Нина Усатова: "Жутко слышать, когда шутят о войне"

6 мая 2011, 18:21
Героиня фильма "Поп" и сериала "Баллада о бомбере" рассказала нам, как ее поразил Ульянов в любовной сцене, как оконфузилась перед фронтовиком и как ее семья пострадала от ВОВ

Усатова говорит, что иногда хочет походить на своих героинь. Фото kinopoisk.ru

— Нина Николаевна, 9 мая на экраны выходит военный фильм "Баллада о бомбере" (ICTV), в котором вы играете роль командира партизанского отряда. Вы похожи на свою героиню?

— Мне нравится эта роль, роль женщины с таким сильным характером, что она способна вести в бой целый партизанский отряд. Но похожи ли мы с ней — сложно судить, ведь на экране многие из нас, актеров, совсем не те, что в жизни. Например, мой любимый актер Михаил Ульянов. Какие всегда у него сильные герои, мощные. Чего один маршал Жуков стоит! А говорят, в жизни он был сомневающийся, тактичный и даже стеснительный человек. Мне довелось встретиться с Михаилом Санычем на одной площадке, в "Зале ожидания". У него была температура под сорок, было видно, что ему плохо, что он обливается потом. Все говорили, что это немыслимо, нужно идти домой. Другой бы на его месте развернулся и ушел. А Михаил Саныч сказал, что не хочет задерживать съемку, и продолжил работу.

Реклама

— А когда-нибудь хотелось походить на своих персонажей?

— Да, бывало. Например, перед съемками фильма "Зал ожидания", где я играла бизнесменшу. А откуда в начале перестройки мне было знать, как играть эту бизнесменшу? Бабу с волевым характером, поставившую себе цель и идущую к ней напролом. Я решила поэкспериментировать. Надела высокие каблуки, шубу, шляпку, накрасилась ярко и пошла в магазин покупать сыну маленькую игрушку к Новому году. Накрасилась так, что меня никто не мог узнать. Чтобы купить подарок, собралась разменять 50 долларов, но обменный пункт оказался закрытым. Подошел парень, предложил поменять. Вел он себя как-то странно: шарил по карманам, явно нервничал. И тут я говорю: "Плохо работаешь, руки вспотели". Он на меня глянул, вернул мои 50 долларов и растворился. Я, конечно, перепугалась не на шутку. А вдруг этот мошенник был не один? Сыграть-то сыграла, но внутри все оборвалось, зато я поняла, как нужно играть роль.

— Любите ли вы смотреть современные фильмы о войне?

Реклама

— Сейчас так мало снимают о Великой Отечественной, а если и снимают, я всегда нахожу какие-то недостатки: то чистенькую гимнастерку, то современную стрижку, то словцо невоенного времени. Скоро, наверное, будут в футболках и бейсболках партизаны ходить. А в фильме "Поп" о партизанах говорят так же, как о полицаях. И интимные моменты в военных фильмах выходят слишком уж откровенными. Но любовь того времени не могла быть такой, как сейчас, в ней была тайна. Я всегда вспоминаю любовную сцену, которая меня зацепила по-настоящему. Это из фильма "Простая история", где Ульянов и Мордюкова стоят в доме у окна, одни, он курит, а она просто стоит. И как они внутренне все это проигрывали, у меня разрывалось сердце! Через экран передавались такие токи любви! Но они не то что не поцеловались, даже не притронулись друг к другу.

— Случалось ли вам допускать ошибки в работе?

— Случалось. Я помню, давно как-то ставили спектакль про войну. Он был очень хороший, к нам приходили фронтовики и плакали в зале… У меня был там небольшой эпизод. Я была еще неопытной артисткой, и все проигрывала, что называется, на надрыве сердечном, опухшая от слез. Меня всегда очень хвалили за эту роль, за нее я получила свою первую театральную премию. Как-то к нам на спектакль пришел педагог, профессор актерского мастерства и, к тому же, фронтовик. После просмотра зашел к нам в гримерки, высказал свое мнение о каждом. А мне сказал: "Ниночка, все было хорошо, но маленькая ложь рождает большую неправду. На кальсонах, которые вы стирали, пуговиц не было. Были завязки". Я до сих пор не знаю, почему этот ляп не заметил художник по костюмам. А ведь в зале сидело столько фронтовиков! Я взяла в медпункте бинты и сама пришила завязки к кальсонам. Но для нашего гостя история была уже разрушена. Одна мелочь…

Реклама

— Как война коснулась вашей семьи?

— Моя бабушка родом из Украины, пережила раскулачивание. Их сослали в Казахстан, а потом на Алтай. А она одна с кучей детей, куда забрали деда — понятия не имела. Сами построили землянку и в этой землянке умудрились выжить в зиму. А вы себе представляете сибирские морозы? Это было страшно. А в 41-м на фронт ушли два ее сына. В том же году они оба пропали без вести. Бабка горевала, ослепла от слез. Много в то время людей ходило по улицам, кто ссыльный, кто милостыньку просил, и каждому она давала хлеб, сахар и даже деньги. И каждого просила помянуть ее сыновей, если где-то в дороге увидят могилку с их фамилией — Моринец. Отец мой, Усатов Николай Иваныч, всю войну прошел. Причем он только отслужил в армии — и началась война. Дома у меня стоит в рамочке фотография, на которой он, молодой старшина, сильный, красивый… И в разведку ходил, и десантником был, и ночные прыжки совершал. Вернулся с войны, своими руками строил дом. Ему было уже за сорок, а он на турнике побеждал молодых ребят, только вернувшихся из армии. А я прямо кричала от счастья: "Папка, ты герой!". Дом он так и не достроил. Сдвинулся старый осколок, кровоизлияние в мозг. Ему было 48. Тогда я думала, что папка мой старик, а сейчас я понимаю, что ушел он совсем молодым.

— Как празднуете День Победы?

— И наплачусь, и цветы дарю ветеранам. Смотрю на них и чувствую что-то родное. Я помню, как нескончаемым потоком за оркестром по Невскому проспекту в Ленинграде шли ветераны, летчики, артиллерия, кавалерия… Со всех балконов бросали цветы и шары. Фронтовики играли в скверах на гармошках и баянах. Смотрю, с каждым годом их меньше и меньше... Страшно слышать, когда начинают шутить о войне, и видеть, как продают ордена. Впервые я увидела это во Франции, во время съемок фильма "Окно в Париж". На блошином рынке Парижа я увидела человека, продающего наши советские ордена. Увидела батин орден, Орден Красной Звезды, медали… Больно!

ОТ "ПОПА" ДО "БОМБЕРА"

Имя: Нина Усатова

Родилась: 01.10.1951 в Рубцовске (Россия)

Карьера: Актриса

В 1979 году окончила театральную "Щуку" и стала актрисой Ленинградского Молодежного театра, где сыграла во множестве спектаклей. В кино дебютировала в 1981 году в телевизионном фильме "Куда исчез Фоменко?" Одной из наиболее известных ролей Усатовой стала роль матери в фильме Виктора Хотиненко "Мусульманин" (1995) и жена священника в картине "Поп" (2009). Популярные фильмы с ее участием: "Женская собственность", "Американка", "Холодное лето 53-го", "Баллада о бомбере".