Карен Шахназаров: "Как истинные русские мы готовы гулять весь год"

7 сентября 2009, 07:45
Знаменитый режиссер и директор "Мосфильма" признался нам, сколько хотел бы отгулять на 85-летний юбилей киностудии, почему снимал в картине "Палата №6" по пьесе Чехова настоящих психов, чего ему не хватает и за что болит душа.

Режиссер и директор. Счастлив, что закончил фильм, и уже раздумывает над новым сценарием. Фото А. Искрицкой

Реклама

— Карен Георгиевич, в этом году у крупнейшей киностудии мира "Мосфильма", которую вы возглавляете, юбилей — 85 лет. Как отмечать планируете?

— Да, действительно, этот год у нас юбилейный. И как истинные русские мы готовы хоть все 365 дней гулять (смеется)! Только нам еще и работать надо. Так что ничего особого проводить не будем.

— А что сейчас вообще в связи с кризисом происходит с российским кинематографом, кому как не вам знать?

Реклама

— Я за всю Россию расписываться не стану, скажу лишь за свою подопечную киностудию. Так вот, дела у нас идут совсем неплохо. Конечно, есть некоторое производственное падение — процентов на 20, но в условиях такого жесткого кризиса это нормально. Работа кипит — у нас сейчас в активе более ста проектов, 107 если быть точным. Поэтому мы чувствуем себя уверенно.

— Как вам это удалось? Государственные дотации?

— Нет, государство не помогало. Все сами. И никаких кредитов мы не брали. В долги не влезали. Нам удалось даже не сокращать сотрудников — сберегли весь коллектив. А средства... Мы все-таки многопрофильный киноконцерн — не только съемками занимаемся. У нас и лаборатории тиражные работают на полную катушку, и службы, обеспечивающие картинам "постпродакшн" (доведение до ума картинки и звука в фильме). Так что работаем!

Реклама

— В вашей новой картине "Палата №6" наряду с обычными актерами играют и настоящие душевнобольные люди. Признайтесь, как вам с ними работалось?

— Психи бывают разные — дееспособные и недееспособные. Мы работали с первой категорией — с теми, кто самостоятельно способен принять решение, сниматься ему в нашем фильме или нет. Вы поймите, им это было интересно. Ведь у них у всех из стен больницы только один выход — кладбище. К тому же то, что они показывают нам на экране... такое невозможно сыграть или срежиссировать. Это надо пережить. На мой взгляд, все они несчастные, но при этом совершенно замечательные люди. Хотя среди них есть даже убийцы.

— У вас нет ощущения, что современные режиссеры словно снизили качественную планку и снимают кино кое-как, будто в полсилы?

— Знаете, в моем возрасте всегда кажется, что раньше жить было веселее и легче. То же самое могу сказать и о кино. Ну не вижу я сегодня гигантов, которые могут в таланте сравняться с Тарковским, Гайдаем или Шукшиным! Общий уровень профессионализма рухнул очень сильно! Доходит до смешного — сейчас у современных режиссеров в активе имеется потрясающая аппаратура, о которой мы раньше могли только грезить. А кино все равно не получается. А знаете, почему? Потому что идеи нет — внутреннего стержня. Вот и получаем на выходе массу пустышек.

— Карен Георгиевич, "Палата №6" только вышла в прокат, а уже обсуждают, что ваш доктор Рагин, по сути, выросший герой "Курьера" (культовый фильм Шахназарова о бунтующем подростке. — Авт.). На наш взгляд, абсолютно притянутое за уши предположение...

— Люди любят придумывать. Меня даже спрашивали, специально ли я сделал так, что конкурент Рагина Хоботов (его играет Евгений Стычкин. — Авт.) якобы говорит голосом Дмитрия Медведева. Естественно, ничего такого я не планировал. На мой взгляд, и похоже-то не очень. Но людям так показалось. Поэтому если кто-то считает, что перед ним выросший Курьер, — ради бога. Это их право и фантазия. Мне не жалко — пусть думают.

— Вы как-то говорили, что вас очень огорчает то, что происходит между Россией и Украиной...

— Конечно, огорчает! А вас разве нет?! То, что происходит сегодня, — это нездорово. Мне от этого больно. Я как человек, выросший в Советском Союзе, никогда не отделял Украину от своей родины. Меня всегда интересовало, как тут идут дела, что происходит с украинским кино. Здесь много моих друзей. Для меня Украина никогда не была чужой!

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ИЛЬИН И ФИНАЛ, СРЫВАЮЩИЙ "КРЫШУ"

Действие "Палаты №6", которую Шахназаров снял по мотивам одноименного произведения Чехова, разворачивается в дурдоме. Главврач заведения для умалишенных по фамилии Рагин (его сыграл Владимир Ильин, "Сибирский цирюльник") под завязку устал от монотонности своей жизни. Чтобы как-то побороть то и дело накатывающую скуку, он много пьет, читает и общается со своим нездоровым пациентом (Алексей Вертков, "Парни с Марса"). Общение с душевнобольным так увлекает доктора, для которого их разговоры становятся отдушиной, что вскоре и он сам... становится пациентом своей же психушки. Все остальное, что происходит в ленте — чеховские разговоры (звучащие так, как будто классик написал их вчера) о суетности и подлости этого мира. Без философии, конечно, тоже не обошлось: "В том, что вы сидите за решеткой, а я вас лечу, нет никакой логики и смысла. Это простая случайность". С первых секунд понятно — фильм немассовый, непопкорновый. И это хорошо. Несмотря на тошнотную реалистичность быта психушки (обшарпанные стены, коридоры со сквозняками — все серо и уныло), от фантастической игры Ильина словно прочищаются мозги. Хорош и Стычкин — роль Хоботова, доктора "с подлянкой", сморится на нем как влитая. Документальная манера съемки усиливает эффект присутствия, а финал вчистую сносит "крышу"!

ПУТЬ В КИНО. Карен Шахназаров родился 08.07.1952 г. в Краснодаре (Россия). В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. В кино дебютировал картиной "Добряки". Широкую популярность принесли фильмы "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх" и "Курьер". Имеет троих детей: 24-летнюю дочь и двух сыновей 16 и 13 лет. В 1998 году возглавил киностудию "Мосфильм".

Благодарим кинотеатр "Жовтень" за помощь в организации интервью.