Мирослав Слабошпицкий: "Кино на Берлинале сняли за 300 евро"

15 января 2010, 20:16
Наш представитель на всемирно известном кинофестивале рассказал "Сегодня" о бунте режиссеров и о том, как грипп мешал ему снимать кино

Мирослав Слабошпицкий

— Мирослав, что такое проект "Мудаки" и какое место в нем занимает ваша новелла "Глухота"?

— Я бы сказал просто: "Это бунт режиссеров". Как вы понимаете, наше государство со своим Министерством культуры от кино сегодня настолько далеки, насколько это возможно вообще. Поэтому, в пику всему, было решено снять фильм без денег. И у нас это получилось. Бюджет фильма, вы не поверите, составил страшную сумму в 300 евро! Мы изворачивались как могли. Например, цифровую камеру, на которую снимали картину, нам пожертвовали знакомые. Актеры и съемочная группа работали не за деньги, а на голом энтузиазме!

Реклама

— "Глухота" — кино не самое радостное. Но хоть во время съемок что-то забавное происходило?

— Постоянно. Вот договорились мы с интернатом для глухонемых задействовать в съемках реальных детей с проблемами слуха. Как вдруг — бац! — каникулы. Хорошо, мы сидим, ждем. Каникулы подходят к концу. Мы только собираемся начать съемки, а тут — бац! — карантин из-за эпидемии объявляют! В итоге пришлось брать обычных людей и учить их общаться на языке жестов. Или вот такой случай: мы актеров как набирали — так же, как многие себе жену ищут. Есть какое-то смутное представление, а дальше все решается само собой. Просто понимаешь — это мое. Так мы и нашли на главную роль Диму Сокола. А потом, чуть позже, я его в агитролике Тимошенко увидел, где он также разговаривает на языке жестов. Было забавно (смеется).

— Как вы считаете, почему в прошлом году жюри оставило ваш "Диагноз" без награды? Зрители-то картину оценили...

Реклама

— Сложно сказать. Мне кажется, она показалась им чрезвычайно реалистичной. А это многих может и отпугнуть...

— Так ведь и ваш новый фильм более чем реалистичный. Тема, согласитесь, острая...

— Есть такое. Но это не я тему выбираю, а тема меня. Так уж получается (смеется). В "Глухоте" даже нет ни единого слова — я имею в виду вербальные звуки. Только жесты рук. Я давно уже носился с такой идеей, и вот получилось наконец-то реализовать. Для меня моя "Глухота" — это притча о взаи¬монасилии гражданина и власти.

Реклама

— Предыдущий Берлинале что-то изменил в вашей жизни?

— Я прибавил в опыте и обзавелся собственным продюсером (смеется). Кстати, пользуясь случаем, хочу развеять слухи, гуляющие по интернету, — я не снимал ТВ-сериал "Отряд" с Игорем Лифановым. Это ошибка!

— Снимая "Глухоту", вы специально затачивали ее под Берлинале?

— А это нереально. Понятно, что у каждого феста есть тот или иной формат. И Берлинале не исключение. Но отгадать, что у жюри будет в фаворе нынче — гиблое дело. Сами посудите, им на отбор со всего мира присылают (кстати, стоимость одной заявки — $50. — Авт.) 2600 картин! Тут не отгадаешь. Это своего рода кинолотерея! Впрочем, в прошлом году многие тоже считали, что "Диагноз" я делал специально под фест — смею вас заверить, это не так.