Эра Зиганшина: "Виктюк орал матом, я отвечала тем же"

7 апреля 2010, 07:47
Актриса рассказала о том, кого обманула, дабы попасть в Большой драмтеатр, как дядя Боярского стал крестным ее Разбойницы из "Снежной Королевы" и как эта роль подпортила карьеру.

Реклама

— Эра Гарафовна, кто дал вам такое необычное имя?

— Я родилась, когда заканчивалась война. Папа прислал маме в роддом записку: "Поздравляю тебя с Воэрой". Это он так решил девочку назвать. Когда мама выписалась, спросила у отца: "Что такое Воэра?". Он ответил: "Ну как что? Военная Эра". Мама сразу в слезы, начала отца переубеждать, он не сдавался. В результате ей удалось выплакать частичку "Во" и пришлось согласиться на дочь Эру. Как ни странно, в школе никто из одноклассников не пытался как-то обзываться. Имя хотя и необычное, но красивое. Вот только однажды пришла я в гости к подружке, а ее бабушка громким голосом меня поприветствовала: "Ну, проходи, Эпоха".

А в 10-м классе ко мне приклеилось прозвище. За несколько месяцев до выпускного я отрезала свои длинные, кудрявые волосы. К моему ужасу, голова стала похожа на огромный рыжий шар — волосы встали дыбом. Когда я так пришла в школу, все ахнули, уроки были сорваны. А в классе (он был музыкальный) висели портреты знаменитых композиторов, кто-то обратил внимание, что я как две капли воды похожа на Бетховена. Как же я тогда плакала: на выпускном все девочки были с прическами и только я одна лохматая, одним словом — Бетховен. Вообще у меня было тогда тяжелое время. Сказала родителям, что в Москву поеду поступать в театральный, папа запротестовал, меня заперли дома. Пришлось сбежать. Приехала в Москву, не поступила. Долго болела после этого, нервы сдали. А на следующий год снова поехала поступать и уже своего добилась.

Реклама

— Вы учились в Москве, а играли у Товстоногова в БДТ. Как так получилось?

— БДТ был в Москве на гастролях, я посмотрела все спектакли и поняла, что должна учиться и работать именно у Товстоногова. Только вот незадача: я же училась у другого мастера, в другом вузе. Когда пришла проситься к Товстоногову, соврала, что уже выпускница. В результате из всех пробовавшихся тогда он взял одну меня! А потом мой обман раскрылся, я пошла с повинной, но Георгий Александрович слово сдержал, взял к себе. Оканчивала обучение у него на сцене театра. Играла в дипломных спектаклях прямо в БДТ.

— А потом кинодебют в "Снежной Королеве". Как получили роль?

Реклама

— Мой партнер по телеспектаклю "Двенадцать месяцев" Коля Боярский, дядя Миши Боярского, сказал мне: "Чего сидишь? Там "Снежную Королеву" снимают. Иди". Пришла я в павильон, а мне говорят: "Большое спасибо. У нас уже есть разбойница". Я не промолчала: "Жаль. Вам же хуже. Никто эту роль лучше меня не сделает". И гордо продефилировала к выходу. На улице разрыдалась. А через несколько дней позвонили: "Приходите, роль освободилась". Когда я пришла, девочка, которая роль провалила (кстати, она сегодня известна, имя называть не буду), переодевалась. Меня провели в комнату. И вот ее раздевали, а меня одевали. Снимали с нее штаны — несли мне, потом рубашку, потом курточку. Было такое ощущение, что надеваю чужую кожу. И мысль тогда промелькнула: "Нехорошо начинаю в кино". Потом ко мне подошел костюмер и сказал: "Посидите немножко, она, бедняжка, еще не ушла".

После дебюта в "Снежной Королеве" я была убеждена, что я — будущая кинозвезда. Я отказывалась от большого количества ролей — каких-то нехороших девочек в классе, невоспитанных девушек на заводе. У режиссеров работал стереотип: маленькая шебутная разбойница — это та же сорвиголова, только в советское время. Но я была убеждена, что это все очень мелко. "Снежная Королева" — другое дело, это классика. И вот я отказывалась-отказывалась, а потом меня перестали приглашать. Да и сама я стала как-то без энтузиазма относиться к кинематографу. Снималась неохотно. Одна из немногих лент, где я бежала на съемочную площадку окрыленной, — "Небесные ласточки". Было интересно, там много музыки, замечательный актерский ансамбль. Когда я стала взрослой актрисой, кино стало для меня статьей дохода. Я спокойно и цинично зарабатывала деньги, играла в сериалах, потому что сам процесс съемки мне, в принципе, не нравился, и только режиссер Сергей Снежкин научил меня любить съемку — мне понравилось сниматься в его "Женском романе" и в других лентах, но время уже ушло.

— С кем-то из актеров "Снежной Королевы" поддерживаете отношения?

— С Леной Прокловой, которая Герду играла. Мы даже спектакль с ней хотели сыграть, но как-то не сложилось. Она меня настойчиво затаскивает в эту свою программу "Малахов+" на Первом канале, ей хочется пообщаться, выведать у меня какие-то секреты. А ей говорю: "Ну оставьте меня в покое, какие у меня могут быть секреты?"

— Вы привезли в Киев спектакль "Фердинандо", поставленный Романом Виктюком. Многие актеры говорят, что он очень фанатичен на репетициях, позволяет себе крепкое словцо, может обидеть...

— Это большое счастье — работать у такого режиссера. Да, он кричит и может матом, и со мной тоже не стеснялся в выражениях, но я вам по секрету скажу — отвечала ему тем же. Это нормальный творческий процесс. Зато когда Виктюк говорит: "Ты гений!", то ощущение, что паришь в облаках. Но то, что я позволила Виктюку, другим режиссерам не разрешила бы никогда. "Фердинандо" — один из моих любимых спектаклей последних лет.

— В спектакле "Чокнутые королевы" вы играете вместе с Лией Ахеджаковой и Марией Кузнецовой. Сложно было трем известным актрисам найти общий язык на сцене?

— Что вы! Никому из нас не нравилась эта пьеса и сам спектакль, а согласились мы именно потому, что это была уникальная возможность сыграть вместе. Мы работали в радость. Добавили в спектакль интерактив, репетировали много, иногда и под коньячок.

— А как вам удалось уговорить Павла Санаева разрешить постановку по его книге "Похороните меня за плинтусом"? Он ведь не видел в этом материале сценарий спектакля.

— Он не соглашался, спрашивал: "Кто такая эта Зиганшина, которая хочет играть? Привезите ее". Я сначала оскорбилась, думаю, что это такое, почему он должен общаться с актрисой, пусть общается с режиссером. Не поеду. Но пересилила себя и мы встретились, о чем не жалею. Павел рассказал маме, Елене Санаевой, о питерском театре, который досаждает ему, что хочет поставить спектакль и даже актрису нашли. Она спросила: "Какая актриса?". И когда услышала мое имя, то сказала: "Замечательная". Думаю, вот эти слова матери тоже многое сыграли. И сегодня я очень рада, что мы Павла не подвели — фильмом он остался очень недоволен, а наш спектакль хвалил.

"ЛЮБЛЮ НАБЛЮДАТЬ ЗА ЛЮДЬМИ НА БАЗАРЕ"

Имя: Эра Зиганшина
Родилась: 01.02.1944 года в Казани

Работает в Москве и Петербурге. Народная артистка России (2005), Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит-2008" в номинации "Лучшая женская роль в драматическом спектакле" за главную роль в спектакле "Похороните меня за плинтусом". Признается, что вот уже 40 лет влюблена в Киев: "Впервые приехала сюда на гастроли в 1969-м. И была поражена необыкновенной красотой и мощью Киева. Я вам честное слово даю, произнесла: "Этот город достоин быть столицей отдельного государства". Я обожаю гулять по Крещатику, на Владимирской горке — там такой вид, который нельзя забыть. Если есть время, обязательно бегу на Бессарабку, даже не для того, чтобы скупиться, — наблюдать за людьми на Бессарабском рынке очень увлекательное занятие".

В подготовке интервью благодарим организатора гастролей Ольгу Миронову.