Георгий Жаринов: "Владимир ворошилов был деспотом и тираном"

31 марта 2008, 15:01
Режиссер московского "Что? Где? Когда?" рассказал "Сегодня" о тяжелом характере первого ведущего, о том, почему на экране появляются именно шесть знатоков.

Георгий Жаринов, фото А.Веретенник

Жаринов — представитель продюсерского центра "Игра-ТВ". По приглашению Владимира Ворошилова он пришел в молодежную редакцию центрального телевидения. Тогда главным редактором был Эдуард Сагагаев. Как рассказывает Жаринов, для того, чтобы двигаться по режиссерской карьерной лестнице, в те времена обязательно было нужно образование. "Сейчас это не нужно". Жаринов поступил на режиссерский факультет Ленинградского театра музыки и кино, а после его окончания его пути с Ворошиловым на время разошлись. Тем не менее, через несколько лет Ворошилов опять решил продолжить сотрудничество с режиссером — они оставались неизменными партнерами до самой смерти создателя "Что? Где? Когда?". В Киев Жаринов приезжал на съемки украинской серии программы.

— Программа прежде всего ассоциируется с Владимиром Ворошиловым. Ведущие программы должны копировать его манеру ведения передачи?

Реклама

— Владимир Яковлевич, конечно, был человеком легендарным. И творчески одаренным, если не сказать гениальным. То, что он придумал, — это национальное российское достояние. Ведь на телевидении есть всего две-три программы, которые имеют чисто российское происхождение. "Что? Где? Когда?" и "КВН" не имеют ни одного аналога в мире. Все остальные игровые программы — содраны, украдены либо производятся по лицензии. Ворошилов был "отцом" "Что? Где? Когда?" и вел эту программу в соответствии со своим собственным видением. Он же был замечательным театральным художником и внешние атрибуты программы, о которых я говорил, были сделаны и придуманы Владимиром Яковлевичем.

— Как вы считаете, в чем все-таки проявлялась, его, по вашим словам, гениальность?

— Ну как можно определить это качество? Гениальным я считаю, например, и нашего кутюрье Вячеслава Зайцева, который в его годы до сих пор остается молодым и резвым. Что же касается Владимира Яковлевича, то его гениальность проявлялось в совершенно особой драматургии в режиме прямого эфира — это был его талант. Он умел "рулить" программой и все это подчинялось законам драматургии. Да, у него была очень жесткая манера ведения, ее невозможно повторить. Борис Крюк в России сейчас делает это в гораздо более мягкой, интеллигентной и современной форме. Но лучшее, что он взял у Ворошилова проявляется в реакции ума и умении создавать что-то из ничего.

Реклама

— Говорят, он был довольно жестким человеком в работе и вообще обладал тяжелым характером.

— Он придумал новое слово в телевидении — документальный спектакль. Да, в рабочей обстановке он был тираном и деспотом. Несносный человек, с ним было очень трудно — делал все, что хотел и заставлял всех поступать так же. У Владимира Яковлевича просто не было такого понятия, как жизнь без работы. Он жил этой передачей.

— Вы общались с Владимиром Яковлевичем до самой смерти?

Реклама

— Да, до самого конца... Он работал до последнего дня и ушел внезапно. Думаю, он просто "надорвался", не хватило сил. Но другой жизни он не представлял. Конечно же, я присутствовал на его похоронах.

— Вы снимали "Что? Где? Когда?" с самого начала?

— Я стоял практически у истоков программы, года со второго ее существования — сначала как режиссер монтажа. Был период, когда мы с Ворошиловым расстались — лет на десять, а потом я опять делал эту программу в течении девяти лет.

— А как сейчас отбираются вопросы знатокам? Одно время ходили слухи, что вопросы присылают совсем не телезрители.

— Существует редакторская группа, которая этим занимается. Но главная роль в отборе принадлежит ведущему. Ведь телезрители чаще всего присылают вопросы, которые не соответствуют концепции, схеме. Расскажу вам секрет — идеальный вопрос у нас должен быть со скрытым ответом. Ответ нужно получать логикой, а не собственно знаниями.

— Существуют какие-то секреты программы, которые известны только вам?

— Да. Вы знаете, почему шесть игроков, а не семь и не пять? На заре создания программы были проведены психологические тесты. И шесть человек — это максимальное число говорящих , за которыми зритель может следить. Семь — много, а пять маловато и не очень красиво.

— А что самое трудное в вашей работе?

— Все дело в прямом эфире. Самое трудное — показать то, что происходит не хуже, а лучше, чем было на самом деле. Передать "нерв" события — кто-то радуется, а кто-то хватается за сердце. Найти элемент конфликта, иначе все рассыплется. Здесь же нет дублей, все происходит буквально на подсознательным уровне. Сама же игра занимает десять–пятнадцать минут. Все остальное — либо радость и страдания, либо спонсорские обязательства, либо треп ведущего. Но самое важное — хорошо показать минуту обсуждения вопроса.

— Сейчас "Что? Где? Когда?" снимается на украинском телевидении с украинскими же знатоками. В чем отличие программы от оригинальной, московской версии?

— Когда мы продаем "бренд", а продаем мы его не только Украине — это и Баку, и Тбилиси — то мы продаем технологию. Это технология проведения программы в режиме нон-стоп, с выходом в прямой эфир. Мы учим именно этому. Все остальное, что происходит внутри — характер вопросов, их смысловое насыщение — на этом не настаиваем. Самое главное для меня как режиссера — чтобы был применен оптимальный способ съемки, с тремя репортажными камерами и одной сверху. И еще очень важно, чтобы в кадре сохранялись все атрибуты программы — люстры с мониторами, "волчек", игровой стол и гонг.