Евгений Чепурняк: "Масляков выгонял нас со сцены"

4 мая 2009, 18:12
Актеру и режиссеру Театра КВН ДГУ, Пушкину и Вертинскому современности Евгению Чепурняку — полтинник. Коллеги и просто друзья называют его сердцем театра. О себе, о театре, юморе и истории читателям "Сегодня" рассказывает сам Евгений

Актер. Чепурняку не понравилось сниматься в кино, но если ему предложат еще раз, он согласится. Фото В. Бережной

— Евгений, полтинник — серьезная дата. Какой подарок бы хотелось получить?

— Конечно, из-за рода занятий жду чего-то остроумного, но если будет иначе, мне тоже будет приятно. Самый остроумный подарок мои друзья сделали на мое сорокалетие. Они вывесили огромный плакат с моей физиономией в роли Пушкина. А это был призматрон — стенд с поворачивающимися гранями, и со мной соседствовала реклама краски или крема для бритья… "Куда смотреть?" — спросил я, и в это время мое лицо развернулось ко мне. Я увидел себя в роли одного из своих персонажей и несколько обалдел от внешнего сходства с… самим собой.

Реклама

— Еще со времен команды КВН ДГУ ваши работы всегда были трагикомичны. И ведь это вы стали изобретателями такого жанра в игре КВН. Как пришли к этому?

— Ничто не вечно под луной. КВН — это подразделение эстрады, так что не мы первые, не мы последние. Есть шутки ради шутки. А есть с проникновением глубоко в душу, в жизнь. В нашем юморе есть к чему устремиться — то самое сердце, космос, Человек.

В моей жизни много замечательных авторов, с которыми я работаю в Театре КВН ДГУ. Есть Гендин, Гельфер, Чернобельский, был Константиновский. И их работы, уверяю вас, всегда сложны, а иногда сложны для воспроизведения. Мы шутим сложно, и не потому, что мы выделываемся, а потому, что мы делаем это как умеем.

Реклама

— И насколько ваш грустный и сложный юмор был приемлем для игры КВН?

— Сначала был приемлем. Мы были востребованы в соответствии с настроениями молодых, ждущих перемен. Потом фон становился проще, проще, а мы — дети своего времени и общества — нет. И выпали из формата.

— Вас сильно цензурили?

Реклама

— Цензурили все больше из-за политических мотивов. Помню, например, мы играли роли корреспондентов. Один из нас говорил: "Вчера в Москве на Красной площади был обнаружен труп… Владимира Ильича Ленина". И Масляков кричал: "Команда КВН ДГУ, вон со сцены, пока не напишете нормальную шутку!". А самым лучшим подарком ему стал случай во время прямого эфира. На репетиции у нас была невинная дежурная шутка-заглушка: "Рижский завод "Раф" и японская фирма "Ниссан" выпустили автомобиль Рафик Нисанович" (глава парламента в то время). И Масляков не мог предугадать, что вместо этой шутки в прямой эфир выйдет диалог: "Вы слышали, в этом году такой урожай! Заколосился даже герб Советского Союза. — Заколосился? — Да. — Значит, пора убирать". Представляю гнев и испуг Александра Васильевича. Одна такая шутка могла стоить ему карьеры. А чтобы вы понимали популярность КВН, Маслякова как-то вызвали в МИД в связи с тем, что поступила нота от КНДР. Причиной послужила шутка: "За что ты получил первую звезду СССР? — За то, что не пустил корейца на космический корабль. — А вторую за что? — За спасение Белки и Стрелки. — А как ты их спас? — Я же сказал — не пустил корейца на космический корабль".

— Евгений, что вы можете сказать о современном юморе?

— Как-то сходил в "Комеди Клаб". Странно — я вижу человека у себя в Днепровской лиге, и он хорошо шутит! А там... Зрители не смеются, а хихикают. Естественно, не смеяться нельзя, ведь все смеются, но, с другой стороны, и смеяться стыдно.

Когда-то я вел новогодний вечер для русской эмиграции в Берлине. Там я встретил старого знакомого. Он мне сказал: "Жень, я так люблю Ахеджакову. Я обожаю ее. Она такая тонкая… И вот она приехала со спектаклем. Я так недоволен. Мы пришли, чтобы она нам сделала сладко. А она нам сделала грустно". А там драма какая-то была. Это и к нашему обществу относится — мы хотим сладко, попроще.

— Женя, скажите, кем вы были до КВН?

— Я — актер-конферансье. Прослужил в днепропетровской филармонии восемь лет. Потом пришло время перестройки, и начались гастроли с именитыми артистами — с Николаем Щукиным, молодой Ротару, Розенбаумом, Богатиковым, Василием Лановым.

Довелось служить голосом московского театра "Каскадер". Когда артист, исполняющий трюки на лошади, открывает рот — зрители этого не видят, а видят только его широкие жесты. Я должен был, ориентируясь по этим жестам, говорить за него. Сначала было интересно — драки, скачки и даже чудище, которое залазило на высоту третьего этажа... И когда оно, поверженное главным героем, падало вниз, я с точностью до 100% воспроизводил его вопли. После двадцати спектаклей я понял, что умираю от скуки. И чудище вдруг начало говорит несвойственные ему фразы: "Ой, больно. Не надо, только не сюда. А еще одну ступенечку — и я тебе дам". С этого момента театр оживился — на доске приказов каждый день появлялся выговор. Всегда новый. Ведь и реплики всегда были новыми. Но это было смешно.

— Приходилось ли рисковать ради искусства?

— Знаете, мы всегда были "обезбашенными". Совались в самые горячие точки. Например, ездили на гастроли в Ереван. Землетрясение в Спитаке — куча мусора! И армяно-азербайджанский конфликт уже вовсю. В Кутаиси я впервые увидел людей с автоматами. По Тбилиси мимо нас шли танки. А потом был Ереван — голодный и темный. Свет давали по часам, холодно, нечего есть. Мы были единственными постояльцами в гостинице "Кукуруза". Помню, там ко мне подошла усатая бабушка-работница с опухшими ногами. Она внимательно посмотрела мне в глаза и спросила: "Ты мамэ маслица привез?". "Нет", — ответил я. — "Почему?" — "Но я же не знал, что вас встречу". Тогда она глубоко вздохнула всей грудью, повернулась ко мне сутулой скорбной спиной и пошла от меня по обшарпанному коридору. Потом оглянулась и пригрозила: "Смотри, я узнаю".

— Сейчас Театр КВН ДГУ выступает в формате кабаре. Почему?

— У нас сейчас нет ни желания, ни возможности работать в больших залах, экспериментировать — соберем зрителей или нет. Есть желание видеть лица. 80 человек — так 80. Программа "Веселый песец", которую мы ставим в кабаре, — она сегодняшняя. В ней нет ни одного старого номера. Она потихоньку набирает обороты, становится на крыло. Программа непростая, но я вижу в зале много молодых лиц. Потешно, что своих детей приводят те, кто приходил на наши концерты двадцать лет назад.

ТВОРЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Евгений Чепурняк ро¬дил¬ся: 4 мая 1959 г. в Днепропетровске в семье преподавателя химико-технологического института и работника системы госпатента. В 1981 году окончил химтех с отличием, позже — Ярославский театральный институт. В команду КВН ДГУ пришел незадолго после ее появления. Начиная со студенческих времен, работает конферансье. Сейчас Чепурняк, помимо работы в Театре КВН ДГУ, пробует себя еще и на рекламном поприще, является директором рекламного агентства. Говорит, что "творческая единица" найдет себя в любом деле. Женат, воспитывает двоих детей.