараюсь тратить деньги, и вам советую"

24 апреля 2009, 07:05
Экс-премьер-министр Канады, глава Международного консультационного совета Фонда "Эффективного управления" Рината Ахметова Ким Кэмпбелл рассказала, почему в кризис нужно тратить деньги, как заставить власть работать и зачем кредит МВФ

Ким Кэмпбелл. Фото С. Николаев

— Госпожа Кэмпбелл, как вы считаете, почему кризис так сильно затронул Украину?

— Украина имеет огромнейший потенциал. У вас особенная страна. Она имеет стратегическое расположение, важные ресурсы, и природные, и человеческие. Ваша главная проблема, это наследие СССР, когда промышленность развивалась и управлялась неэффективно. После того, как страна стала независимой, были приложены усилия для того, чтобы изменить структуру экономики, но пока прорыва не произошло.

Реклама

— Но улучшения есть?

— Наш фонд ("Эффективное управление" Рината Ахметова. — Авт.) работает как раз для того, чтобы они были. Мы сотрудничаем со всеми политическими силами и органами власти, являясь при этом независимой организацией. К сожалению, до сих пор между вашими политиками остается серьезное непонимание. Различные ветви власти не сотрудничают конструктивно.

Я была в Украине в октябре, как раз в тот момент, когда здесь пребывала миссия МВФ и кризис начал набирать обороты. Мы очень волновались, поскольку не были уверены, что Украина сумеет получить кредит. Ведь внутренние политические противоречия могли помешать выполнить условия, предъявленные МВФ. Украина сейчас переживает очень тяжелый, я бы даже сказала, драматический период. Возможно, именно сейчас, в кризис, ваши политики мобилизуют усилия и, наконец, предпримут те шаги, которые приведут страну к рыночной экономике. Это очень важно, так как дает шанс Украине стать конкурентоспособной.

Реклама

— От чего будет зависеть, воспользуемся ли мы этим шансом?

— Нет простого ответа на этот вопрос. Многое зависит от психологического фактора. Если люди поверят в свои силы и почувствуют, что они смогут что-то изменить, улучшения неизбежны. В демократиях самое важное для людей — понять, что власть существует для них, а не они для власти. Сейчас ваша главная проблема в том, что у вас почти отсутствует взаимодействие между премьером и президентом. В странах с развитой демократией разные силы умеют работать друг с другом. И ваши политики тоже должны научиться этому.

— Многие считают, что "оранжевая революция" для Украины была этим самым шансом, но мы его не использовали.

Реклама

— Революция была началом нового периода в истории Украины, но не ответом на все существующие вопросы. Что произошло после: люди, пришедшие к власти, начали понимать, что они мыслят по-разному. Человеческая сущность — это человеческая сущность. У людей разные амбиции, жизненные философии, но самое главное, что ими руководят персональные интересы. Поэтому общество должно быть более требовательно к тем людям, которых оно выбирает во власть. Украинцы сейчас разочарованы, я их понимаю. Но они должны заставить всех политиков объединиться и работать вместе над решением важных для страны проблем вместе.

— Вы говорите о демократии, но многие боятся, что президентские выборы превратятся в анархию. Какой-то кандидат скажет, что не согласен с результатами, и начнется неразбериха, это сейчас мы наблюдаем в Молдове и Грузии.

— Знаете, до сих пор есть вопросы относительно того, честно ли выиграл выборы Джордж Буш. Тут, конечно, важнейшую роль играют международные наблюдатели. На прошлых выборах я была наблюдателем в Грузии. Кончено, там были небольшие нарушения, но, в принципе, это были честные выборы. Сейчас люди недовольны политикой Саакашвили и они вышли на улицу.

— А в Молдове?

— Молдова — нечто другое. Это больше напоминает анархию, чем демократию.

— Но многие боятся, что и в Украине может быть то же самое.

— Не думаю, у вас развитое гражданское общество, оно не допустит этого.

— Сейчас страна ожидает очередной транш от МВФ. Но продолжаются дискуссии на тему, нужны ли эти деньги вообще.

— Я не знаю ответа на этот вопрос. Однако я знаю, что самое главное для вас сейчас — поддержать экономику и реструктуризовать многие отрасли. Если страна сильная, у нее хватает собственных средств. Если у нее денег нет, то на помощь приходит МВФ. Ваши запасы не могут гарантировать стабильность, поэтому деньги МВФ должны помочь.

— Но если эти деньги будут использованы не по назначению?

— Я не знаю ни одной страны, которая бы не смогла эффективно использовать деньги МВФ.

— Как Канада переживает кризис?

— Мы в лучшем положении, прежде всего за счет того, что у нас очень сильная банковская система.

— Это очень интересно, учитывая то, насколько ваша экономика сильно связана с американской.

— Совершенно верно. Наш внутренний рынок не настолько велик, поэтому мы много экспортируем, и значительная часть (80%) экспорта идет именно в США. Так как из-за кризиса Америка не покупает, Канада соответственно не продает, и возникают сложности. В данный момент наше правительство поддерживает те отрасли, которые больше всего пострадали от кризиса, пока американская экономика не восстановится.

— Вы сказали, что Канада выдержала удар, потому что у вас сильная банковская система.

— Да, у нас все работает как часы, главное, что банки выдают кредиты. В рыночной экономике кредиты и деньги — это масло, которое отвечает за движение экономической машины.

— Деньги должны работать, это правильно. Но у нас запретили выдавать и кредиты, и депозиты. Это ошибка правительства?

— Возможно, благодаря кредиту МВФ ситуация изменится, и банковская система опять заработает. Тут важно, чтобы правительство поддержало стабильность в стране. В краткосрочной перспективе нужно поддержать людей, а в долгосрочной осуществить серьезные изменения в экономике.

— Как долго будет кризис?

— Многие, в том числе и я, считают, что во всех странах, до 2010 года кризис будет еще сильно ощущаться. 2009-й будет непростым годом. Однако, как только заработают экономики крупных стран, это даст толчок и для вашей экономики.

— Вы в связи с кризисом начали экономить?

— Одна из проблем кризиса еще и в том, что люди перестали тратить деньги, а это усугубило ситуацию. Я продолжаю тратить деньги на то, что мне нужно: хожу к парикмахеру, делаю маникюр, плачу за уборку, даю чаевые в ресторане, чтобы дать людям заработать. Стараюсь жить, как и раньше, и всем это советую.

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-ПРЕМЬЕР

Ким Кэмпбелл ро¬дил¬ась в 1947 году в Канаде. Когда ей было 12 лет, ее мать ушла из семьи, поэтому воспитание девочки и ее сестры легло на плечи отца. Ким была очень активным подростком и даже вела детскую программу на канале CBC. После школы поступила в университет Британской Колумбии, который закончила в 1969 году. Затем она продолжила учебу в Лондонской школе экономики, во время учебы три месяца провела в СССР. До своего прихода в большую политику преподавала в университете Британской Колумбии. В 1986 году впервые прошла в Законодательную ассамблею Британской Колумбии. В 1990—1992 гг. назначена первым министром юстиции и генеральным прокурором, в 1992—1993 гг. — министром национальной обороны. В 1993 году стала первой женщиной — премьер-министром Канады.