Интервью с режиссером "День рождения Буржуя" Анатолием Матешко: "Я ушел в депрессию из-за войны на Востоке"

21 июля 2015, 09:30
Известный украинский режиссер ("День рождения Буржуя", "Даша Васильева") — о том, что хотел сказать своим нашумевшим триллером "Плен", а также почему не верит в кассовый успех этого проекта и не общается с российскими актерами

Режиссер. Мечтает снимать дорогое кино для детей. Фото: Пресс-служба канала «Украина»

— Анатолий, в вашем послужном списке есть проекты разных жанров и форматов: и телесериалы, и детективы, и даже музыкальное детское кино. Чем было продиктовано желание снять психологический триллер "Плен"?

— Знаете, время и реальность диктуют то, чем ты занимаешься. Еще два года назад мы с Анастасией (супруга Анатолия, Анастасия Матешко. — Авт.) с удовольствием занимались детским музыкальным фильмом "Трубач", но тогда все было прекрасно и замечательно в нашей солнечной стране. А потом, когда все посыпалось, мы начали задаваться вопросом, что делать дальше, о чем рассказывать зрителю. Ведь прежде всего мы — профессионалы, которые должны заниматься своим делом и снимать фильмы. А на них государство сейчас денег не дает. И вот появился инвестор, который был на Востоке, который знает эту проблему не по слухам. Он захотел снять фильм об этом и обратился к нам.

Реклама

"Плен". В серых тонах и без цензуры.

— В фильме нет четкой привязки к времени и месту, но зрителю все равно понятно, что речь идет о войне на востоке Украины. О чем же все-таки этот фильм?

Реклама

— Мы хотели сделать притчу, абстрактную историю, которая была бы сегодня актуальна во всем мире. На сегодняшний день терроризм достиг какого-то апогея — у тебя на глазах расстреливают людей, а потом в интернете просто пачками появляются эти ужасные видео. И народ уже привык к негативу, к тому, что нас окружает информация такого рода. Но украинцы всегда считали, что это происходит где-то далеко и их никогда не коснется: где-то в Иране, Чечне, Молдавии, а к нам не дойдет. Признаюсь, из-за всех событий в стране я надолго погрузился в депрессию. Может, этот фильм как-то повлиял на меня, потому что позволил мне как кинематографисту участвовать в истории, которая происходит с нами. Не видеть этого, не быть там в плену, не участвовать в боевых действиях, не брать автомат в руки, но так или иначе участвовать. Потому что мы показали время, в котором сейчас живем. И человек, который думает, что не участвует, рано или поздно тоже может быть втянут: никто не застрахован от того, что тебе или твоему сыну придет повестка.

— Фильм достаточно тяжелый — серые тона, сцены насилия. Как, по вашему мнению, украинский зритель воспримет такую ленту? Какие у вас ожидания относительно проката?

— Я думаю, что прокат у него будет не сильно успешный. Хотя на вечернем показе на кинофестивале в Одессе вышло всего человека два-три, а на дневном вообще был полный зал, несмотря на его большие размеры. Но то была публика подготовленная, а вот обычная, к сожалению, не привыкла к социальному и проблемному кино. Это в Польше, Румынии, Чехии, Франции, Германии и Ирландии снимают свои проблемные ленты и смотрят их. У нас же многим некомфортно смотреть на переживания, страдания и так далее. Но отказаться на это смотреть — не означает устранить сам факт их существования. И если мы, кинематографисты, будем от этого отворачиваться — говорить, что этого нет, что все прекрасно, что мы говорим без мата, что мы не курим, не пьем, что люди не стреляют в людей, что мы очень нежные, — то из этого ничего не получится. Так что мы должны знать реальные проблемы, должны знать своего врага. И наш фильм о том, что враг прежде всего находится внутри тебя самого.

Реклама

"Буржуй". В этом году отметил 15-летие.

— Ваш сериал "День рождения Буржуя" отмечает 15-летие. Поддерживаете ли вы связь с актерами?

— С украинскими актерами, для которых этот фильм стал путевкой в жизнь, я работаю и сейчас. Например, с актерами Владимиром Горянским или Ларисой Руснак — они вышли из "Буржуя", и они же есть в "Плену". Что касается Валеры Николаева, то он много работает за границей, но сейчас я с ним не общаюсь и никакой связи не поддерживаю — так уж у нас сложилось. По поводу других российских актеров скажу, что мы почти не видимся.

— Представьте себе, что у вас есть неограниченный бюджет и вы можете снимать что угодно. Какой бы была эта была картина?

— Как ни странно, это было бы детское кино со стрелялками, игралками, забавками и с какой-то очень хорошей мыслью. В принципе у нас такой сценарий уже есть. Анастасия его написала, называется "Гаврик". Это фильм о друге, которого наш мальчик сам себе придумал и оживил. Но проект этот очень дорогой, ведь в нем планируется очень много эффектных приключенческих сцен.