Юрий Энтин: "Миронов не хотел петь вжик-вжик-вжик"

4 июня 2009, 07:35
Детский поэт-песенник рассказал, почему его хотел задушить режиссер Евгений Чанга, как родилась песня Водяного и легендарный "Антошка...", а также о том, почему Андрей Миронов сперва отказывался исполнять его песню.

Фото: А. Дудуш

— Юрий Сергеевич, за несколько десятилетий плодотворной работы вы стали одним из самых цитируемых современных поэтов. Люди ежедневно употребляют крылатые выражения "Лучший мой подарочек — это ты…", "А мне летать охота...", "Ох, рано встает охрана...", ставят рингтоны этих песен как звонок мобильного телефона. Сейчас вы приобрели не только большую популярность, но и настоящую любовь зрителей. Расскажите, пожалуйста, когда вы поняли, что к вам наконец-то пришла слава?

– Помнится, как-то я принес песню "Антошка" в редакцию утренней воскресной передачи "С добрым утром". Когда в один прекрасный день программа вышла, вечером мы решили отметить с женой это событие, отправившись в один уютный московский ресторанчик на Садовом проспекте. Когда мы вышли оттуда, было уже порядка двух часов ночи. По городу гуляли "слегка" выпившие горожане, один из которых бойко напевал "Антошка, Антошка, пойдем копать картошку". Этот пьяный голос вызвал у меня бурю позитивных эмоций. Ведь настоящий шлягер — это песня, которую поют пьяные люди. Именно так мне сказал Владимир Шаинский. Получается, мы запустили шлягер за один день.

Реклама

— Интересно, как в голову поэту приходят такие забавные выражения, как, например, Чунга-Чанга? Вы, наверное, специально читали детские книги или общались с малышами, которые, пытаясь правильно выговорить какое-то слово, придумали это выражение?!

— Вы знаете, по-моему, любой поэт мечтает хотя бы один раз за свою жизнь создать что-то великое. Лично я всегда гордился Эдуардом Успенским, придумавшим всеми любимого Чебурашку, и Корнеем Чуковским, который дал жизнь доктору Айболиту и Мойдодыру.

В одно время и я задался целью написать что-то особенное, чтобы навсегда запомнилось слушателям. Как-то меня пригласили в новый проект "Союзмультфильма". Я ровно два месяца изо дня в день пытался выдумать забавное название острова, однако ничего не получалось. В итоге меня уволили. Я вышел из студии в очень плохом расположении духа, и, медленно возвращаясь домой, начал смотреть по сторонам, не теряя надежды придумать оригинальный текст песни. И вдруг я увидел прямо напротив себя огромнейшую афишу, на которой гигантскими буквами было написано: "Балет на льду", режиссер Чанга". В этот момент меня как будто осенило: если к редкой фамилии Чанга добавить замысловатое "чунга", то выйдет абсолютно новое слово — Чунга-Чанга.

Реклама

Теперь в моем доме висит диплом "Об изобретении"! Да и мультфильм получился хороший! Жаль только, что с Евгением Чангой отношения у меня как-то не заладились. Когда мы с ним познакомились, он даже грозился задушить меня. Ведь ранее все друзья и родные называли его Женей, а после выхода в свет моего неологизма стали величать его лишь по обновленной фамилии! Даже жена впредь звала за обеденный стол не Женечку, а Чунга-Чангу!

— Забавная история! Наверняка таких историй у вас очень много, ведь в целом вы написали порядка 600 песен для мультфильмов и кинокартин. Хотелось бы узнать, какая песня все-таки является вашей любимой работой?

— Наверное, это все-таки "Песня Водяного" из мультипликационного фильма "Летучий корабль". Ее я писал, сидя в ванной, представляя себя настоящим болотным водяным! Старался понять его характер, представить внешне, войти во внутренний мир, изобразить мысли и переживания. И у меня это получилось! Уже через полчаса после принятия водных процедур в моем блокноте появилась новая песня. Правда, в какое-то время ее запретили издавать, поскольку текст песни сочли развратным. Вдумайтесь: "Эх, жизнь моя жестянка, да ну ее в болото, живу я как поганка, а мне летать охота". Казалось бы, ничего хорошего эта песня не может воспитать в детишках. Такая же участь постигла и песню "Вжик-вжик, уноси готовенького". Там в тексте кто-то заметил пропаганду алкоголизма. Более того, сам Андрей Миронов изначально отказывался ее исполнять, правда, несколько по другому поводу. По его мнению, композиция была уж больно легкомысленной, а образ у актера был достаточно трагичным. Тогда я удалился из комнаты, где мы беседовали, немного подумал и написал еще один куплет: "На опасных поворотах трудно нам, как на войне, и, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне: "Вжик-вжик-вжик, уноси готовенького, вжик-вжик-вжик, кто на новенького?". Андрей очень обрадовался этим уже более серьезным строкам, после чего мы и стали добрыми друзьями.

Реклама

УЧИТЕЛЬ, ЗАСТАВИВШИЙ ПЕТЬ СССР. Юрий Сергеевич Энтин ро¬дил¬ся 21 августа 1935 года в Москве. Закончил педагогический институт, работал учителем истории. Совершенно случайно его дар писать смешные стихи был востребован в мультипликации и детском кино. Сегодня он поэт, драматург, член Союза кинематографистов России, автор стихов более чем к 600 песням. Песни на его стихи звучат примерно в 100 кино- и телефильмах, в том числе "31 июня", "Приключения Буратино", "Достояние республики", "Гостья из будущего", "Ох уж эта Настя!", "Незнайка с нашего двора", "Приключения Электроника". Его песни поют и дети, и взрослые: "Лесной олень", "Учкудук", "Мир без любимого", "Антошка", "Крылатые качели", "Прекрасное далеко", "Чунга-Чанга". Юрий Энтин — неоднократный лауреат ежегодных конкурсов "Песня года".

Екатерина Терехова