Марина Тарковская: "Андрей знал себе цену"

23 декабря 2009, 07:20
Сестра Андрея Тарковского рассказала нам, почему ее брат считал себя гением и был нелюдим в жизни.

Сестра режиссера. После смерти брата посвятила ему жизнь. Фото: А. Яремчук

— Марина Арсеньевна, после смерти вашего брата прошло более 20 лет…

— Все это время я работала, чтобы его имя продолжало жить, ведь в России мы с мужем остались почти единственными его родственниками. Его младший сын Андрей живет во Флоренции, пропагандирует там творчество Тарковского. А старший сын Арсений стал врачом, наследием отца не занимается. После смерти брата собирала воспоминания о нем, что меня поддерживало, ведь у меня перед Андреем осталось огромное чувство вины... Я не могла простить, что он ушел из первой семьи, оставил маленького сына, которого я очень любила. У нас, Тарковских, характеры довольно противные — мы все прямолинейные, принципиальные. Поэтому я долго не ходила в гости ко второй жене Андрея, хотя он приглашал, настаивал. Позже, конечно, мы стали общаться, но контакта так и не получилось. Андрей всегда был занят, а его жена, кажется, с трудом меня переносила.

Реклама

— Каким Андрей был человеком?

— Разным очень… Но его характер всю жизнь менялся, причем в худшую сторону. Вечная борьба за творчество делала его более жестким, суровым. Да и круг общения все время сужался, Андрей становился более замкнутым… Но ведь интересные люди всегда сложные.

— Говорят, требования Тарковского к актерам тоже были специфическими.

Реклама

— Для него актер был личностью, которая выражала его собственные идеи, поэтому тот должен был погасить в себе актерскую натуру. К примеру, в фильме "Андрей Рублев" скомороха сыграл потрясающий Ролан Быков. Андрея так раздражала его актерская энергия! Быков все время предлагал что-то свое, даже нашел в библиотеке Ленина тексты этих скоморошьих песен, в которых через слово мат… Андрею это было не нужно. С Донатасом Банионисом на съемках "Соляриса" у них тоже были конфликты из-за этого. Донатас очень театральный актер, он должен был понимать все, что играет. А Тарковского устраивали актеры, которые ему подчинялись. В этом плане для него идеальным был Анатолий Солоницын, сыгравший Рублева. Он был очень тонкий и чуткий актер, всем своим существом преданный Тарковскому. Недаром Андрей снимал его во всех своих фильмах.

— Как Тарковский относился к тому, что его называли гением?

— Он знал себе цену, потому что сам чувствовал свое призвание, возможности, свою необычность. Андрей ведь фактически открыл новый киноязык. Он был против того, чтобы кино было только развлекательным, считал его могучим потенциалом воздействия на душу человека. Для Андрея кино было способом исследования человеческой души. Как много писем ему приходило! Помню, как один инвалид, очень молодой, написал ему: "Я хотел покончить с собой, но ваш фильм "Сталкер" меня спас. Теперь я буду бороться за свою жизнь". А даже одна спасенная душа — для Андрея это уже было очень много…

Реклама

"ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УВИДЕЛ АНГЕЛА"

В Киев Марина Тарковская приехала, чтобы провести творческий вечер памяти брата — выдающегося советского режиссера Андрея Тарковского, снявшего такие известные картины, как "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало", "Сталкер"...

Из-за бесконечных гонений в России Тарковскому в свое время пришлось принять нелегкое решение остаться жить за границей. В Союзе от него отказались, объявив предателем, изъяли из проката его картины. Снятые за рубежом "Ностальгия" и "Жертвоприношение" не открыли нового дыхания в творчестве гениального режиссера. В январе 1987 года он в безвестности умирает в Париже, похоронен там на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его надгробном памятнике надпись: "Человек, который увидел ангела".