Первый космонавт независимой Украины: "В космосе люди живут по полгода"

11 апреля 2014, 10:00
Леонид Каденюк рассказал о жизни в космосе, отношениях с Россией и $130 млн за полет на Луну

В невесомости. С украинским флагом и трезубцем. Фото: Из архива КБ «Южное»

— Леонид Константинович, расскажите, чем сейчас занимается первый космонавт Украины?

— Вхожу в состав коллегии Государственного космического агентства Украины, являюсь советником гендиректора. По сути, я курирую вопросы развития космической отрасли в Украине. Сегодня прогресс без космоса невозможен. Он стимулирует развитие высоких технологий, которые решают задачи связи, радиовещания, телевидения, сельского хозяйства, топографии, экологии, метеорологии, навигации и еще много чего. Но, к сожалению, наше государство никогда не баловало эту отрасль высоким финансированием. Так, в этом году на космические программы выделено просто смехотворную сумму — 10 млн грн вместо обещанных 230 млн.

Реклама

— Несмотря на скромное финансирование, мы продолжаем что-то изобретать?

— До независимости наш Днепропетровский машиностроительный завод вместе с КБ "Южное" выпускали исключительно боевые ракеты. В те годы количество ракет иногда превышало 100 штук в год. В годы независимости, после отказа Украины от ядерного оружия, мы полностью перешли на производство мирной продукции, а боевая ракета SS-18 была переориентирована на мирное использование, превратившись в ракету-носитель "Днепр". Наша ракета-носитель "Зенит" является лучшей в мире в своем классе, а ракеты-носители "Циклон" — одни из самых надежных.

Украина создает космические аппараты для других стран, где есть космодромы. А возможно ли построить космодром в Украине и осуществлять космические запуски из нашей страны?

Реклама

— В Украине не может быть космодрома, поскольку у нас нет таких свободных территорий, позволяющих запуски ракет с безопасным падением отработанных составляющих в процессе выведения на орбиту. Единственное, что мы можем предложить в этом плане, — это "Воздушный старт" — способ запуска ракет и самолетов с высоты нескольких километров, куда доставляется запускаемый аппарат. Проект уже разрабатывается. Для его реализации у нас есть и самолет, и ракеты-носители. Но все упирается в финансирование.

— Украина тесно сотрудничала с Россией в области космонавтики. Что будет теперь, учитывая сложившуюся ситуацию?

— В советские времена украинская и российская космические отрасли были единым комплексом. После распада Союза около трети его космического потенциала осталось в Украине. Поэтому космические отрасли Украины и России остались взаимозависимы. Многие комплектующие для наших ракет-носителей производятся в России, и наоборот. Сейчас официально мы не являемся участниками программы Международной космической станции. Но, благодаря российским заказам, многое из того, что на МКС, сделано в Украине. К сожалению, уже происходит сокращение программ с целью уменьшения этой зависимости. Политика, которая вмешивается в экономику, наносит ей вред.

Реклама

— Планируют ли еще наши космонавты побывать на Луне?

— Таких планов в Украине нет. И даже вопрос полета украинца на МКС, к сожалению, пока не стоит. Хотя предварительные договоренности между космическими ведомствами уже были. Но за такой полет надо заплатить $130 млн.

— Долго ли можно жить в космосе?

— В космосе люди уже живут и занимаются наукой. На МКС экипажи из разных стран постоянно сменяют друг друга. Космонавты по полгода находятся в космосе.

— Что вас больше всего впечатлило во время космического полета?

— Состояние невесомости и вид нашей планеты из космоса. Уникальная красота Земли несовместима с военной деятельностью человека. И именно там, на земной орбите, особенно остро понимаешь бессмысленность человеческих усилий, затраченных на ядерное, химическое оружие и другие виды разрушения такой красоты. Все это воспринимается как преступление человека против себя, против жизни на Земле. При этом еще глубже осознаешь несовершенство человеческого общества и законов, по которым оно живет.

— Если бы появилась возможность осуществить космический полет, вы бы согласились?

— С удовольствием! Физически я готов — три-четыре раза в неделю бегаю по 10 км. Кстати, самый пожилой астронавт — американец Джон Гленн — полетел в космос в возрасте 77 лет. А он профессиональный астронавт и летчик-испытатель. Как и я.