Евгений Гришковец: "Задорнова по назначению пока не использовал"

28 мая 2010, 07:42
Писатель рассказал об Америке, которую так и не понял, и подарке с ликом сатирика.

Писатель-актер. Америку не понимает, но любит Элвиса, Монро, ковбоев и Человека-паука. Фото: С. Николаев

— Евгений, вы привезли в Киев свою новую книгу, и название у нее весьма загадочное — "А.....а".

— Под всем этим подразумевается ничто иное как Америка. Для меня эта страна — живой миф. А я очень люблю мифологию и потому мне захотелось воплотить на бумаге все те представления (чуть ли не времен холодной войны), что же все-таки такое эта "Америка". Она ведь у нас в крови — хотим мы того или нет. Мы ее носим, мы ее едим, смотрим. Более того, я сознательно избегал употреблять в тексте такие слова, как "Россия" или "рубль". Мне важно, чтобы любой — будь он украинец, литовец или кто еще, читая книгу, чувствовал эту историю своей. Сразу честно признаюсь: в Америке я был почти проездом, даже не я — там отметилось мое туловище. Так что страны я так и не понял. Впрочем, мне это и не нужно — я обдумывал книгу два года. Написал же ее за три месяца.

Реклама

— Как и все прежние свои книги, вы ее также писали от руки?

— Да, не дружу я с компьютерами. У меня даже мозоль на пальцах от ручки (демонстрирует руку. — Авт.) всегда остается.

— Я знаю, что вы очень любите Владивосток. А жители этого города ненавидят юмориста Михаила Задорнова (писатель-сатирик как-то имел неосторожность заявить, что все женщины их города — проститутки). Говорят, в связи с этим вам презентовали некий специфический подарок...

Реклама

— Презентовали. Туалетную бумагу с ликом Задорнова. Во Владивостоке это — хит сезона. Лучший подарок. Думаю, их можно понять. Представьте себе, что кто-то скажет: "Все девушки Киева — путаны". Не думаю, что этого "умника" после будут ждать здесь с распростертыми объятиями. Скорее, ему захотят лицо начистить. Причем немедленно. Я бумагу хотя и взял, но честно скажу — не пользовался и не собираюсь. Противно просто.

— Ваши книги переведены на множество языков мира — даже на японский. Тем не менее, на украинском их нет. Почему?

— Мне не раз предлагали. Но я против перевода на украинский! Потому каждый раз отказывал. А зачем? Моя аудитория — это люди за 20. А они, слава богу, русский знают.

Реклама

— У вас не так давно родился третий ребеночек — Мария. Но вы по-прежнему много времени проводите в разъездах. Не боитесь пропустить ее первые шаги? Да и вообще — хороший ли вы отец?

— Вот первой моей дочери — Наташе — со мной повезло больше. Я присутствовал при всем — пеленки менял, успокаивал, когда зубки резались. Сыну Сашке моего отцовства досталось меньше. С другой стороны... Я ведь как работаю: провожу дома полгода — по три месяца летом и зимой. И когда я дома, то оттуда практически не выхожу и провожу все время с детьми. При этом я отдаю себе отчет, что для Наташки я стал хорошим собеседником, отцом и человеком, когда ей стукнуло лет семь. Надеюсь, что и с Сашкой будет то же самое. У нас появятся общие книги, фильмы, темы для разговоров. А пока он еще слишком маленький для тех фильмов, что мы смотрим с Натальей. Ну а про малютку Машу вообще говорить пока рано — пусть растет.

— Дети уже успели понять, что их папа — известный писатель?

— Сашка — еще нет. А вот Наташа... жизнь ей это очень усложняет. Вот выйдет где-то на меня пасквиль нелицеприятный. В школе ей об этом кто-нибудь заботливо да скажет. Причем ясно, что чаще всего это все идет от родителей школьников. А она от всего этого жутко расстраивается. Я не раз проводил с ней беседы. Что это нормально. Что всем не понравишься. Что мир не без дураков. Но каждый раз приходится беседовать по новой. Она же не железная — все равно реагирует. Кроме того, к ней порой более пристальное внимание идет со стороны преподавателей. Получит она, скажем, тройку по диктанту. А ей говорят: "Стыдно грамматику не знать. У тебя же папа — писатель!". Так и живем.

— Ваше лицо узнают и вам многие доверяют. В рекламе сняться приглашали?

— И приглашали, и снимался. В рекламе страховых услуг, например. Для Казахстана. Также я был рекламным лицом American Express — почти два года мое лицо "висело" где только можно — на гигантских плакатах размером с дом. Но вот в чем я никогда не соглашусь сняться, так это в рекламе сигарет и алкоголя. Мне действительно многие доверяют, и я не хочу, чтобы из-за этого доверия люди шли гробить свое здоровье. Пусть каждый сам решает: пить или не пить.

— Вы всегда испытывали слабость к такой профессии, как бармен. Нет желания все бросить и виртуозно мешать людям коктейли?

— Совершенно верно. Испытываю. Для меня бармен — это не просто человек наливающий. Я просто уверен, что в бар приходят не только для того, чтобы выпить, а чтобы не быть одиноким. Чтобы поговорить. С хорошим барменом порой можно переброситься всего десятком слов, чтобы клиент почувствовал себя выговорившимся и понятым... Бармен — это не что-то вроде духовного отца, это — собеседник. Это благородная работа. И если мой сын когда-нибудь станет барменом, то я буду горд его выбором! Я ведь тоже в свое время стоял за барной стойкой. Но возвращаться к этому занятию не планирую — мне нравится то, чем занимаюсь сейчас.

— Вы и в театре играете, и книги пишете, а теперь покоряете кинематограф...

— Вы о картине "Сатисфакция"? Да, это мое горячо любимое детище. Я там не только выступаю в качестве сценариста и сопродюсера, но и одну из главных ролей играю. Хочется запустить этот фильм в октябре. Летом — бесперспективно, только деньги потеряем. Жанр ленты я бы определил как "мужская мелодрама". Ведь что такое сатисфакция — это выяснение отношений путем дуэли. Это сложный фильм — почти все время на экране будут разговаривать два человека. Понимаете, как трудно сделать так, чтобы это не выглядело скучным, чтобы зритель не мог оторваться от этих разговоров, чтобы он следил и сопереживал. Но, надеюсь, нам это удалось.

ИЗ МОРЯКОВ — В ПИСАТЕЛИ

Имя: Евгений Гришковец
Родился: 17.02.1967 в Кемерово (СССР)
Карьера: Российский писатель, актер, музыкант

Евгений Гришковец после школы служил на Тихоокеанском флоте. В 1990-м организовал независимый театр "Ложа". В 1998 году, переехав в Калининград (где проживает и по сей день), ставит свой первый моноспектакль "Как я съел собаку", за который в 1999 году был удостоен национальной театральной премии "Золотая маска" в номинациях "Новация" и "Приз критиков". Слава пришла практически мгновенно. Успех закрепили пьесы "Зима" и "Дредноуты". Окончательно популярность закрепляется с выходом книг "Рубашка", "Планка", "Асфальт". Его Живой Журнал (виртуальный дневник) занимает в интернете третье место по посещаемости. Женат, трое детей: Наталия (1995 г. р.), Александр (2004 г. р.) и Мария (2010 г. р.)