Командир "Альфы": во время событий в ГПУ я Морозу сказал...

22 июня 2007, 08:45
У "Альфы" завтра день рождения. Ее командир генерал Сергей Чалый рассказал "Сегодня", почему спецназ СБУ не задействовали месяц назад, когда в Генпрокуратуре схлестнулись сотрудники Управления госохраны и "Беркута", чем занимается "Альфа", и хорошо ли, что из нее уходят опытные бойцы.

Фото пресс-центра СБУ

- Сергей Иванович, месяц назад, 24 мая, когда до предела накалилась ситуация в здании ГПУ, многие думали, что задействуют и "Альфу". Тем не менее, этого не произошло – почему?

- Ее и не могли задействовать. У "Альфы" совершенно иные функции. Спецподразделение предназначено для борьбы с терроризмом, коррупцией в высших эшелонах власти, обеспечения физзащиты участников судопроизводства. Не скрою, ко мне обращались политики, народные депутаты, встревоженные слухами о якобы готовности "Альфы" участвовать в силовом развитии событий. Звонили председатель Верховной Рады Александр Мороз, экс-первый зампред СБУ, нардеп Александр Скибинецкий, представители госорганов, общественности – где наши сотрудники, чем занимаются, вооружены ли, готовятся ли штурмовать здания... Мороз напрямую сказал: "Надеюсь, спецподразделение не будет использовано в политических целях". На что получил четкий ответ: "В этом можете быть абсолютно уверены". В свою очередь, я попросил остановить поток безосновательных обвинений с трибуны парламента, будто бы "Альфу" вот-вот задействуют в каком-то силовом сценарии, будто бы она начнет штурмовать и захватывать здания, арестовывать людей... Это все были попытки вовлечь нас в большую политику. Но мы – вне политики, о чем не раз заявлял и Валентин Наливайченко, и другие руководители спецслужбы. Да, и они, и я выезжали к ГПУ, Конституционному Суду, этого требовала обстановка, меняющаяся ежечасно. Мы должны были контролировать ситуацию. Но не применять силу

- Существует версия, что "Альфа" все-таки готовилась, но делала это скрытно...

- Как и в любой профессии, у нас есть своя технология. Что такое готовность? Сейчас очень много анонимных сообщений с угрозами теракта, применения взрывных устройств, захвата заложников. Мы не может на них не реагировать. И в случае такого сигнала обязаны это делать. Около ГПУ или КСУ тоже могли оказаться провокаторы, горячие головы, способные своими действиями либо бездействием вызвать непредсказуемые последствия. Но это не значит, что, реагируя на угрозы, мы тотчас применяем силы и средства. Скажу больше – дабы не порождать новую волну слухов и непроверенной информации о готовящихся перемещениях живой силы и техники, мы практически свернули в этот период плановые полевые занятия, которые проводим на учебном полигоне в Конча-Заспе, сосредоточив весь личный состав на базе управления в Киеве и ограничив выезды за его пределы. Это вызвало некоторые проблемы, сейчас наверстываем упущенное. Но тогда такое решение было оправданным.

- А как чувствовали себя "альфовцы"?

- Они задавались вопросом – почему известные политики, нардепы столь безответственны в своих голословных заявлениях? Некоторые из офицеров испытали и попытки идеологического влияния, особенно когда им говорили, что "Альфа"-де слепо готова исполнить любой приказ. Я искренне рад, что никто из подчиненных не дрогнул, не поддался на провокации, ни у кого не подвели нервы. Все же в спецподразделение, к счастью, берут людей не с улицы. Они проходят очень жесткий отбор. И связывает их не только служба, но также общность интересов, взглядов, не побоюсь этого слова, офицерское братство.

- Никто не предвидел конфликта, в орбите которого окажутся сотрудники УГОУ и МВД. У тех был приказ, и у тех. Могла спонтанно возникнуть некая третья сила, отдавшая свой приказ "Альфе". И ее бросили бы на амбразуру!

- Никакой третьей силы не было. Думаю, таких команд и не может быть. И "Альфа" не та структура, которой бросаются...

- Не убедительно!

- Законодатель так выписал положение о применении нашего спецподразделения, что его нельзя задействовать без принятия коллегиального решения и ряда согласований. Это не прерогатива одного человека (то бишь, надо полагать, что одной команды президента и главы СБУ будет недостаточно для введения в действия "Альфы" – Прим. Ред.). А некоторые политики не видят разницы между "Альфой" и разведывательно-диверсионными подразделениями. Наша целевая задача – не уничтожение, а нейтрализация террористов и освобождение заложников. Мы уничтожаем противника только в экстренных случаях, когда весь арсенал доступных средств и возможностей для его нейтрализации исчерпан...

- Один из материалов тех памятных дней в нашей газете назывался примерно так – "Все будет зависеть от командира "Альфы". Верный посыл?

- От командира спецподразделения действительно зависит очень много. Прежде всего, в оценке принятия решения, соответствия его закону. Поверьте, ответственность достаточно велика.

- Что вам лично в те дни подсказывала интуиция – как разрешится кризис?

- Мне приходилось наблюдать, к чему приводит амбициозность политиков в ряде государств бывшего Союза, ставших "горячими точками". Не доведи Господь, чтобы по тому же пути пошла Украина. На мой взгляд, у нас есть все предпосылки предотвратить перерастание кризиса в силовую фазу.

- Недавно "Альфа" вместе с "Моссадом" провела крупные учения на базе израильского посольства в Киеве, если не ошибаюсь, впервые. Вы довольны итогами или совместная с израильтянами тренировка выявила какие-то слабые места?

- Любые учения выявляют слабые места, учитывают их и не дают проявиться в реальной обстановке, если таковая случится. В целом итогами удовлетворены. А от израильских коллег получили официальное письмо с благодарностью за высокий профессионализм. Каждое учение – ступенька к самосовершенствованию. Чем больше человек знает, тем больше видит проблем...

- И хуже спит... А вы?

- На сон не жалуюсь.

- Сколько спите?

- Стараюсь не меньше 6 часов. По обстановке.

- "Жаворонок" или "сова"?

- Тот, кто служит в "Альфе", научен менять биометрические способности в зависимости об обстоятельств... Но если бы вы знали, какие замечательные ребята в подразделении служат! Это лишь в боевиках спецназовцы предстают в образе бездушных и на все готовых роботов. Наши же парни очень талантливы – пишут стихи, рисуют, играют на музыкальных инструментах, фотографируют, увлекаются философией. Кто-то, к сожалению, увольняется, и, скажем так, не из худших. Что ж, процесс, как в природе – отмирают одни клетки, а на их месте рождаются новые. Традиции "Альфы" живы, и это здорово.