Геннадий Понамарев: "Я тащил кресло, в котором потом полетел Гагарин!"

20 июля 2007, 12:16
"Когда кандидатам в космонавты предложили опробовать космический корабль "Восток", Юрий Гагарин, прежде чем войти в кабину и сесть в кресло пилота, снял обувь. Королева это очень подкупило"

Две любви. Море и космос — навеки в сердце. Фото из личного архива Г. Понамарева

Геннадий Понамарев родился 22 июля 1937 г., в ст. Дарьевка (Луганская обл., Украина). Выпускник Каспийского Высшего военно-морского училища. Сменив по приказу Хрущева тельняшку моряка на комбинезон ракетчика, вошел в плеяду первых испытателей космической техники космодрома Байконур. За тридцать лет службы прошел путь от лейтенанта — техника системы управления ракетой до полковника — командира отдельной инженерно-испытательной части (полка), которая обеспечивала запуск многоразовой ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Непосредственно участвовал в подготовке корабля "Восток" с первым космонавтом Юрием Гагариным и почти всех пилотируемых кораблей СССР. Заслуженный испытатель космической техники, награжден редким орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", многими медалями.

— Как получилось, что вы готовились стать военным моряком, а всю жизнь прослужили ракетчиком?
— Так решил Никита Хрущев, лидер СССР в 50—60-х годах. Я по распределению готовился идти минером-торпедистом на Северный флот, уже получили офицерскую морскую форму, кортики. Но как раз тогда Хрущев заявил, что с появлением межконтинентальных ракет с ядерным оружием ни флот, ни авиация теперь были не нужны. И нам порекомендовали: если хотите служить, имея хорошие перспективы, соглашайтесь на то, что предложат. Так я попал в ракетчики, в Тюмень в мотострелковую дивизию, которую переформировывали в ракетный корпус. Через две недели нас на год послали в Москву в ОКБ- 1 знаменитого Главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Королева на учебу. В августе 1960 г. возвращаемся в Тюмень. Неожиданно нас срочно отправили в секретную командировку, не сообщая куда же мы следуем. Оказалось, что мы попали на ракетный полигон Тюра-Там (впоследствии Байконур) в часть, которая работала по космической тематике Королева. Ему срочно потребовалось несколько десятков молодых офицеров, чтобы подготовить костяк первого боевого расчета межконтинентальных боевых ракет. У Королева было жесточайшее соперничество с конструкторами стратегических ракет — Михаилом Янгелем и впоследствии с Владимиром Челомеем, Причем Королев отставал от Янгеля, поэтому он решил одновременно вести разработку ракеты и подготовку специалистов. Шла настоящая драка за госзаказ, ведь госзаказы на выпуск такого оружия — это карьера всей жизни: ордена, деньги, квартиры, личные автомобили, слава, наконец. В итоге я попал на космодром Байконур и 30 лет запускал в космос ракеты. Но кортик свой сохранил!

Реклама

— А первого космонавта планеты Юрия Гагарина провожали в полет?
— Лично — нет, но в подготовке к старту его "Востока" участвовал — трое суток обеспечивал работу гражданского расчета системы жизнеобеспечения космонавта. Более того, помогал перемещать кресло на специальной тележке и обеспечивать его испытания, в котором затем Гагарин и полетел в космос. В день старта мы проводили его до корабля, потом с сослуживцем ушли в степь на километр, чтобы наблюдать за стартом. Естественно, взяли с собой две фляжки — со спиртом и с водой, хлеб и банку, тушенки . Время пуска мы знали, поэтому за полчаса до него "остограммились" за удачный полет. Когда ракета ушла со старта, мы ждали 120-й секунды, когда отделяться от центрального блока 4 боковых ракетных блока (около 10 км высоты) и затем красиво, крестом, падают на землю. Погода была замечательная: солнце, тепло, вся степь полыхала от тюльпанов и ирисов. Мы выпили еще по полстакана за успешный полет Гагарина и побежали в так называемую "экспедицию" — помещение барачного типа, где была громкая связь, и куда поступал репортаж о ходе полета. Там и узнали, что корабль вышел на орбиту, а через 108 минут приземлился в расчетном районе: на Волге возле города Энгельс.

— Почему, все же, первым стал именно Гагарин?
— При знакомстве Королева с космонавтами его внимание привлекли трое: Гагарин, Алексей Леонов и мало кому известный ныне Марс Рафиков. Первые двое вскоре слетали в космос, а судьба Рафикова сложилась трагически: его отчислили из отряда космонавтов за "аморалку" — развелся с женой и влюбился в балерину Большого театра. На ней он так и не женился, служил, воевал в Афганистане и в 80-х гг. умер от инфаркта. Почему Гагарин полетел? Расскажу факт, очевидцем которого были первые космонавты и Королев. Когда кандидатам в космонавты предложили опробовать космический корабль "Восток" в ОКБ-1, Юрий вызвался первым. И, прежде чем войти в кабину и сесть в кресло пилота, ... снял обувь, чтобы не испачкать кабину корабля. Королева это очень подкупило. Причем разместился Гагарин уверенно, по-хозяйски, как водитель в кабину машины, в которой он уже не раз ездил, и начал знакомиться с приборами, задавать вопросы. 7 апреля (первый полет состоялся 12.04.1961 г.) кандидатов на полет в космос было двое: Гагарин и Герман Титов, причем шансы последнего считались предпочтительнее. Тогда мы не знали, что есть и еще один дублер -- Григорий Нелюбов. Но уже 8-го мы по "сарафанному радио" знали: полетит Гагарин. Титов, вскоре ставший космонавтом №2, до последнего момента не верил, что первым в космос полетит не он. Кинопленка зафиксировала момент объявления решения Госкомиссси, кто назначен командиром корабля "Восток", Титов, услышав не свою фамилию, резко опустил голову и больше не поднимал ее до конца заседания.

— Полет Гагарина прошел штатно, без происшествий?
— Да он начался с неполадки: когда Юра сел в кабину, герметично не закрылся люк спускаемого аппарата! Королев лично поднялся на лифте к верху ракеты и спокойно так, ласково, но ничего не объясняя, предупредил космонавта : "Юра, ты не волнуйся, все будет хорошо. Есть одна маленькая работенка, мы ее сейчас быстро сделаем". И посадка "Востока" прошла со сложностями: не отделился вовремя агрегатный отсек от спускаемого аппарата. Корабль минут десять беспорядочно кувыркался в атмосфере. Гагарин, всегда отличавшийся фантастической выдержкой, сказал впоследствии: "Это были самые долгие 10 минут моей жизни".

Реклама

— А что вас больше всего удивило за годы службы?
— Полет "ткачихи и комсомолки Вали Терешковой", как тогда писали газеты. Прежде всего тем, что подготовка к полету ее корабля прошла без единого(!) отказа, это уникальный случай. А вот летала Терешкова тяжело, ее в космосе тошнило, были проблемы с вестибулярным аппаратом. Но что Валя отчебучила после приземления! Вышла в поле из спускаемого аппарата, видит — идет какая-то колхозница, несет мужу обедать. Ну, разговорились две молодые бабенки, а потом Валентина после всех своих треволнений... согласить откушать той еды, которую несла своему мужу – трактористу женщина! Есть снимок: космический корабль, сидят Терешкова и селянка в платочке и наминают за обе щеки картофель с огурчиками. В результате Валя испортила все медицинские анализы: крови, мочи и так далее. Медики написали на нее "телегу" по этому поводу, но пронесло, дослужилась потом до генерала. Но не всем так везло: например, участникам полета на трехместном "Восходе", а на самом деле — одноместном "Востоке". Из него удалили все, без чего можно было лететь, дабы утереть нос американцам, готовящимся запустить двухместный корабль "Джемини". Командир "Восхода" Владимир Комаров, впоследствии трагически погиб при полете на "Союзе-1" во время приземления, а Константина Феоктистова и Бориса Егорова, рисковавших жизнью, потому что из-за тесноты они полетели без скафандров, Советская власть отблагодарила звездами Героев, но когда в октябре 1964 г. Брежнев сменил Хрущева, о слетавшей в космос троице надолго забыли.. Хотя Феоктистову перед полетом начальство говорило: "Костя, хочешь полететь в космос? Сделай трехместный корабль — и будет тебе мировая слава!"