Максим Виторган: "В Ленком Захаров меня взял из сострадания"

17 апреля 2012, 10:11
Российский актер на съемках "Воскресенье с Кварталом" ("Интер") рассказал нам об упадническом настроении по поводу своего 40-летия, почему отказывается от ролей и как портил дубли в фильме "День выборов".

39-летний Максим Виторган. Говорит, что в скетч-шоу снимался из-за денег, но даже в них не халтурил. Фото: А. Яремчук

— Максим, в этом году, в сентябре вам исполнится 40 лет?

— Ой, зачем вы об этом. Вы знаете, мое отношение к тому, что мне сейчас 39 лет и что мне будет 40 лет, в общем примерно одинаковое. Я в упадническом настроении по этому поводу. Пока еще не знаю, как буду праздновать — предпочитаю решать перед самым днем рождения. Но я не буду исходить из того, что мне 40, и лучше эту дату не отмечать.

Реклама

— Максим, вы, как сын звездных родителей (отец — актер Эммануил Виторган, а мама — актриса Алла Балтер), в детстве страдали по этому поводу или наоборот пользовались своим статусом?

— Я долгое время не отдавал себе отчет о своем якобы исключительном положении. В этом, безусловно, заслуга родителей. Кроме того, я учился в мажорной школе с внуками членов политбюро, поэтому, в общем-то, был далеко не самым большим мажором (смеется).

— Вы были уже в достаточно взрослым, когда не стало вашей мамы (скончалась в 2000 году от рака. — Авт.). Как приходили в себя после ее ухода?

Реклама

— Я не приходил в себя, а просто приспосабливался к жизни без мамы. Она всегда была мне очень близким человеком и поэтому, можно сказать так: для меня закончилась одна жизнь — началась другая. Если бы не мама, я бы наверняка женился как-нибудь опрометчиво. Честно говоря, я и по сей день чувствую ее влияние на себе. Многие люди, знавшие ее, говорят, что я очень на нее похож, не внешне, а именно внутренне. Хотя мне это тяжело оценивать. Кстати, мама же родилась в Киеве и в юности разговаривала чуть ли не на суржике. Но в итоге, переехав в Москву, она превратилась в такую рафинированную, образованную и начитанную столичную даму (смеется).

— Закончив ГИТИС, вы проработали несколько лет во МХАТе, Ленкоме, а сейчас числитесь в штате театра "Квартет И". Почему ушли из академического театра?

— По разным причинам, ведь театр — это очень сложный механизм. Организация в нем иногда плохо сказывается на характерах людей, поэтому я и уходил из многих театров. Из ТЮЗа ушел, например, потому, что я был молод и горяч и у меня возник человеческий конфликт с главным режиссером. Потом я попал в Ленком, причем я понимал, что Марк Захаров взял меня просто из сострадания. Это сейчас я понимаю, что в общем-то не особо был ему нужен, но полтора сезона я в Ленкоме проработал. Позже меня еще Олег Табаков позвал к себе во МХАТ, где я также был в труппе лет шесть-семь.

Реклама

— И что, снова случился конфликт?

— Нет, конфликтов с Табаковым у меня никогда не было. Просто там в свое время произошла одна странная ситуация и все из-за женщины, которая была чуть ли не секретаршей Табакова, такой себе серый кардинал. С ней почему-то надо было выстраивать какие-то благие отношения, а дружить, потому что это "надо", я никогда не умел. Позже она стала заниматься распределением ролей в театре, и когда мне предложили три роли в разных спектаклях, которые меня совсем не вдохновили, я отказался. После чего мне было предложено перейти на договор, на что я согласился, но поставил свои условия. На что мне сказали: "Ты что тут еще выбирать будешь?". Я ответил — "Да!", на что мне последовал отказ, и мы обоюдно расстались. Но к тому моменту я уже играл с "Квартетом И".

— В этом году исполняется 5 лет со дня выхода на экраны фильма "День выборов". Расскажите о каких-то интересных моментах со съемок?

— Помню, у нас была сцена с Сашей Демидовым на корабле, во время которой я дублей семь "кололся" и начинал истерически смеяться. В итоге я все-таки испортил Саше эту сцену, и она вошла в фильм, но это оказался не самый яркий дубль.

— В последующих фильмах "День радио" и "О чем говорят мужчины" у вас уже совсем маленькие роли. С чем это связано?

— Это возмутительно, я с вами абсолютно согласен (смеется). Поскольку в театре эту роль исполняют несколько актеров, эту роль в фильме "День радио" было решено разделить на три части. В итоге играли Марьянов, я и Миша Полицеймако. И действительно от момента фильма "День выборов" до "О чем говорят мужчины" количество моего экранного времени падало, но с "О чем еще говорят мужчины" оно стало возрастать. Поэтому я надеюсь, что теперь все пойдет по восходящей (смеется).

— Кстати, вы как-то сказали, что люди, которым понравились фильмы "День выборов" и "День радио" вряд ли будут смеяться на просмотре над "Нашей Рашей" и Comedy club.

— Не совсем так. Я и сам смеюсь, что над Comedy club, что над "Нашей Рашей". Просто это другой юмор. Мне кажется, что принцип юмора, по которому был создан "Самый лучший фильм" и "Яйца судьбы", ситуативный. Я не ханжа, но, на мой взгляд, такой юмор строится только на скабрезности, а с ней нужно быть очень осторожным. Я бы употребил слово "пошлость", но под этим словом каждый понимает совершенно разные вещи.

— Знаю, что вы очень дружите с ребятами из "Квартета И". Можете, например, до пяти утра все вместе сидеть на кухне за стаканчиком?

— Да мы вообще все можем (смеется). Ведь гуляем по принципу, чтобы все забыть и на следующий раз гулять как по-новой.

— Кроме того, что вы — актер, вы еще выступили в качестве режиссера нескольких проектов — "НеГолубой огонек", "Первая ночь с Олегом Меньшиковым"...

— Это абсолютная случайность и на самом деле никакого такого перехода из актера в режиссеры не было. Это Миша Козырев (программный директор из "Дня радио". — Авт.) предложил мне выступить в качестве режиссера "НеГолубого огонька". На что я спросил: "Миша, а что я должен делать?", он ответил: "Понятия не имею!". Вот так мы и договорились (смеется). Также я был режиссером рок-феста "Нашествие" в 2004-м году и тоже по его инициативе.

— Кроме режиссерской и актерской работы, вы так же стали известны благодаря разным скетч-шоу. Многие актеры старшего поколения считают позором участие в таких низкопробных сериалах...

— Я понимаю, о чем вы, но для меня это были в первую очередь деньги. Хотя это не значит, что я как-то халтурил или наплевательски относился ко съемкам. Вообще самая главная проблема на телевидении и в кино на сегодняшний день — это сценарии. Очень мало хороших авторов.

— Вы как-то сказали, что при определенной плате можете сняться в чем угодно. Какой ваш минимум?

— Я так говорил? Ну в чем угодно, это слишком широко сказано. К тому же, никогда не говори никогда. Но я точно не буду сниматься в фильмах, в которых просматривается какой-то политический заказ или выгода.

— По этой причине вы отказались от съемок в фильме "Август. Восьмого"?

— Да, мне действительно давали читать сценарий, и после пяти первых страниц я сказал, что не буду в этом сниматься. Самого фильма я еще не видел, но по откликам друзей понял, что хорошо, что отказался от роли в "Августе".

— От первого брака у вас двое детей (15-летняя Полина и 11-летний Даниил. — Авт). Какой вы отец, Максим?

— Честно скажу, отец из меня такой себе. К сожалению, я совершенно не перенял у своей мамы талант воспитания. Мне часто не хватает терпения, въедливости, поэтому я их только жесткостью, угрозами и пытками заставляю все делать (смеется).