Георгий Юнгвальд-Хилькевич: ""Боярский хотел продолжения "Мушкетеров", но без детей"

22 октября 2009, 07:51
Знаменитый режиссер празднует сегодня 75-летие. Он рассказал "Сегодня", как будет его отмечать, как ему помешал кризис, почему критика ополчилась на его "Возвращение мушкетеров" и в каких муках он снимал этот проект.

Реклама

— Георгий Эмильевич, как вы будете праздновать 75-летие?

— Да никак! Вернее, погружусь в тяжелую работу.

— А что вы сейчас снимаете?

Реклама

— Я не снимаю. Последнее, над чем работал в кино – это "Возвращение мушкетеров". А сейчас получил обещание Константина Эрнста о том, что он покажет на "Первом канале" полную версию этой картины. Она же вообще составляет 2 часа 20 минут, а на экраны она вышла уменьшенной копией длиной в час сорок. Так теперь зрители смогут увидеть мою полную режиссерскую версию. А еще я разбил ее на четыре серии, но их на телевидении покажут, наверное, после Нового года, на каких каналах – не знаю, это дело продюсера. А сейчас я делаю как художник спектакль для Театра Сатиры декорации, костюмы. Это будет постановка — экскурс в историю театра, переплетающийся с историей страны. На мой взгляд, это очень интересный проект, а главным действующим лицом среди декораций будет огромный абажур размером во всю сцену, который я и делаю.

Так вот в четверг я сооружаю декорации, у меня примерки костюмов сейчас идут активные и в лучшем случае ко мне придут дочка с мужем и внучка тоже с мужем. А еще – моя красавица жена Надира и такой же фантастической красоты дочурка, 12-летняя Ниночка. Чего­нибудь пожелаем друг другу и все. От празднований широких я отказался: на 70-летие мне торжество в Доме кино не понравилось вовсе.

— А ваша компания знаменитая, куда входят Хил, то есть вы, Владимир Балон (гвардеец Де Жюссак) и актеры, исполнившие роли четырех мушкетеров — Боярский (Д`Артаньян), Смехов (Атос), Смирнитский (Портос) и Старыгин (Арамис) – неужто не соберется?

Реклама

— Не­т, сегодня это невозможно! Собрать их всех… Игорь (Старыгин, который 22 сентября попал в реанимацию с инсультом, после чего у него было кровоизлияние в мозг, парализовало половину тела и отекли легкие – Авт.) же сейчас в больнице, так что нашей компании не до праздников.

— Как он сейчас? Вы, друзья, ему помогаете?

— Лично я ему не помогаю: не знаю, как ему помочь и что ему нужно. Поскольку с его нынешней женой я знаком не очень близко, и она уже долгое время не подходит к телефону, то вся связь – через Балона. Но я так понимаю, что родственники Игоря как-то сами в своем соку вертятся, и пока ни к кому не обращались. Хотя, если бы дали знать, что Игорю что­то нужно, я, конечно, помог бы, но лезть людям в душу... Он до сих пор в реанимации.

— Георгий Эмильевич, а что же могло привести его к таким тяжелым последствиям?

— Ох, не надо было Игорю так выпивать… А мы все, к сожалению, алкологики. Я вот смог воздержаться 14 лет назад и принять решение больше не пить. К счастью, получилось. Это все жена моя, Надира. Когда мы с ней встретились, я-то попивал еще, но она сумела мне объяснить, что если мы хотим общего ребенка, то я должен бросить. И с того момента я прекратил. И Мишка (Боярский – Авт.) смог остановиться, Валя (Смирнитский – Авт.) – тот практически не пьет тоже. Балон… Он другой конструкции человек, никогда не знал похмелья, может пить, не пить. Он, вон, молодец: перенес полостную операцию желудка, а на следующий день был на премьере картины. И сейчас, если ему надо, может выпить. Это надо мужество такое, как у Володи иметь: не сгибаться, не поддаваться и держать себя в руках, делать вид, что ты здоров, как бык.

— Почему от вашей компании, которая сложилась еще со времен первых "мушкетеров", Смехов держится особняком?

— Ну, может, это чье­то ощущение, а я так не считаю… Во-первых, Веня – не такой пьющий человек, как все мы, остальные. А непьющему, согласитесь, скучновато по сравнению с теми, кем уже овладел зеленый змий. А, во-вторых, Веня всегда был очень сильно занят. Вот Миша вначале тоже был очень связан с театром, да и в кино тоже активно снимался. А если взять Валю, то он за свою жизнь сменил уже, наверное, с десяток театров, ну, согласен, снимался то активно, то не очень и часто был посвободнее. Игорь тоже – по чуть-чуть работал в театре, снимался он не особо… А Веня, он и ставит сам постановки, причем, во всему миру – в Америке, в Германии уже девять опер поставил... А в Театре на Таганке – он же занят так, что ему не повернуться.

Я бы назвал его наиболее верным из всей нашей компании: если он как-то считает, то он вот так всю жизнь считает. А этим всем что­то нравится, потом уже не нравится… Вот когда вышли "... три мушкетера", то Миша сперва согласился, что там много ляпов, потом он уже через десяток лет давал интервью и сказал, что это – гениальный фильм и что он даст в глаз любому, кто посмеет его порочить. И так во всем!

А что было с "Возвращением…"! Мне было очень тяжело работать, потому что Боярский хотел, чтобы это был фильм только о мушкетерах и чтоб там не было никаких "детей" (напомним, по сюжету большую часть этой картины занимают приключения детей, а их отцы-мушкетеры лишь помогают им. – Авт.). Это же Боярский выступал инициатором всей идеи, а получил то, что я смог сделать, уже учитывая злобу дня. Мне казалось, что 70¬летние мушкетеры никому особо сами по себе не интересны. А Миша понимал, что половина экранного времени уйдет еще на кого¬то. Тем более, он волновался, когда увидел, какие это дети – Нагиев, Макарский, которые по своим актерским способностям не уступают старой четверке. Так что было напряжение. Они же актеры! Это сверху налет романтики, а внутри – знаешь, какие страсти шумят!

У "старой гвардии" были сомнения, страхи, вот они сами себе и нагадили этим. Потому что в какой-то момент глаз у них должен бы побольше блестеть, чем он блестел! И тут еще отмечу: молодые ребята и своим талантом, и тактом все же вызвали у моих старых друзей уважение и дружба таки между ними постепенно завязалась, так что работать стало полегче.

— Как думаете, почему ни один из ваших последующих фильмов на эту тему не повторил успех того, самого первого – "Д`Артаньян и три мушкетера"?

— А кто вам сказал, что последняя часть не успешна?

— Насколько я знаю, сборы в кинотеатрах были невелики и совсем не покрыли бюджет картины…

— Да вы зайдите в интернет и посмотрите, что творится, например, на том же You tube (интернет-¬ресурс куда выкладывают популярное видео – Авт.), сколько там комментариев! И каких! Да, критика писала, что фильм провалился. Знаете, почему? У нас, во-первых, была война с прокатчиками. Дело в том, что мой инвестор – богатый человек и фанатично любящий мушкетеров Олег Чамин, сам вышел на прокатчиков кино. А сейчас этим у нас, в России, занимаются — кто хотите: строители, инженеры, но только не люди, которые разбираются в кинобизнесе. Они потребовали довести последнюю часть "мушкетеров" до 1 часа 40 минут, как сказали "для удобства проката". И, к примеру, если у "Стиляг" было 248 сеансов в кинотеатрах в первый уик­енд в Москве, у "Затерянного острова" — 300, то у нас всего 92! Потому что, в кинотеатрах шло по два сеанса в сутки: первый — в 8.30 и последний – в 21.45, а целый день шли те американские фильмы, которые эти прокатчики закупили целыми, пакетами и надо было их как-то отбивать.

Убедили, обманули моего наивного в этих делах Чамина. Я ему тогда сказал: "Олег, ты об этом пожалеешь, и деньги свои вложенные не отобьешь, потому что я вырежу юмор и все самое вкусное". Но он не послушал. И все равно, когда вышла эта картина, вся страна наша опять сошла с ума, а тогда прокатчики испугались и решили его, Чамина, макнуть – отсюда и заказная критика. Но, несмотря на неудобное время, на то, что начался кризис, на мой фильм шли семьями, потому что отцы еще помнят прошлые фильмы, а дети уже знают, и все хотели посмотреть. А собрал официально он всего 12, 5 миллионов долларов, конечно, это мало.

— Правда ли, что и на съемках вам пришлось очень несладко?

— Да, эта картина мне далась с огромным трудом, потому что мы живем в эру глубокого дилетантизма. У меня в команде почти не было профессионалов: только оператор профессиональный со своей бригадой и один из продюсеров, два профессиональных ассистента да зам. директора картины. И все! Потом уже, когда наши москвичи в большинстве своем обделались совсем, мне очень помогла одесская киностудия – за ночь пошили 250 костюмов для съемок войны. Подпрягли все пошивочные конторы и всю ночь люди корпели. А из навязанных мне москвичей многие вообще никогда еще не занимались кино и никто ни за чем не следил, занимались склоками и вечно хотели что­то украсть. Когда инвестор увидел, что натворили продюсеры, всех их разогнал и сам стал генпродюсером, тогда все вздохнули полегче.

— Вы уже пять фильмов сняли по романам Дюма и, прежде всего, именно они вас прославили. Неужто больше не нашлось классиков, которые также тронули вашу душу?

— Вот такого соответствия моему темпераменту и такой романтики — нет больше ни у кого. Я сам не романтик, но всегда к этому стремился. Обожаю Булгакова, но в связи со всеми экранизациями по нему не думаю, что мне тоже надо им заняться. А ведь есть еще вещи, которые невозможно экранизировать... У меня есть замечательный фильм по Бабелю – "Искусство жить в Одессе", у меня целых три романа Сергея Абрамова экранизировано – "Выше радуги", "Сезон чудес", "Двое под одним зонтом"… А все остальное снято по оригинальным сценариям, к "Ах, водевиль, водевиль" и другим я и сам их писал.

— Но наверняка ваше творческое сердце на том от кино не отойдет?

— Есть еще задумки. Я вот написал пьесу "Ах этот Насреддин", о похождениях плутоватого мудреца – его поставит театр "Миллениум" в Москве. По нему есть сценарий о Насреддине, это совершенно новый подход к этому персонажу. А еще есть купленный сценарий на фильм "350 лет" — я уже даже отобрал натуру под него, но тут грянул кризис, и проект заморозили до лучших времен. Не буду говорить, о чем он, потому что идея настолько заманчивая и настолько на поверхности, что стоит только намекнуть – многие поймут, о чем он. Украдут еще… Это связано с далекими потомками мушкетеров и процентов 70 материала я хотел бы снять в Украине. Все говорят, что кризис в России закончился, но для тех, у кого есть деньги, чтобы инвестировать этот проект, он еще длится. А нашу жизнь неинтересно снимать, она такая лживая, фальшивая. Ничего в ней нет, кроме подлости и лжи.

— Ну, почему же ничего? У вас он какие прекрасные жена, дочки…

— Ну, да, чисто личное, семейное, но литературных произведений нет. Самому писать роман, а потом его экранизировать – как-то сложновато. А чтобы было современное и стоило им заняться — такого нет! Мне надо, чтоб все с музыкой, чтоб дерзко!

— Расскажите немного о ваших дочках и внучке…

— Наталья – старшая дочь, ей уже под пятьдесят. У нее есть дочь Настя, которой уже 23 года и она работает на телевидении менеджером – боюсь ошибиться в точном названии ее профессии. И учится там же, а академии Останкино. Ну, а еще у меня есть маленькая дочь, 12¬летняя Нина, которую мне подарила моя последняя жена Надира.

— А чем занимается Надира?

— Всю жизнь только мной и дочкой. Я не дал ей заниматься чем­то еще. Я всю жизнь ведь положил, чтобы у меня была настоящая семья, шел к этому и хотел этого. А работающая женщина – она не может отдавать себя семье, это трагедия для женщины, что рядом с ней нет такого мужчины, чтобы она могла заниматься только собой и семьей.

— Вы как-то сказали, что Украина из Союза вышла изломанной. Сегодня вы наблюдаете за теми процессами, которые происходят в нашей стране?

— Я скажу так: у каждого в Украине есть своя точка зрения, свое мнение, но мне всех вас искренне жаль. Потому что вы сегодня не живете, а боретесь. У нас это тоже было, я знаю, насколько это ужасное состояние, когда ничего непонятно, неизвестно, что будет завтра. У нас тогда, в 90¬х, вообще могли прийти коммунисты, а очень не хотелось. Если бы у вас была нормальная политическая обстановка, то я бы уехал жить в Украину, мне сама страна очень нравится.

— Небось, в Одессу, от которой, знаю, вы без ума?

— Ах, это да… Знаете, я ведь сам родом из Узбекистана, из Ташкента. Но за 30 лет работы в Одессе мне она стала родной. Я по ней скучаю, мне туда хочется. И вот моя маленькая Нинка... Ей было 11 лет, мы приехали, поселились в гостиницу, она потом, когда мы уезжали, сказала: "Пап, я на всю жизнь запомнила Одессу". Она почувствовала этот город и там нам было лучше, чем везде. Хотя у нас в Москве уже три квартиры и машины, и все есть. Конечно, студию там раскурочили, как могли, после Союза. А после там появилась Ольга Неверко (несколько лет была директором киностудии ¬ Авт.), и как-то я приехал, смотрю: чистенько все, она красоту навела, порядочек, студия заработала… Но потом опять сменили директора. Прошло время, и сейчас на киностудии директор — мой друг и ученик Ноздрюхин, и я думаю, что если ему мешать не будут, он студию опять поднимет.

— Хорошо, так где же, по вашему мнению, выход для Украины?

— Да только вы сами себя можете спасти. Причем, в скором времени – у вас же президентские выборы грядут. Не нужно вам больше этих национальных выборов, чтоб только шапками махать – "ура, ура"… Не нужно уже слушать всех этих болтунов и брехунов. Вы же всех основных кандидатов уже видели в деле и знаете, при ком страна процветала, а кто ворье разводит. При каком премьере люди получали зарплату и кто хозяйственник, а кто — хитрый, умный, но только себе состояние сколачивает с момента прихода в политику. Выбирайте, наконец.

— А той обстановкой, которая нынче царит в России, лично вы довольны?

— Ну, у нас есть сейчас возможность высказать свое мнение, есть возможность искать и находить работу. Больше мне ничего от них не надо, лишь бы не трогали, как в советское время. И еще – пачками сажают жуликов, взяточников самых разных уровней: и прокуроров, и милиционеров... Вот, на днях главного милиционера Башкирии посадили. Знаю, что многие чиновники, хоть и берут, но сидят и умирают со страху. А вообще взяточничество и воровство, считаю, полностью искоренить в России невозможно – не та страна. Но хоть прищучили, показали, что управа есть – уже хорошо. И сам народ у нас выбрал Путина, понимаете, реально выбрал. Да, писали, что там были подставы какие­то – так всегда недовольные после выборов и расследования проводят, и обвинениями кидаются, но как я могу им поверить, если среди моих друзей нет ни одного человека, который бы голосовал за кого-то другого, а не за Путина? Эти два мальчика делают так, как в сложных ситуациях поступило бы большинство здравомыслящих граждан России, я вот сижу перед телевизором, смотрю событие и думаю: будь я президентом, сделал бы так, и тут выступает Медведев и говорит те слова, которые я, простой человек, нарисовал в своей голове. Значит – пока у нас все так, как надо.

ПРОСЛАВИЛИ ЭКРАНИЗАЦИИ ДЮМА. Георгий Юнгвальд-Хилькевич родился 22 октября 1934 г. в Ташкенте, СССР. В 1963 году закончил Ташкентский театрально-художественный институт, а чуть позже — Высшие курсы сценаристов и режиссеров и снял свой режиссерский дебют — фантастическую комедию "Формула радуги", которая, однако, не была выпущена в прокат. На счету Хилькевича более 20 фильмов как режиссера, таких, например, как "Опасные гастроли", "Ах, водевиль, водевиль", "Узник замка Иф", к ряду своих фильмов написал сценарии и в трех снялся сам. А всенародную любовь и славу режиссеру принесли фильмы по романам Александра Дюма о приключениях мушкетеров, первый из которых — "Д’Артаньян и три мушкетера" вышел на экраны в 1978 году, а последний, "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" — ровно 30 лет спустя, то есть год назад.