— Людмила Алексеевна, чем руководствуетесь, выбирая себе роль?
— Самое важное — чтобы в фильме не было кровопролития, растерзанных тел и прочих разрушительных мотивов. А то сейчас, что ни кино или передача — сплошные гадости. Смотреть невозможно. А мне нравится кино, которое созидает что-то хорошее, доброе и разумное.
— В советском кино вы были первой красавицей. Как сейчас принято говорить — "секс-символом"...
— Я никогда не смотрела с такой точки зрения — ни на актрис, ни на актеров! Считали меня красивой или нет — это личное дело каждого. Я относилась к этому спокойно. Красота — это ведь понятие относительное. Кому-то я могу нравиться, а кому-то нет. И это сейчас "секс-символ" — что-то вроде комплимента. А раньше — это было ругательство. Так что я никогда не была секс-символом. Просто я хорошо знаю все свои достоинства, а еще лучше — свои недостатки. А вообще, сегодня много хорошеньких длинноногих актрис, но они все… безличностные какие-то. Такие себе пустышки.
— Вам не кажется, что сейчас в моде искусственность? У современных звезд шоу-биза, куда ни посмотри — сплошной силикон и ботокс. Естественной красоты почти не осталось!
— Совершенно верно! И мне кажется, что это не есть хорошо. Я вовсе не ханжа. Почему бы и не исправить то, что матушка природа не довела до ума? Но то, что я вижу в современном мире сейчас, можно охарактеризовать только одним словом — "перестарались".
— Как вы ведете домашнее хозяйство?
— Все сама. И стираю, и готовлю, и на рынки за продуктами хожу.
— Продавцы, наверное, часто узнают?
— Узнают все реже и реже. Не скажу, чтобы меня это расстраивало. Думаю, это нормально. Тем более что я в жизни выгляжу просто — как все. Помню, одна женщина на рынке на меня долго смотрела, а потом спросила: "Скажите, вы артистка?" Ну, я ей и ответила: "Да, — артистка". На что она, окинув меня с ног до головы взглядом (а я тогда была в каком-то пальто и платочке поношенном, корзинку с картошкой несла), разочарованно протянула: "Эх, а я-то думала, что вы настоящая Артистка". Я, как все — на рынке могу и поторговаться. Особенно если вижу, что меня дурачат. Хамство терпеть не буду! А торговаться умею хорошо — научили в Сирии, Турции и Мексике. Там торговля — искусство, если не торгуешься — тебя никто не будет уважать.
— Вы всю жизнь мечтали завести маленькую собачку, которая могла бы помещаться в сумочку. Еще не воплотили свою мечту в жизнь?
— Мечтала. Но это было бы издевательством над животным, при моем образе жизни. Таскать бедолагу по самолетам, гостиницам, да еще и в сумочке… Нет — надо уважать собачку!
— В кино вы часто играли женщин, темперамент которых был столь горяч, что мужчины штабелями падали у их ног. А какая вы в жизни?
— По секрету скажу — в жизни я еще горячее! На самом деле, кино оно ведь тем и прекрасно, что дает нам возможность все немножечко приукрасить. Сделать действительность более сказочной, раскрасить жизнь в яркие краски, испытать абсолютно нереальные чувства! А например, играть Достоевского или Шекспира в полсилы, в пол-эмоции — нельзя. И ты выкладываешься на пределе возможностей, раскрываешь себя и весь свой темперамент просто нараспашку!
— Правду ли пишут, что в Москве вы живете в однокомнатной клетушке чуть ли не на окраине…
— Ерунда! У меня, конечно, не хоромы — просто нормальная квартира — в самом центре Москвы, возле метро. Главное удобство в ней — до театра рукой подать. На работу хожу пешочком: 7—8 минут, и на месте. Но даже в этой квартире я толком не успеваю жить: либо на гастролях, либо где-то снимаюсь.
— Вас не задевает, что сейчас стало модным снимать кино о Советском Союзе исключительно в одном ключе: все было плохо, людям не давали дышать, всем заправляли злобные кагэбисты...
— Задевает. Это происходит от нашей внутренней безнравственности, убогости мозгов и вседозволенности. Свобода — это не значит, что все можно! Свобода — в первую очередь ответственность! С позиции сегодняшнего дня можно многое не принимать, осуждать, но нельзя открещиваться от своей истории, своих корней и предков! Это же наша жизнь, наша страна, на которой наши родители своими потом и кровью удобряли землю, умирали за нее. Страна, в которой мы родились, учились и работали. Плохое было. Но было и хорошее, светлое: пионерлагеря, кино, открытия в науке. Сейчас модно все хаять — быть таким себе надутым прыщом. Но те, кто больше всего ругает — как раз благополучнее всех и жили при Союзе!
— О чем-то жалеете?
— Нет. Жалеть — это самое бесполезное занятие в мире. Жалеть я могу, только когда из этого мира уходят близкие люди и друзья. А плакаться не люблю. Другое дело — жалеть нищих стариков, бездомных собак...
— Ваш третий муж Игорь был сыном Андропова (председатель КГБ СССР (1967—1982), Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982—1984). — Авт.). Вам не доводилось сталкиваться с...
— Проверками? Нет. За мною никто не следил. Мой телефон не стоял на прослушке, а люди неприметного вида не ходили за мной по пятам. Когда мы поженились, его отца — Юрия Владимировича — уже лет пять как не было в живых.
— Каким должен быть ваш мужчина?
— Мужчину делает мужчиной наличие острого ума и умение отвечать за свои поступки. Внешность роли не играет. Мои мужчины не были красавцами. Для меня важно, чтобы с мужчиной было интересно сидеть в закутке на кухне и до рассвета разговаривать. Важно, чтобы он был стеной, на которую можно опереться. Все мои браки распадались из-за отсутствия надежности и любви. Я всегда уходила первой, потому что, когда муж и жена живут в одном доме, но при этом чужды друг другу, — не для меня.
— Очень много курите — сигарета за сигаретой...
— Эта моя личная слабость. Никак не могу бросить — силы воли не хватает. Каждый день прошу помощи свыше, чтобы мне помогли с ней расстаться!
ТРИ ГЛАВНЫХ ФИЛЬМА ЧУРСИНОЙ
"Когда деревья были большими"
Кинодебют Чурсиной. Когда в далеком 1961 году тогда еще совсем неопытная Людочка узнала, что ей предстоит сниматься в одном фильме с такими актерами, как Юрий Никулин и Леонид Куравлев, то она отчаянно испугалась. "Я все время боялась сделать что-то не так. Страшно переживала, что Куравлев посмотрит на меня с укоризной и скажет: "Ну, что же ты?" Впрочем, все обошлось. И дебют начинающей актрисы был оценен зрителями по достоинству.
"Донская повесть"
Людмила Алексеевна вспоминает, что когда ее вызвали на съемки, она надела мини-юбку, туфли на шпильках (при росте 177 см), и вся такая красивая явилась на площадку. Был выходной день, и в это время Евгений Леонов и режиссер Алек¬сандр Фетин (будущий муж актрисы) ловили рыбу. Режиссер представил Чурсину Леонову:
— Знакомьтесь, это ваша партнерша.
Невысокий Леонов взглянул и мрачно так спросил:
— Как же я с такой оглоблей буду сниматься? Ей надо ямку вырыть, чтобы она в ней стояла.
— А вы соорудите себе скамеечку, — обиженно ответила Чурсина.
И действительно, для Евгения Леонова была сделана специальная деревянная подставка, на которую он взбирал¬ся, когда ему доводилось снимался рядом с Чурсиной.
"Журавушка"
После выхода фильма "Журавушка" (1968), в котором Людмила Чурсина сыграла роль верной Марфы — девушки, хранящей любовь к мужу, ушедшему на войну, она получила заманчивое приглашение и трехгодич¬ный контракт на работу в Голливуде. Практичные кинодельцы с "фабрики грез" были настолько ошарашены талантом и красотой советской актрисы, что, не раздумывая особо, с ходу предложили ей подписаться на участие в съемках 15 картин! Но актрису вызвали "в верха" и сказали буквально следующее: "Людмила Алексеевна, мы здесь все очень рады, что вас так ценят в их Голливуде. Но вдруг вам предложат раздеться в фильме. Что тогда? Вы ведь действительный член КПСС! Вы же должны понимать, что обнажаться вам — это не к лицу". После такой речи контракт с "фабрикой грез" так и не был подписан. Впрочем, по словам актрисы, она об этом ничуть не жалеет. "Кто знает, как бы там все могло обернуться".
За участие в кинофильмах "Виринея", "Угрюм-река", "Журавушка" Чурсиной была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых. За "Журавушку" актриса получила Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (приз она получала из рук легендарной американской артистки Одри Хепберн). Так же в ее активе имеется премия КГБ за роль в фильме "Досье на человека в "Мерседесе". Ее портреты украшали многочисленные обложки журналов, стены "красных уголков", студенческих и рабочих общежитий. К ней приходили тысячи писем от поклонников со всего Советского Союза — писали даже из мест заключения. Она была самой молодой из удостоенных звания Народной артистки СССР (1981).
В 1984 году Людмила Алексеевна становится актрисой московского Театра Советской армии (ныне — Театр Российской армии). На театральных подмостках прославилась ролями Настасьи Филипповны в "Идиоте" по роману Достоевского, баронессы Штраль в лермонтовском "Маскараде" и Эрнестины Тютчевой в спектакле "Прощальный свет". Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В 2002 году в Москве на аллее кинематографической славы была заложена плита с отпечатком ее руки.