Актриса Коренева: "Я не безумная, но иногда нужно менять шкуру, как змея"

19 июля 2012, 09:30
Звезда "Покровских ворот" рассказала "Сегодня", как выбирает роли и поделилась своими воспоминаниями об Одессе

Елена Коренева. «Я пойду за режиссером, а не за ролью». Фото: Ю. Городецкая

Знаменитая актриса Елена Коренева рассказала "Сегодня", как обедала на вилле у режиссера фильма "Крестный отец", на фоне какого артиста могла бы побледнеть, кому покупала "паспорт одессита" и как искала в Одессе общежитие киношников.

— Елена, что вас связывает с Одессой?

Реклама

— С Одессой меня связывает детство. Мой папа, Алексей Коренев, — режиссер. Он снимал тут свой дебютный фильм "Черноморочка". Мне тогда было лет 5—6, а моя старшая сестра Маша училась здесь в первом классе. В этот раз, когда я только прилетела в Одессу, в первый же день пошла искать киностудию и "Куряж" — так называли общежитие кинематографистов, в котором жила наша семья. Я знала, что он рядом с киностудией, и моя сестра мне дала задание: "Ленка, будешь в Одессе, ты просто обязана его найти". Я дошла до киностудии и стала уповать на свою интуицию — ходила, разглядывала. Потом рядом остановилась машина, и меня окрикнул какой-то мужчина: "Госпожа Коренева, я вас узнал. Что вы так внимательно разглядываете? Что вы ищете?" Я ответила, а он мне и говорит: "Идите вдоль этого серого дома, и прямо за ним будет небольшой желтый особнячок". Я готова была его расцеловать! Этот домик таки существует!

— Что еще успели посмотреть?

— Гуляла по берегу моря. А для мужа старшей сестры, семья которого долгое время жила в Одессе, купила сувениры — магнитики с видами Одессы и "паспорт одессита". Сейчас он в Бостоне, и ему будет очень приятно получить такие подарки.

Реклама

— Ваши сегодняшние впечатления от Одессы?

— Красивый и живой город. Всем известно, что Одесса колоритна — юмор, писатели, Кира Муратова... Но я не об этом. Сегодня, когда старые города теряют свою архитектуру, свое лицо, свой дух, Одесса хранит его. Город очень темпераментный, живой...

— Вы в Одессе играли в скандальном спектакле "Москва. Психо". Ваша героиня — откровенна и эксцентрична. Вы связываете себя с ней?

Реклама

— Дело в том, что Жолдак (режиссер. — Авт.) предложил мне сыграть Медею после того, как прочитал мою книгу, роман-биографию "Идиотка". Там я писала, что Медея из всех античных героинь мне ближе всех, я ее понимаю и ощущаю. Вот он мне и заявил: "Ты мечтала сыграть Медею? Так давай!" Но если говорить не только о Медее, а вообще о ролях, то, мне кажется, надо держать баланс и играть то, что тебе понятно. Это такая прелесть — смотреть, как конкретный человек играет того, кем он не является. Человек за ролью всегда вызывает интерес. Главное правило — нельзя совсем идентифицироваться с ролью.

"Тот самый мюнхгаузен" (1979). Фото: s-horoscope.ru

— Есть роли, которые хотелось бы сыграть?

— Нет. Я пойду за режиссером и к режиссеру, а не за ролью. Потому что роль может быть замечательной, а режиссура сделает ее неузнаваемой.

— Тогда, возможно, есть актеры, с которыми вам интересно играть в связке?

— Все актеры-профи — удобные партнеры. У меня однажды был опыт работы с непрофессиональным актером. Взяли парня в кино за бицепсы-трицепсы. Этим фильмом, видимо, деньги отмывали, он никогда не появлялся в прокате. И играть с непрофессиональным актером невыносимо тяжело. Но это исключение. Все-таки надо всегда работать с профессионалами. С ними — легко. Как-то встретились случайно с Сашей Збруевым. Он мне сказал: "Лена, каждый спектакль — это противоборство с партнером и завоевание своего пространства". Есть партнеры, чья энергия пугает, они мощнее тебя, и ты теряешься. Это знакомо всем — кто-то испытывает это к тебе, или же ты, по отношению к партнеру, чувствуешь, что бледнеешь на его фоне. Как и в жизни, есть люди, которые могут пугать, которых недолюбливаешь или побаиваешься...

"Покровские ворота" (1982). Фото: kino-teatr.ru

— Интересно, а вы можете назвать актеров, перед которыми робеете?

— Вспомнился фильм с Джеком Николсоном и Леонардо Ди Каприо. Я смотрела и думала, как Ди Каприо может работать с Николсоном... Молодой, красивый Лео может смущать стареющего и лысеющего, но, с другой стороны, очень мощного Николсона. Я представила себя партнершей Николсона и подумала: "Мне было бы страшно". Еще помню, когда в Америке как-то попала на виллу к Фрэнсису Копполе, мы обедали, я сидела напротив него. В этот момент я поняла, что весь мой опыт Щукинского училища, диплом профессиональной актрисы, весь актерский и женский опыт — коту под хвост. Я просто не понимала, как есть этот суп, когда напротив меня сидит Коппола, куда мне при этом смотреть и о чем думать. Я была абсолютной Элизой Дулиттл в этой ситуации.

— Вы рисковый человек? Можете все бросить и изменить свою жизнь?

— Все — нет, я не безумная. Но иногда ощущаешь, что пришло время обновиться... Мы не должны покрываться коростой, а для этого нужно менять шкуру, как змея.

— Я думал, актерам легче. Сегодня писатель, завтра врач, послезавтра…

— Основная пьеса у нас — это жизнь. Но, так или иначе, артист — это только профессия, занятие, даже если посвящаешь этому всю жизнь. Мне больше интересно, что происходит со мной в жизни, а не то, что случается со мной в профессии.

Работала официанткой в США

Имя: Елена Коренева

Ро­дил­ась: 3.10.1953 в Москве

Карьера: Театр "Современник", театр им. Станиславского Родилась в творческой семье: отец Алексей Коренев, режиссер ("Большая перемена"), мать работала ассистентом режиссера. Еще школьницей дебютировала в фильме отца "Вас вызывает Таймыр". Окончила Щукинское училище. В 29 лет вышла замуж за американца и уехала в США. После развода работала там официанткой в ресторане. Играла в фильмах: "Сентиментальный роман", "Сибириада", "Ася", "Идеальный муж", "Комедия о Лисистрате". Сейчас работает в театре "Школа современной пьесы".