Наталья Селезнева: "Для поцелуя Шурик становился на табуретку"

23 июня 2010, 08:39
Актриса, отметившая 65-летие, — о том, как девчушкой дружила с Агнией Барто, как в "Операцию "Ы" попала благодаря стриптизу, и почему они с мужем болеют за разные футбольные клубыю

Реклама

— Наталья Игоревна, как отметили день рождения?

— Отлично. Днем посмотрела фильм о себе "С широко раскрытыми глазами" на первом канале, а вечером нарядилась, прихорошилась и отправилась праздновать в итальянский ресторан. Как и полагается — тосты, приятные слова, песни, танцы. Пришли родные, друзья, из коллег — Кваша, Ширвинд, Державин — всего человек 60. Смотрела на своих гостей и вспомнила, как отмечала дни рождения моя мама — в маленькой квартире собиралось три поколения людей: ее друзья, мои и сына. Это люди не только разных возрастов, но и разных интересов — все тянулись к маме, потому что она была доброй и мудрой. Приятно осознавать, что на моем празднике тоже собрались люди разных поколений и интересов.

— А готовить мама вас научила?

Реклама

— Она родилась в Харькове и, естественно, отменно стряпала. Меня учила куховарить. Только борщей знаю рецептов десять. Притом, всегда делаю две кастрюли — себе с мясом, а мужу с фасолью. Он вегетарианец.

— Часто доводилось бывать в Украине?

— Увы, но сниматься на студию Довженка меня никогда не приглашали, может брезговали. Не знаю почему. Я бы с большим удовольствием. У вас такие замечательные актеры, Ада Роговцева, например. А если говорить о детских годах и отдыхе, то, конечно я много была у вас. Все летние каникулы у меня украинские, в Одессе на десятой станции фонтана у наших родственников стоял маленький домик, почти палатка — в нем ютились. Всегда вспоминаю вечера на Черном море, ужин стряпали на летней кухне, стол у моря накрывали клеенкой, и заставляли явствами — варениками, фруктовыми салатами, арбуз огромный резали.

Реклама

— Помните свою первую работу по сценарию Агнии Барто "Алеша Птицын вырабатывает характер"?

— Съемки были в Ленинграде, и мы с мамой на целый год уехали в этот прекрасный город, жили в гостинице, я там ходила в школу. Агнию Львовну очень любила и уважала, но боялась, она очень строгая была. Несколько лет мы с ней ездили вместе выступать, это были творческие вечера. Я становилась на табуретку и читала ее стихи.

— Наверное, одноклассники вами очень гордились, а кто-то завидовал…

— Ну, то, что отношение поменялось и я из-за этого очень комплексовала, — точно. В наше время все должны были быть одинаковыми. Мне долго приходилось убеждать всех, что я обычная и ни чем не выделяюсь. А потом, в старших классах, вдруг начала сильно расти. Как это было тяжело. Что такое в 60-х годах иметь рост 1,75? Нонсенс, некрасиво, неприлично. Это сейчас все акселераты и для девушки рост — то, что нужно, а тогда… только и слышала, что "дылда, дылда". В школе специально сутулилась, скрючивалась, чтобы казаться ниже…

— Но в какой-то момент вы стали гордиться своим ростом?

— Когда решила, что буду актрисой. Я поняла: рост — мой козырь и это нужно выгодно подчеркивать. Кстати, когда пришла к Гайдаю на пробы в "Операцию "Ы", он решил меня проверить и говорит: "Вы нам не подходите, в кадре нужно раздеться, а у вас фигура не очень", я вскипела: "У меня не очень?" — легко скинула с себя платье. Гайдай рассмеялся…

— Режиссер не побоялся, что главная героиня будет на голову выше героя, ведь Демьяненко был низенький…

— Меня это удивляет до сих пор. Но, чтобы мы казались одинаковыми, Гайдай шел на разные ухищрения: Сашу ставили на табуреточку, или выкапывали ямки для меня.

— С Демьяненко какие сложились отношения?

— Саша был очень замкнутым человеком, и мы тогда общались исключительно по работе. Но, когда уже снимались в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", общались больше.

— Сложно было отойти от образа Лиды – милой, приличной студентки?

— Я его не эксплуатировала и он не привязался. Вот несколько лет в роли пани Катарины для "Кабачка "13 стульев" не прошли бесследно, с этой героиней меня долго ассоциировали. Кстати, в "Кабачке" играли все мои коллеги, друзья из Театра Сатиры. Мы получали колоссальное удовольствие, я всегда щеголяла в новых платьях, иногда это даже вызывало недовольство, как­то оштрафовали, за очень откровенный наряд. Увы, "Кабачок" закрыли в 80х, и когда мы попытались его возродить в средине девяностых, это не получилось — другие времена, людям это оказалось не интересно. Хотя, тогда съездили на гастроли в Америку, наши эмигранты, которые очень ностальгируют по советским временам, с удовольствием увиделись со старыми друзьями.

— Наталья Игоревна, говорят, вы страстная футбольная болельщица, смотрите Чемпионат мира в ЮАР?

— Конечно. Вы оторвали меня от телевизора. Очень обидно, что нет наших ребят. Переживаю за многие сборные, удивила игра Швейцария-¬Испания. Когда они обыграли испанцев, я поняла, что футбольные чудеса таки не выдумки. Болеть за футбол я начала очень дано, еще в юности, как­то само собой сложилось, что мой клуб — "ЦСКА", а муж с детства болеет за "Спартак". Дома футбол не обсуждаем, чтобы не ссориться. Кстати, сейчас и за "Динамо" Киев болею, там мой любимый тренер Валерий Газаев. На стадионе всегда чувствую себя комфортно, болею умеренно, даже когда забивают гол, держу себя в руках, мне же не положено по возрасту — кричать. А вот внук, Алеша ходит на матчи и конечно позволяет себе покричать.

— Кстати, отец Алеши, ваш сын Егор не продолжил актерскую династию. Почему?

— Он стал дипломатом, занимается международной политикой. Дело в том, что он изначально не видел себя в театре. Мы, признаюсь вам, с мужем сделали все, что могли — уговаривали попробовать поступить в театральный, но он не захотел.

ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАВИДНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ

Имя: Наталья Селезнева
Родилась: 19.06.1945 в Москве
Карьера: народная артистка России

Творческий багаж Натальи Селезневой — больше 60 фильмов (в том числе "Не может быть", "Операция Ы", "Иван Васильевич меняет профессию") и столько же спектаклей. Она была участницей советского телешоу "Кабачок 13 стульев", в театре Сатиры уже больше 40 лет: "У меня ни разу не возникало желание поменять театр, я отличаюсь завидным постоянством". Именно благодаря этому качеству у актрисы крепкий брак с актером и режиссером Владимиром Андреевым. Они познакомились на съемках фильма "Калиф-аист", где играли влюбленную пару: "Это была любовь с первого взгляда, и мы оба знали — на всю жизнь. Мы воспитали замечательного сына Егора (служит дипломатом. — Авт.), сейчас радуемся внукам — Лизе, ей всего 4 месяца и Алеше (15 лет). Он — гуманитарий, может, пойдет по стопам дедушки и бабушки".

"РЕЖИССЕР НАШЕЛ МЕНЯ НА УЛИЦЕ". На сцену Селезнева впервые вышла в 6 лет — в главной роли в спектакле Театра Советской Армии "30 сребреников". Притом попала туда случайно — ее родители (художники) никакого отношения к театральным подмосткам не имели. Летним солнечным днем Наташа возвращалась домой из магазина: "В руках у меня было эскимо, я прыгала в классики. Тут меня остановил дядя, представился режиссером и сказал, что хочет поговорить с моими родителями. Так начались репетиции. Главное, что мне дала эта работа — я резко повзрослела, стала серьезной, ответственной. Мне платили немного, но деньги шли на нужды нашей не очень богатой семьи, и я чувствовала себя помощницей".

Именно на сцене Театра Советской Армии малышку заметила детская поэтесса Агния Барто и пригласила сниматься в фильме "Алеша Птицын вырабатывает характер". Этот фильм стал первым в карьере будущей актрисы, но после него родители решили, что девочке нужно сконцентрироваться на учебе, и до старших классов Селезнева не снималась.