Главный архитектор Одессы: "Были попытки легализовать "нахалстрои". Я их завернул"

16 января 2012, 08:35
Николай Базан рассказал нам об экспериментальной реконструкции Молдаванки, спасении парков, строительстве церквей и о том, что проект Генплана развития города морально устарел

Николай Базан: Хотим немного изменить расположение трассы "Север—Юг". Фото: odessa.ua

В ноябре 2011-го Одесса обрела наконец нового главного архитектора. Коллеги характеризуют Николая Базана как одного из самых компетентных архитекторов в городе, принципиального руководителя, который не боится отстаивать свою точку зрения в споре с заказчиком.

С другой стороны, построенные им дома — ЖК "Мерседес" у парка Шевченко, многоэтажка на углу Канатной и Сабанского переулка — частенько подвергались критике за габариты и расположение. Мы познакомились с начальником управления архитектуры и узнали, что нового в строительной сфере ожидает наш город, из первых уст.

Реклама

— Сейчас главная задача вашего управления — утверждение нового Генплана. Есть ли у вас шансы стать первым главным архитектором Одессы за годы независимости, при котором это произойдет?

— Ну надежда, как говорится, умирает последней. А если серьезно, то сейчас мы очень активно работаем в этом направлении. Проект Генплана подвергнется серьезной коррекции — мы учтем существующие замечания к наиболее спорным моментам. Прежде всего это касается развития приморских склонов. Будет сделано все, чтобы максимально сохранить их, зеленые насаждения, Трассу здоровья.

— То есть планируется отказаться от "точечной застройки" склонов?

Реклама

— Да, несомненно. Также мы хотим пересмотреть планы по созданию намывных островов и полуостровов с т.н. "рекреационными комплексами". Такие проекты не будут реализовываться без тщательного мониторинга того влияния, которое они окажут на природную среду. Кроме этого, незначительно откорректируем расположение трассы "Север-Юг", чтобы избежать конфликтных ситуаций…

— С жителями частных домов?

— Да. А еще изучается возможность частичного прохождения этой трассы на эстакадах в районах существующих развязок. Все замечания общественности будут сведены воедино, проанализированы, составлено задание на корректировку генплана для разработчика, которое утвердит исполком. Откорректированный проект Генплана пройдет экспертизу и будет вынесен на общественное обсуждение.

Реклама

— И когда в итоге горсовет рассмотрит Генплан?

— Сложно сказать. Дело в том, что проект Генплана со времен его разработки несколько морально устарел. Изменилось законодательство. Сейчас мы направили письма в Минрегионстрой с просьбой разъяснить отдельные моменты. Например, по поводу топо-геодезической съемки, требования к которой уже другие: нужно ли нам делать ее заново или нет. От ответов Минрегионстроя зависит, когда горсовет рассмотрит проект. Варианта, по нашим расчетам два, — это произойдет либо через 6—7 месяцев, либо через 9—10. В любом случае Генплан Одесса обретет в этом году.

— А детальные планы развития конкретных территорий (ДПТ) — горсовет недавно принял решение разрабатывать их для побережья от Ланжерона до Аркадии, для Лузановки и Ближних Мельниц, — их не будут утверждать до принятия Генплана?

— В связи с подготовкой к корректированию проекта Генплана никакой работы по разработке этих ДПТ не ведется, хотя законодательство не запрещает выполнять разработку ДПТ параллельно с корректировкой. Намечается также реорганизация управления архитектуры и градостроительства. Будут созданы отдел Генплана, который займется разработкой всей градостроительной документации, в том числе ДПТ, а также самостоятельное подразделение мониторинга и градостроительного кадастра. Хотим изменить состав градсовета — он станет более персонифицированным при принятии коллегиальных решений с увеличением личной ответственности его членов. Кроме того, мы хотим в составе КП "Одеспроект" сформировать отдел экспериментального проектирования.

— И чем оно будет заниматься?

— Смотрите, строительство в Украине осуществляется по единым строительным госнормам. Учитывая, что Одесса — сложный, уникальный город, то проектировать по этим усредненным нормам не всегда возможно. Возьмем Молдаванку. Давно уже муссируется вопрос, что она не совсем правильно застраивается. Возводятся стандартные 9—10-этажные коробки, в итоге теряется колорит, камерность двориков. Нам же кажется, что целесообразнее там осуществить ковровую 3—4—5-этажную застройку, с атриумными двориками, галереями, то есть сохранить традиционную камерность с учетом более современного строительно-технологического и инженерно-технического решения.

По плотности населения такая застройка не будет уступать 9—12-этажной, но сохранит исторический колорит. По существующим госнормам, такое проектирование сложно выполнить. Вот этим и займется отдел экспериментального строительства. Будет создана программа экспериментального строительства, которую утвердят на уровне Минрегионстроя. Понятно, сразу всю Молдаванку в таком варианте проектировать не будем, начнем с одного квартала или даже его части.

— Собираетесь ли вы активизировать борьбу с самовольной застройкой?

— Без вариантов — основная задача нашего управления в этом и состоит. Не хочу оценивать работу своих предшественников, но лично я решительно настроен на то, чтобы максимально, насколько это возможно, ввести градостроительную политику в русло закона. При мне было несколько попыток легализовать нахалстрои, мне удалось их завернуть.

— Сейчас в городе возводится больше полутора десятков церквей. Я проанализировал решения исполкома и сессий горсовета по этому поводу и пришел к выводу, что в части случаев строительство ведется незаконно…

— Я такого не знаю. Моя последняя работа в качестве практикующего архитектора — проект воссоздания Мещанской церкви на углу Тираспольской и Старопортофранковской. Она начата и продолжается в соответствии с законодательством. Строительство еще не ведется, идет процесс согласований и разрешений. А нахалстрой всегда начинается со строительства, потом его пытаются узаконить…

— Недавно была огорожена часть сквера возле "Олимпийца". Там будет церковь Ярослава Мудрого. Законно ли это строительство?

— Было разработано градостроительное обоснование по реконструкции Дворца спорта. В составе этого обоснования была церковь.

— А разве одно градобоснование дает право на застройку?

— Нет, оно дает основание нашему управлению выдать условия и ограничения по объекту, а они уже дают базу для дальнейшего проектирования и строительства.

— Но ведь решение исполкома об условиях и ограничениях по строительству этого храма не было. А территория уже огорожена. Разве это законно?

— Я не знаю про ограду, мы подготовили проект решения исполкома до Нового года. Исполком должен рассмотреть его в ближайшее время.

— Есть прошедшие все согласования объекты, которые при этом вызывают массу нареканий у одесситов. Скажем, строительство 11-этажного торгового центра под Тещиным мостом. Если его реализуют, будет уничтожен сквер Жанны Лябурб. Какие-то меры, чтобы пересмотреть этот вопрос, будут приниматься?

— Любое согласование может быть отозвано по веским причинам. Я к сожалению, видел этот проект только в интернете, до вступления в должность. Меня еще удивил примитивный внешний вид этого здания и то, что оно на зеленой зоне… Да, я прочитал, что он был согласован, но я не знаком с деталями. В нынешние мои функции не входит ревизия решений предшественников, да и не хватит на все времени.

— А что городская власть планирует делать с парками, которые находятся в жутком состоянии?

— Сейчас ведется активная работа по подготовке к реабилитации и реконструкции наших парков. Уже готов генплан парка Шевченко. Будут приведены в порядок аллеи, обновлена парковая мебель, отреставрированы памятники культурного наследия, прежде всего памятник Александру II (Александровская колонна), карантинная стена с пороховой башней, где разместится музей парка, а также здание бельгийской трамвайной остановки. Карантинное кладбище обозначат по периметру условным ограждением — зеленой оградой, пешеходной аллеей и будет установлен поклонный крест или памятный знак. Решается вопрос о восстановлении объектов, не находящихся на балансе у города, например, о Зеленом театре. Пока изучается вопрос стоимости работ и источников финансирования. Когда все прояснится, мы определим сроки выполнения.

Построил "Мерседес"

Николай Базан родился 1 января 1953-го. Окончил архитектурный факультет Одесского инженерно-строительного института, затем преподавал в вузе. В 1988—1997 годы возглавлял "Одесское региональное бюро архитектуры и урбанистики". В 1997-м основал и возглавил фирму "Мастер-групп".

Автор проекта восстановления Алексеевского храма на Степовой, а также комплекса премиум-класса "Кошкин дом" на Посмитного, 9-этажки на склонах на ул. Вице-адмирала Азарова и ЖК "Мерседес" у парка Шевченко.