Майя Молодецкая: "Родство с артистом приносит мне неприятности"

10 февраля 2015, 13:30
Племянница Утесова (дед Майи был родным братом отца Леонида) рассказала о том, куда делись богатства артиста, почему в Одессе и Москве до сих пор нет его музея, о подарке Сталина и о том, как всю жизнь скрывал сына, рожденного домработницей

Племянница мэтра Утесова. Майе — 88 лет, но память ее остра.

— Майя Владимировна, народу сейчас не до праздников, но для Одессы пропускать юбилей вашего дяди — практически кощунство. Будете принимать участие в мероприятиях, посвященных 120-летию со дня рождения Леонида Осиповича?

— В Одессе пока тишина — со мной ничего не обсуждали по этому поводу. Общается только Москва — они делают передачи и фильмы об Утесове. Приглашали, вот, на программу приехать, но не смогла, так сын ездил. А так, в прошлом году открывали у нас в Одессе музей звука, пришли ко мне, выманили все, что только можно про Утесова, а потом даже на открытие не пригласили. Или вот отреставрировали домик и территорию возле дома, человек 150 пришли, и со всеми я должна была сфотографироваться, но хотя бы кто-нибудь потом принес фотографию на память. Не пригласили меня и на открытие памятника Утесову на Дерибасовской. Все соки высосали и забыли. Но уйду я — уйдет все, что связано с Утесовым! А живу как? Родство с известным человеком мне не только не помогает — наоборот, мешает и приносит неприятности. Хотя из-за всего этого я должна быть в форме, прилично выглядеть, держать марку!

Реклама

Дита — единственная дочь Утесова.

— У Утесова были квартиры в Москве и Одессе. Кто сегодня ими владеет?

Реклама

— Все прибрала к рукам его вторая, так называемая жена, Антонина Ревельс, которая влезла к нему в душу и стала хозяйкой всего. Дочь Эдита фактически из-за нее получила инсульт — они с ней очень плохо жили. Даже когда Утесов умирал, Антонины с ним не было, гроб с телом нес Иосиф Кобзон и мой племянник.

Что касается жилья, то в Одессе осталась одна маленькая комнатка — там живет какой-то дядька, который считает себя родственником. Двумя московскими квартирами Утесова распорядилась тоже жена, хотя там можно было сделать музей. Уже после смерти дяди Антонина приезжала в Одессу, и когда ее спросили, куда делась "петровская" библиотека Утесова (издания, напечатанные в XVIII веке гражданским шрифтом, введенным Петром I. — Авт.), она сказала, мол, налетели родственники, и все разобрали. Единственное, что осталось от Утесова сейчас — коллекция фарфоровых тарелок, которые Лёдя (настоящее имя Утесова — Лейзер) собирал. Одна из тарелок хранится в музее Ильичевска.

— Читала, что часть документов Утесова досталась исследователям творчества музыканта — отцу и сыну Борису и Эдуарду Амчиславским. Они уверяют, что отдали весь архив директору одесского литературного музея. Но в самом музее говорят, что им ничего не передавали.

Реклама

— Врут они все! У дяди был фанат из Петербурга, Володя Лукьянов. С 15 лет он ездил за дядей по гастролям, а когда стал взрослым, они много общались. Как-то прибежал он ко мне рано утром и сказал, что был в литературном музее, а там из вещей Утесова только ордена и награды, больше ничего нет. Эти аферисты Амчиславские нас просто ограбили. Дело было так: у нас было общество утесовское, Амчиславские были его председателями. Они хотели сделать музей Утесова в Одессе — со всего Союза присылали экспонаты и вещи, связанные с дядей. Нашли помещение, нужно было $10 тысяч на то, чтобы выселить жильцов и сделать там музей. Уже дали "добро" на помещение, а потом все остановилось, и в один прекрасный день сын и отец обманом выкрали все, что у меня было об Утесове, — письма, переписку. У меня остались только ксерокопии.

— С периодичностью раз в год у Утесова объявляются какие-то внебрачные дети. Верите ли вы этим слухам?

— Единственный внебрачный сын Утесова — Игорь Пашинин. Его даже назвали в честь Игоря Нежного, с которым Утесов начинал работать. Эта была тайна всей жизни Утесова. Думаю, если бы Лёдя узнал, что этот позор открылся, он бы перевернулся в гробу. К нему одно время приходила старушка убирать. Как-то раз она пришла со своей дочкой, дяде она понравилась, и он сказал этой женщине: "Пусть она ходит ко мне убирать!" В итоге у них с этой девушкой появился ребенок. Сразу после этого дядя ее женил на лимитчике, который работал на стройке. Договорился и им дали трехкомнатную квартиру в Москве.

— Ходят легенды о несусветных богатствах Утесова. Что из этих слухов правда?

— Это сейчас артисты — сплошь миллионеры, а тогда за один концерт Утесову платили 10 рублей. Писали, что у Диты (дочь Утесова. — Авт.) были драгоценности, бриллианты. Да, что-то было у нее от мамы, бабушки, но не в таких количествах, как об этом говорили. А на книжке Утесова после его смерти осталось 2 тысячи рублей.

— А вам он что-нибудь дарил?

— Ни-че-го! Только пластинку и книгу. Во время войны маму, меня и сестричку эвакуировали в Среднюю Азию. Я осталась инвалидом войны — переболела там малярией, желтухой. А у мамы моей в то время был жених в Москве, братья и сестры его были стоматологами, обслуживали пол-Москвы, в том числе и семью Утесова — делали им всем зубы. В итоге жених был вхож в их круг, и когда он узнал, где мы находимся и в каком состоянии, то пошел к Лёде и сказал: "У них тяжелейшее положение, Майя умирает, помоги им". Мама в это время тоже с желтухой в больнице лежала, в доме осталась только сестричка, которой было 6 лет. В общем, через какое-то время получаем бандероль, а в ней почтовая открытка со словами: "Мои дорогие! Я счастлив, что вы живы, но помочь не могу — мое материальное положение в связи с войной тяжелое". Мама и сестра его простили, но я, пусть земля ему будет пухом, не могла простить долго. У нас ведь очень гордая семья — никогда мы ничего ни у кого не просили, и вдруг получаем такое, что будто бы мы у него просили нам помочь. Для меня это был такой удар, что когда он приезжал в Одессу на гастроли, приглашал нас, то я не ходила — была только один раз. Останавливался он всегда в гостинице "Красная" и как-то позвонил: "Майя, почему не пришли. Вы такая гордая? Не забывайте, что вы не только Молодецкая, но и Вайсбейн". Я хотела ему сказать, что Молодецкие не менее гордые, чем Вайсбейны, но промолчала. Я не обожествляла Утесова. Да, он был талантливым, хотя певцом себя не считал. Я общалась с дядей за два месяца до смерти. Он мне дал книжку и фотографию. У него дома стояла витрина, а в ней находилась дирижерская палочка, на которой расписались его первые музыканты, а еще фотоаппарат. Я умоляла отдать их мне, но он не отдал. С фотоаппаратом кстати, была одна история. Когда Сталин вызвал к себе всех создателей картины "Веселые ребята" и сказал: "Просите все, что хотите". Ромм попросил квартиру, Пырьев — машину, Александров, режиссер этого фильма, сказал, что ему ничего не нужно, — дайте просто книжку с автографом. Так Сталин дал ему квартиру, машину и дачу. А Лёде и всему коллективу дали фотоаппарат Leika. Хотя фактически создателем фильма был Лёдя со своим "Музыкальным магазином".

Форма моряка к лицу.

— Личную жизнь Утесова по сути никто не исследовал, но с трудом верится, что у него было столько романов, сколько ему приписывают.

— У него были романы, но его первая жена Елена реагировала на них спокойно — знала, что он все равно к ней вернется. А еще у него был роман с актрисой Казимирой Невяровской, точной копией Эдиты Пьехи. Она работала с ним в оперетте. Лёдя ушел ради Казимиры из семьи с одним чемоданчиком, должен был уехать с ней в Ригу. Но Лена и маленькая Дита пришли к нему после спектакля и ждали у выхода из театра. Когда Лёдя вышел и увидел Диточку с мамой на ступеньках, сердце его растаяло, и он вернулся домой. А Казимира потом сгорела в поезде — решила накрутить волосы, и с плойкой что-то случилось.

Читайте также статью о "забытом Утесове": Леониду Утесову исполняется 120 лет: его имущество исчезло, а музей до сих пор не открыли