Мустафа Джемилев: "В праздничные дни в тюрьме меня сажали в изолятор"

31 августа 2011, 08:46
Народный депутат и лидер крымскотатарского меджлиса рассказал "Сегодня" о том, как отмечал Ураза-Байрам за решеткой и почему женился на своей супруге Сафинар

Джемилев: "Я женился на Сафинар, потому что она хорошо готовит". Фото: А. Лохвицкий

Вчера у мусульман всего мира закончился священный месяц Рамадан и начался трехдневный Ураза-Байрам, который отмечают и крымские татары. Рано утром все мужчины, включая и детей, пошли на праздничный намаз в ближайшие к ним мечети. "Сегодня" побывала в одной из них – в 6-ом микрорайоне Бахчисарая, куда пришел вознести молитвы Всевышнему и глава Меджлиса Мустафа Джемилев. Он приехал заранее, за 15 минут до начала.

Смотрите ФОТО Лидер меджлиса Джемилев помолился в Бахчисарае

Реклама

Местные жители о нем по-доброму отзываются, считая его добросовестным верующим, регулярно приходящим на молитву каждую пятницу и по большим праздникам. "Он старается соблюдать традиции, – рассказал "Сегодня" бахчисарец Сейран Салиев. – Мустафа-ага жертвует людям немалые деньги при любой возможности, помогает больным детям. Как человек, Джемилев – нормальный, очень смелый: выступил против коммунистической власти в период ее расцвета, сказал, что не пойдет в армию – и сидел за это. Не каждый так сможет. В повседневной жизни Мустафа-ага простой, к нему можно подойти со своими проблемами. Когда есть свободное время, он спокойно с вами говорит. Когда спешит, может никого не заметить"…

Читайте также Лидер меджлиса: Дела Януковича неисповедимы, трудно угадать, что он задумал

И вот намаз закончился. Молившиеся на выходе кладут в приготовленную урну денежное пожертвование – каждый по мере сил: один – 20, другой – 200 гривен. Джемилев в конце, его сразу же встретил охранник. Через пару метров Мустафа-ага поздоровался со знакомыми и о чем-то с ними разговаривал. Спустя пару минут отошел в сторону и закурил…

Реклама

Мустафа-ага, как отмечаете праздник?

- Традиционно. С утра посетил могилы родителей, прочитал молитвы за упокой их душ, а потом вернулся домой и принимал гостей – родственников и наиболее близких друзей. Увы, в Крыму могу посетить могилу матери – Махфуре, она похоронена в Бахчисарае. Отец же – Абдулджемиль – похоронен в Узбекистане, он умер до возвращения из депортации.

Обычно в эти дни родственники навещают друг друга, делятся своими заботами, поздравляют. К вечеру поехал в меджлис – там собрались все его члены, друг друга поздравляли. Помогаем денежно нуждающимся, святое дело радовать сирот – благо, зарплата депутата солидная.

Реклама

В месяц Рамадан удалось держать пост?

- Каждый год пощусь. Вот если бы еще разрешали курить сигареты, то всю жизнь, наверное, держал бы пост. Для меня особо трудного в этом нет – в свое время я 303 дня ничего не ел, когда объявил голодовку. Организм привык к таким испытаниям.

Что на праздничном столе?

- Сейчас у нас относительный достаток: праздничный или непраздничный – особой разницы нет. Конечно, стараемся приготовить наиболее вкусные блюда, с учетом того, что гости придут. А так все традиционно – чебуреки, национальные блюда. Шашлыка не будет, потому что сложно приготовить – надо все устанавливать, а на это нет времени.

Ваша супруга Сафинар – примерная хозяйка, вкусно готовит?

- Я на ней и женился, потому что она хорошо готовит.

Что любите больше всего из праздничных кушаний?

- Я не разделяю на праздничное или непраздничное: принимаю все, что готовит жена. Я не очень привередливый, многие годы у меня прошли в тех местах, где еда не особо отличалась изысканностью и разнообразием.

Вы помните самый яркий праздничный момент – в детстве или зрелом возрасте?

- Религиозные праздники для нас – всегда светлые дни. Хотя в советское время они пресекались: тех, кто ходил в мечеть, ругали, прочищали. Тем не менее, этот день остался самым светлым. В детстве мы с нетерпением его ждали – надевали чистую одежду, мать нам покупала парусиновые туфли – самые дешевые, но новые. Мы их только на праздники обували.

Вы отсидели за решеткой около 15 лет – за антисоветскую деятельность. Там удавалось праздновать?

- В праздничные дни меня сажали в изолятор, чтобы ко мне никто не приходил, и не было никакого ажиотажа. Просто придумывали какую-нибудь причину. Для всех политических заключенных праздники были наиболее тяжелыми: проводились тотальные обыски, вводился строгий режим. Если в обычные дни в лагере люди ходили друг другу в бараки и чай пили, то тут все ограничивали – запрещали выходить из зданий. В тюрьме такое – привычное дело. Правда, уголовники в праздники наркотики доставали или покупали спиртное. Политических – прижимали, чтобы не вели пропаганду среди окружающих.

Как отмечали Ураза-Байрам в депортации?

- Как правило, мечети в Узбекистане не посещали. Священнослужители были по совместительству гэбистскими стукачами. После возвращения на полуостров те же муллы вели пропаганду против крымских татар, выполняя волю властей. Поэтому большинство крымских татар молилось дома, собираясь своим кругом. В праздничные дни посещали могилы родственников, потом принимали гостей. Но в Крыму стало традицией если не в первый день, то во второй день праздника делать большие гуляния. Завтра в Симферополе будет тоже празднество.

Что для Вас вера во Всевышнего?

- Ну, не знаю… Верующий верит во Всевышнего, в данные им заповеди. Вера очищает, удерживает от дурных дел, поэтому мы стараемся, чтобы в Крыму было возрождение ислама.

Вера в жизни помогала?

- Она всегда помогала. В тяжелые дни единственный, на кого надеешься – Всевышний.

Вас политики поздравляют?

- Религиозные общины, посольства исламских государств. В меджлис – куча телеграмм и открыток. Глава государства – будь то Ющенко или кто-то другой – вспоминают о празднике, когда мы напоминаем: "Рейган же поздравлял, почему вы этого не делаете?". Напишем им текст, они подпишут – и его опубликуют. К сожалению, у нас с протокольными делами не все в порядке.