Леонид Нечаев: "Я выкупил Золотой ключик за 30 рублей"

24 сентября 2008, 16:51
Режиссер любимых киносказок про Буратино и Красную шапочку рассказал "Сегодня" чем он обидел поэта Окуджаву и почему актер Кадочников боялся "Проданного смеха", о том, как искал своих звездных актеров и как стал отцом в 67 лет.

Всю жизнь снимает сказки и с женой познакомился на почве сказок

Реклама

- Леонид Алексеевич, как получилось, что вы московский режиссер все свои лучшие сказки снимали на "Беларусь-фильме"?

- После ВГИКа я на Шаболовке работал в Отделе производства фильмов. Делал творческие кинопортреты певцов оперы и эстрады. Но очень скоро мне всё так надоело, что я буквально не глядя взялся за первый попавшийся сценарий и уехал в 72-м перед самым Новым годом в Минск снимать "Приключения в городе, которого нет". Это была не очень интересная сказочная история про мальчика, попавшего в мир литературных персонажей. Ну я там похулиганил немножко: герои у меня запели и заплясали. Минское начальство было в восторге: "А дальше что снимать хочешь?" И я через пару недель привез из Москвы сценарий "Приключений Буратино". За это время мы успели с Инной Ивановной Веткиной его доработать на кухне. Помню, она, несчастная, в таком авральном режиме до того доработалась, что пыталась прикурить от водопроводного крана.

После Буратино меня уже не отпускали – я за 17 лет снял в Минске 13 картин, а в Москве за 20 – только три! Но я так и не стал там "своим". Меня несколько раз выдвигали на соискание Госпремии, но так ни разу и не дали: "Он же не наш, пусть москвичи выдвигают". И тем не менее в Энциклопедии белорусского кино они написали: "Ляонид Нячаев – выдатный бяларуский кинорежисер". И в Москву я вернулся, когда мне исполнилось 50. Уже после развала СССР меня отметили сразу за пять моих картин: "Буратино", "Шапка", "Проданный смех", "Рыжий, честный, влюбленный" и "Безумная Лори".

Реклама

- Это же, наверное, целая куча золотых!

- Где уж там! Я всего два дня прожил в роли миллионера. Премию в 10 миллионов рублей я получил 30 декабря 1993 года. А после Нового года это уже было всего сто тысяч. Мгновенно все исчезло из-за деноминации. И вообще, все слухи о моих несметных сокровищах – это сказки. У меня денег никогда не было. Не говоря уже о том, что я все время платил 50 % алиментов. Так что откуда золотые? Вы что! У меня даже сберкнижки не было. Сейчас вот только завел, чтобы пенсию получать. Ни машины, ни дачи у меня тоже не было. Я всю жизнь прожил в 1-комнантной квартире, и совсем не давно только – полгода назад, Лужков дал мне новую квартиру.

- Как вы пережили 90-е годы, когда стране не то, что до детского, вообще ни до какого кино дела не было?

Реклама

- Это правильное слово вы сказали "пережил". Я успел до развала Союза закончить фильм "Безумная Лори". И потом десять лет – ничего! Если тогда не Госпремия – то хоть ложись и умирай. Про кино и речи не было, хотя на кухне у меня столько этих новоиспеченных миллионеров пересидело – предлагали какие-то жуткие вещи снимать. Говорили: "мы вам на картину 10 миллионов дадим, а вы нам пять вернете". А я им отвечаю: "Где же я вам на пять миллионов документов наберу?". Это же схемы отмывания краденых денег!

- Сейчас вроде бы ситуация улучшается, но вы из-за финансовых проблем несколько лет не могли закончить съемки своей новой киносказки "Дюймовочка"…

- Так денег же на детское кино все равно не дают. Я четыре года снимал "Дюймовочку"! Мне пришлось сменить главную героиню, потому что она за время долгого простоя просто выросла! Так у меня в фильме появилась Танечка Василишина. Я ее заметил случайно на кинофестивале в Анапе, девочка сидела в первом ряду, важная такая. Спросил, что она тут делает. Таня серьезно так ответила: "Ну, как же – мне с мамой сейчас на сцену выходить. Она актриса Ольга Кабо". Понял сразу – вот моя Дюймовочка. И для ее мамы я нашел небольшую роль в этой сказке. С удовольствием у меня снималась Света Крючкова в роли Жабы. Леонид Мозговой замечательно Крота сыграл. Лия Ахеджакова после озвучания на "Мосфильме", когда уже прощались, подошла и говорит: "Леня, спасибо, за хорошую роль". Она у нас Мышью была. Им же, признанным и заслуженным, хочется просто похулиганить в этих костюмах, в гриме…

- Так же случайно вы детей и для других звездных ролей находили?

- Почти всегда целенаправленный поиск результата не приносил. А потом – бац! – какой-то случай и в десяточку. Помню, я уже отчаялся искать девочку на роль Мальвины. Ехал в поезде из Москвы на второй полке и проснулся от звонкого детского смеха. Голову свешиваю, а там девочка с такими глазами! Ты кто? Я Таня, еду в гости. И ехала в гости к нашей ассистентке! Мы сотни девочек просмотрели – всё не то, а ассистентка не могла сказать, что у нее такая знакомая! Димку Иосифова, сыгравшего Буратино, я заметил в подземном переходе в Минске. Вижу, бабушка с внуком бежит – в одной руке коньки, в другой труба. Я за ними. Догнал, остановил, представился. А она мне в ответ: "Какое кино, милый! Видишь, с музыки на фигурное катание бежим, едва успеваем!"

Мальчика на роль Людовика в картине "Рыжий, честный, влюблённый" тоже полгода искал. В Ленинграде рыжих детей смотрели. Помещение небольшое нам дали, там в коридоре очередь детей с мамами – душно, тесно, все уставшие. Я из комнаты вышел и вижу – сидит мальчик – глаза испуганные, ресницы длиннющие! И я понимаю, что передо мною тот, кого мы так долго не могли найти. В начале съемок Денис Зайцев говорил ужасно, его только мама понимала с первого раза. Развитием речи никто не занимался. А через пару недель он у меня так заговорил, что даже сам себя в итоге озвучивал. Он у меня потом и в "Питер Пэне" снимался, и сейчас он великолепный актер Театра комедии в Питере. Игоря Красавина на роль принца Патрика в фильме "Не покидай" я тоже неожиданно нашел. Увидел его в метро через окно вагона. На перроне стоял такой фактурный парень-красавец. Я успел выскочить на той станции, рассматриваю его, а он краснеет. Это меня так умилило. Ну, я, конечно, подошел к нему представился и предложил сниматься.

- Почему ваши звездные дети не заблестели также и во "взрослом кино"?

- Ну, во-первых, тогда время другое было, много детских фильмов снимали. А во-вторых, мои просто сразу же попадали в десятку. Роль первая – она же и лучшая. Потом все бледнее. Это как Бабочкин сыграл Чапаева и привет, все, выходи строиться. Я сам, сколько не снимал – а фильм "Приключения Буратино" так и остается лучшим. Хотя по инерции и Янка Поплавская в нескольких картинах еще снялась, и Дима Иосифов много снимался. Многие наши дети потом в театральные вузы поступили. Я вот Диму Иосифова сам к Баталову во ВГИК отвел. Хотя он сейчас и рассказывает в интервью, что я ему детство изуродовал, потому что его на улице везде узнавали, а в школе "буратиной" дразнили. А сейчас он сам режиссер. Но без меня он и не помыслил бы заниматься этим делом.

Другой момент, что не все дети были актерами. Вот, Игорь Красавин из "Не покидай". Когда фильм вышел – настоящее сумасшествие было, девчонки всей страны пищали и были влюблены в него. В тот год по опросу журнала "Советский экран" Игорь был на втором месте в актерском рейтинге, уступив только Харатьяну...Но по натуре Игорь не актер, и я думаю, что он поступил правильно, не связав себя с актерской судьбой. А другому нашему, потрясающе мальчику Паше Чернышеву родители не разрешили больше сниматься. "Сказка о звездном мальчике" стала для него первой и последней. По нему тоже огромное количество девиц с ума сходило – и письмами с любовными признаниями заваливали, и на улице караулили, и в трубку телефонную дышали, затаившись…Он после школы на инженерный факультет поступил в Университете дружбы народов.

- Чем вы объясняете потрясающий успех "Приключений Буратино", которые с удовольствием зрители смотрят уже 33 года?

- Я взял беспроигрышный материал, и картина была просто обречена на успех. Хотя на "Беларусь-фильме" работу сразу не приняли. Там все было сделано принципиально по-новому, неожиданно. Мы радостно хулиганили, и всё счастливо сошлось в нужное время в необходимом месте: потрясающие актеры – дети и взрослые, великолепные стихи Булата Окуджавы и Юрия Энтина, замечательная музыка Алексея Рыбникова. Леша ведь тогда только начинал. Когда я к нему обратился, в его активе была музыка к одному мультику и одной картине на студии Горького. И мне не хотели его утверждать, говорили: нет-нет, он даже еще не член Союза композиторов …

- Как вам удалось Булата Шалвовича в такую авантюру завлечь?

- Я сам приперся к нему домой, рассказал о своем замысле. Он наотрез отказывался: "да я никогда такого не сделаю". А я настаивал: "Булат Шалвович, вы всеми любимый, а тут такая тема, столько можно обыграть…" И самое смешное – он написал все песни для Буратино, но некоторые из них оказались слишком сложными. Не все подошли, и он обиделся.

- Очень?

- Прилично обиделся. Особенно когда узнал, что мы пригласили второго поэта. Ну не мог Булат Шалвович написать "Бу-ра-ти-но!". И Юра Энтин дописывал "Скажите как его зовут…", "Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда…". А вот великолепные песни с подтекстом "На дурака не нужен нож" или "Не прячьте ваши денежки" – это Окуджава, пожалуйста. Я считаю, они прекрасно дополнили друг друга, и это тоже сыграло на успех картины. А я же потом на следующий год еще обращался к Окуджаве за стихами, когда здесь в Киеве снимал фильм "Эквилибрист". Я к нему приехал, говорю "Булаша, напиши песню". Он отказывался: "Да ну тебя!". Но все же, понимая, какой был успех у "Буратино", в конце концов согласился: "Ладно", и написал прекрасную песню "Цирк не парк, куда вы ходите грустить и отдыхать…"

- Большую часть "Приключений" вы сняли в Крыму?

- Страну Дураков снимали на Херсонесе и в Сосновке над Массандрой, недалеко от госдачи. Прекрасный лес со скалами. Там же и Буратино шишками в Карабаса бросал, и Дуремар за ним гонялся… А проезд Карабаса-Барабаса – там, где он поет: "мы вам покажем представленье…" – снимали непосредственно в Ялте. ЧП у нас случилось тогда. У телеги, на которой сверху было кресло Карабаса, а внизу дети с ручками, привязанными к окошкам, ось сломалась. Ее на толстенном канате люди держали и осторожно спускали под откос. И тут – раз, подломилось колесо, люди от неожиданности хватку ослабили, и телега неуправляемая понеслась! А за этой сценой вместе с другими родителями папа Танечки Проценко, нашей Мальвины, наблюдал. И папа Тани был никто иной – этого я не знал, когда ее брал на съемки – как зампред Госкино по документальной линии, но все равно большая шишка. Он бледный, я зеленый – все произошло мгновенно. И тишина. Быстро подбежали, там детей сняли, Этуша вытащили – он так и застыл с круглыми глазами. А ко мне Проценко идет – я думаю, ну всё. Он мне руку на плечо положил и тихо сказал: "Пойдем, выпьем".

- Взрослые актеры, кстати, не злоупотребляли на съемках? Крым все-таки всегда навевает желание расслабиться…

- Разные случаи бывали, такой вот, как с телегой – иначе и не снять напряжение. На работе, я, естественно, такое не поощрял. А после смены за всеми не уследишь. Бывали, конечно, срывы. Помню, наш замечательный актер Владимир Басов, правда, уже на съемках "шапки", не слишком трезвым "волком" был, когда мы снимали его с Николаем Трофимовым в женских нарядах. Они там бегали с этими кружевными зонтиками, и Владимир Павлович то дерево перепутает, у которого остановиться надо, то вовсе упадет… Трудно было с ним справиться в такие минуты. Но это исключительные случаи перебора. У нас скандалов никогда не было. Наоборот, атмосфера была веселая, дружеская. Я никогда на отдельной машине не ездил – всегда вместе с актерами. Вместе пели, вместе ели…

- Золотой ключик после съемок исчез?

- Нет, эта реликвия у меня до сих пор хранится. Я его купил у студии сразу после окончания съемок. Даже квитанция сохранилась: "Принято от Леонида Нечаева за реквизит: ключ — 30 рублей". Ровно столько заплатили мастеру, у которого заказывали этот ключик. Настоящее произведение искусства получилось всего за 30 советских рублей. А сначала же предлагали выпилить его из фанеры и покрасить золотистой краской. Но я настоял, чтобы все было по настоящему – и ключ нам парень выпилил из бронзы.

- За "Красную шапочку" вы сразу же взялись, чтобы дети из "Буратино" не выросли?

- Да, очень хотел я снять в главной роли Танечку Проценко. Она должна была играть Красную Шапочку. Но с ней случилась беда – Танька в аварию попала. Она жила во Внуково, там у них собственный дом был. Каталась на велосипеде, а за ней стая мальчишек погналась. Ну она и въехала в коллектор, в яму упала. Перелом позвоночника, жуткая история. Я когда к ним домой приехал, зашел к ней в комнату – мне плохо стало. Она лежит в кровати, а вокруг мемориальный музей Тани: на стене платье Мальвины, башмачки, фотографии крупные из фильма развешены…Это на меня сильно подействовало. Так она и не снялась у нас. Но она поэтесса прекрасная. Такие стихи чудесные пишет! А роль звездной стала для Янки Поплавской. Ох, и вредная же девчонка она…

- Песни на музыку Рыбникова к этой сказке сочинял еще один знаменитый поэт…

- Да, Юлий Ким. Правда, там, он у нас проходил под фамилией Михайлова. И тоже не обошлось без смешного. Я проходил по коридору киностудии и услышал хохот в кабинете главного редактора. Зашел узнать, в чем там дело. А там со смеху давятся главные редактор и бухгалтер. Говорят мне: "Леня, ты тут подписал оплатить 150 рублей за тексты Михайлова. А ты их читал?" А песни же обалденные получились! Они мне читают вслух: "Если долго–долго–долго, если долго по дорожке, если долго по тропинке топать, ехать и бежать, то наверно–верно–верно, то возможно–можно–можно можно в Африку прийти…". Такое же любой может сидя на унитазе, метрами записывать на туалетной бумаге!". Пришлось переубеждать их. Говорю, простите, но это походная песня, и стал прыгать, иллюстрируя ее в лицах и действиях. Переубедил.

- От цензуры сказочникам в советское время доставалось?

- Иногда до маразма дело доходило. Помню на просмотре одной из моих любимых картин "Примите телеграмму в долг" зампред Гостелерадио по фамилии Павленок, весь багровый от ярости, орал: "Дая ни за что не дам денег на это антисоветское кино!". А там же милая история про мальчишку-мечтателя, который у себя на хуторе строит летательный аппарат. Он все время что-то изобретает. Яна Поплавская там играла вредную московскую девочку, а Татьяна Пельтцер – старуху, которая ткала ткани на старинном станке. И мальчишка ей мотор придумал, чтобы работы облегчить. Она рассердилась, с розгами поймала его. А мальчик в этот момент замечает икону в углу, и с образа на него Божья матерь сурово смотрит. Наш художник, естественно, взял и написал портрет с Татьяны Ивановны Пельтцер. Зампред это не оценил и орет: И вы еврейку изобразили в лице Божьей матери! А редактор ему шепчет: Простите, но Божья матерь, она некоторым образом… еврейка. И он: "Да? Ну, это черти что!"

Но больше всех от "ножниц" пострадал мой фильм "Проданный смех". Порезали по живому. Замечательную сцену поющего ипподрома вырезали, там где все зрители встают и поют на манер академического хора про то, что всем хочется выиграть внезапно, сегодня, а не завтра…Я считал эту песню одной из главных в фильме.

Потом комиссии не понравилась реплика мальчика, предлагающего пари на бутылку рома. Я возражал,что это же не советский мальчик – история происходит в другой стране и в давнее время. В общем, около 10 купюр набралось, на которые пришлось согласиться, чтобы фильм вышел. И на этом злоключения не закончились. Перед самой премьерой Павел Петрович Кадочников, сыгравший Треча, позвонил председателю Гостелерадио Лапину и сказал: "Слушай, Сережа, пока я жив – кино "Проданный смех" не показывай". Дело в том, что во время съемок у него трагически погибли два сына. И кто–то ему сказал: "Это тебе наказание за то, что ты черта сыграл". Так картина семь лет пылилась на полке.

- Правда, что ваши киносказки и на госдачи отвозили, прежде чем народу показать?

- Точно, знаю что Брежневу возили и Буратино, и Шапку. Но я не ездил. Там Леша Рыбников бывал, Юра Энтин. Рассказывают, что Леонид Ильич до слез смеялся – хорощим зрителем был. Но у меня в связи с генсеком другое воспоминание. Как-то газета советская мне попала в руки в 82-м году. Там на первой странице портрет Брежнева в траурной рамке, а на последней моя фотография с заметкой про то, что Нечаев начинает снимать фильм о детстве Леонида Ильича, картина называется "Звездный мальчик".

- Своих детей вы никогда в кино не снимали?

- У меня четыре дочери и сынок один, Алексей. Старшая Варвара, потом Ульяна, Анастасия и недавно Елизавета родилась. В кино снималась только Настя. Когда ей год был всего, она появилась в "Красной Шапочке". Там эпизод, где она сидит в зыбке с блином в руках и отчаянно ревет. А Уля в это время рядом со мной возле камеры стояла и проичитала "Ой, папа, ну что ж она так плачет!". Но по-настоящему Настя прославилась в "Проданном смехе" – у нее там большая роль. Она сейчас, кстати, на Белорусском телевидении работает. Недавно Лешку хотел снимать в "Дюймовочке", ему было только два года. Привезли его на студию, стали костюм эльфа примерять. Золотые туфельки ему очень понравились, а как тунику принесли – наотрез отказался, кричит: "Не буду, это девчачья!". А Надька, жена моя, сама чуть не плачет, так хотела, чтобы он в кино снялся. Сейчас она дома с Лизой – ей год и семь месяцев. Мы с Лешкой по фестивалям, а девчонки наши в Рязани у родных.

- Если Лизе вашей еще двух нет…

- Да, отцом я стал в 67 лет, и очень счастлив. Жена моя на сорок лет меня младше. Когда ее родители узнали, что мы хотим пожениться – не сразу восприняли это всерьез: с ума сошли! А познакомился я с ней на почве моих сказок. Она позвонила мне и сказала, что учится в рязанском филиале московского института культуры, и ей нужно написать работу об интересном человеке. И я самый интересный для нее. Она знает все мои фильмы наизусть. Ну, я и ответил – приезжайте, поговорим. Дверь открыл, стоит – такие синие глаза, роскошная, длинная коса. Такой красоты простой сейчас и не встретишь. . Вот и всё! С тех пор мы вместе.

- Остается еще сказка, которую вы не сняли?

- Ой, тьма таких! Но именно сейчас мне захотелось снять свою трактовку сказки "По щучьему велению". Сценарий называется "Мой милый Емеля". Очень русская такая история.

- А главного героя еще не встретили?

- Встретил, в электричке! Прилетел с какого-то фестиваля и еду на электричке из аэропорта. А напротив парень сидит – красавец такой, огромный, русый, просто чудо. Оказалось он офицер Тихоокеанского флота. Я познакомился, записал его координаты. Как-то только найду деньги на картину – буду снимать!

КИНОСКАЗОЧНИК. Леонид Нечаев родился 3 мая 1939 г. в Москве. Во ВГИК поступил на актерский факультет, но по совету преподавателя перевелся на режиссерский. После выпуска в 1967 г. работал в творческом объединении "Экран", снимал хроникально-документальные фильмы. С 73-го начал снимать игровые фильмы для детей, и уже вторая по счету картина "Приключения Буратино" принесла ему славу лучшего режиссера музыкальных сказок в стране. Но Госпремию (1993) и звание Народного артиста (2004) получил уже после развала СССР.

Все фильмы Леонида Нечаева: "Приключения в городе, которого нет" (1974), "Приключения Буратино" (1975), "Эквилибрист" (1976), "Про Красную Шапочку" (1977), "Примите телеграмму в долг" (1979), "Мнимый больной" (1980), "Проданный смех" (1981), "Сказка о Звёздном мальчике" (1983), "Рыжий, честный, влюбленный" (1984), "Питер Пэн" (1987), "Репетитор" (1988), "Не покидай" (1989), "Безумная Лори" (1991), "Сладкая сказка" (1997), " Сверчок за очагом" (2001), "Дюймовочка" (2007).

ТАЙНЫ "ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА". Дети – главные герои киносказки про Буратино получали за съемки в 1974-75 гг. по 100 рублей в месяц. По окончании съемок руководство "Беларусь-фильм" не хотела принимать картину и она появилась на экранах в конце года потому, что срыв плана грозил лишением премий. Одну из песен сказки могла исполнить Алла Пугачева, но она отказалась, и вместо нее спела Ирина Понаровская.

Во взрослой жизни кинокарьера сложилась только у Буратино (Дмитрия Иосифова). Он окончил актерский факультет ВГИКа и режиссерское отделение Белорусской академии искусств, снялся еще в 11 фильмах ("Капитан Соври-голова", "Караул", "Огненный стрелок"). Сейчас снимает клипы и рекламные ролики, был режиссером двух серий "Убойной силы". Мальвина (Таня Проценко) окончила факультет киноведения ВГИКа, стала поэтессой, работает в Центре Ролана Быкова. Влюбленный в нее Пьеро (Рома Столкарц) выучился на врача-педиатр, живет и работает в Израиле. Артемон (Томас Аугустинас) проявил себя в бизнесе, стал успешным предпринимателем и живет в Канаде. Арлекин (Гриша Светлорусов), пошел по стопам Путина, окончил высшую школу КГБ, стал разведчиком, но пока еще не президент.