Посол Ирака: "Аль-Каида" не помешает нам проголосовать"

4 марта 2010, 19:01
Халид Аль-Шамари рассказал "Сегодня", почему наши иракцы не смогут выбирать парламент

Посол Ирака в Украине Халид Аль-Шамари

— Какие политические партии и блоки Ирака желают получить место в парламенте? Какова история возникновения этих политических сил и кто является их лидерами? Какова их политическая программа?

— Все иракские партии и блоки, другие политические объединения, которые будут принимать участие в парламентских выборах, стремятся к получению эффективного и соответствующего представительства в будущем парламенте. Некоторые из этих партий и блоков находились в оппозиции во время режима Саддама Хусейна, но часть из них была сформирована уже после заката той эпохи. Все эти политические силы утвердили национальные программы, направленные на развитие политической, экономической и социальной жизни в стране, обеспечение равных возможностей работы для всех иракцев, предоставлении необходимых услуг населению, укрепление безопасности и стабильности, борьбу с коррупцией, а также иные программы, которые отвечают стремлениям иракских граждан. Главными политическими силами являются Альянс Государство Закона, возглавляемый нынешним Премьер-министром Нури Аль-Малики, Блок Национальной Иракской Коалиции и Иракский Блок под руководством бывшего Премьер-министра Аяда Аляви, а также Союз партий Курдистана, которым руководят Масуд Аль-Барзани, Президент Иракского Курдистана и Джаляль Талабани, Президент Ирака.

Реклама

— Непременно, Вы следили за предвыборной кампанией в Украине. Можно ли сказать, что выборы в Ираке пройдут с такой же открытостью в соответствии с демократическими принципами, как в Украине?

— Безусловно, мы следили за ходом предвыборной президентской кампании в Украине и ознакомились с программами кандидатов в президенты через СМИ. Могу сказать, что украинская демократия не очень отличается от демократии, которой обладает иракский народ. И Ирак, и Украина считаются странами молодой демократии современной эпохи, они прошли похожий путь демократических преобразований. Кроме того, обе страны пережили режимы тоталитарного правления, похожие по своему существу, принципам и обращению с народом. Поэтому демократическая реальность, в которой сейчас перебывает Ирак, имеет много общего с современной демократической реальностью, несмотря на то, что политический этап, который проходил Ирак, требовал в некоторых случаях компромиссных решений по ряду вопросов с целью сохранения национального единства. Любой, кто следит за парламентскими выборами в Ираке, может убедиться, что всем кандидатам предоставлены равные возможности для проведения предвыборной кампании. Все могут осуществлять политическую агитацию в равных условиях, без какого-либо давления или притеснений. Также всем кандидатам была предоставлена возможность проведения агитации через СМИ. Все политические силы – и крупные и малые – следуют постановлениям Высшего Избирательного Комиссариата, это государственный орган, ответственный за организацию и проведение выборов. Все кандидаты имели свободный доступ к медиа-пространству. Кроме того, были изданы специальные инструкции, которые определяли порядок предвыборных публикаций, размещение плакатов и портретов кандидатов. Поэтому предвыборная кампания в Ираке осуществляется в соответствии с цивилизованными принципами, подобно тому, как это происходит в других странах мира, в том числе и в Украине.

— В чем заключается основная разница между этими выборами и предыдущими, первыми выборами после свержения режима Саддама Хусейна?

Реклама

— Существует огромная разница между выборами, которые проводились после падения режима Саддама Хусейна, и выборами, которые будут проходить 7 марта 2010 года. Выборы 2006 года проводились в условиях, которые коренным образом отличаются от нынешней ситуации в стране. Первые выборы проводились по принципу "закрытого списка": то есть когда иракский избиратель отдавал свой голос за какой-либо список, он не знал ни имени кандидата, которого поддержал, ни о его образовании и деятельности, ни о его программе, поскольку все это ассоциировалось с партией, за которую голосовал избиратель. Но сейчас, после внесения поправок в новый Закон о выборах, принцип "закрытого списка" больше не действует. Теперь избиратель знает, за кого отдает свой голос. Критерии профессионализма и образованности кандидатов, их видение будущего страны стали преобладать над партийными и религиозными лозунгами и другими узкими идеями при выборе, за кого отдать свой голос. Кроме того, новый принцип "открытого списка" обеспечил хорошую возможность немногочисленным политическим силам попасть в парламент страны. Религиозным меньшинствам предоставлена стабильная квота мест в Парламенте с целью обеспечения их прав. Количество мест в парламенте Ирака увеличено до 325 по сравнению с 275 на предыдущих выборах. Также в то время ситуация с безопасностью в стране была весьма напряженной. "Аль-Каида" и другие террористические группировки распространяли угрозы в адрес иракцев, желающих участвовать в волеизъявлении, что негативно отразилось на явке избирателей. Тогда иракские граждане полностью не осознавали важность голосования, а Высший Избирательный Комиссариат не был готов организовать проведение выборов на нынешнем уровне. Сейчас ситуация с безопасностью стабильна, власти полностью контролируют все регионы страны, а террористические группировки больше не имеют влияния на политические процессы, происходящие в стране, и не помешают голосованию. Кроме того, следует отметить, что предвыборные программы кандидатов изменились, и теперь фокусируются на национальных приоритетах, улучшении жизни граждан, возрождении страны.

— Почему не разрешили принять участие в выборах партии, которую подозревают в связях с партией Баас?

— Когда специальная Комиссия по вопросам правосудия и проведения допросов изучила списки кандидатов, желающих принять участие в грядущих выборах, она обнаружила, что некоторые из них имеют связь с партией Баас, которая запрещена в Ираке. По этой причине часть кандидатов была отстранена от участия в выборах. Что же касается лидера Блока Национального Диалога доктора Салеха Аль-Мутлага, то именно лично его было отстранено от участия в выборах, а не политическую силу, которую он возглавлял. Комиссия по вопросам правосудия и проведения допросов обнаружила, что доктор Салех Аль-Мутлаг перенял лозунги и идеи партии Баас, которой, согласно Конституции Ирака, запрещено принимать участие в политической жизни страны.

Реклама

— Смогут ли принять участие в выборах жители отдаленных сел и районов, где ведутся военные операции, направленные на борьбу с террористами?

— Да, жители всех уголков страны смогут принять участие в выборах 7 марта. Высший Избирательный Комиссариат подготовил план, который обеспечивает участие всех жителей Ирака в выборах. Созданы избирательные участки во всех регионах страны, сейчас их количество насчитывает 50 тыс. Иракская Армия и Силы Национальной Безопасности обеспечивают охрану участков и безопасность избирателей во время волеизъявления. Иракское правительство разработало специальную программу с целью обеспечения безопасности проведения выборов и предотвращения нарушений в сфере безопасности. Более миллиона иракских военных и полицейских будут отвечать за безопасность на избирательных участках и в общественных местах в день голосования во всех иракских городах. 150 тыс. из них разместятся лишь в Багдаде. Во всех регионах страны обеспечивается безопасность. Они лишены влияния террористических группировок и находятся под контролем иракского правительства. Предвыборные программы кандидатов достигли наиболее отдаленных уголков страны, даже в далеких селениях были размещены плакаты кандидатов. "Аль-Каида" и другие вооруженные террористические группировки уже не представляют былую опасность после того, как потеряли контроль над территорией, и организовывают лишь трусливые взрывы смертников, целями которых являются мирные жители и общественные организации.

— Почему в Посольстве Ирака в Украине не организован избирательный участок?

— Это связано с численностью иракского землячества в Украине. Высший Избирательный Комиссариат, ответственный за организацию и проведение выборов, посчитал целесообразным открыть избирательные участки лишь в тех странах, где численность иракских граждан достигает не менее 20 тысяч, как например, в Иордании, Сирии, Египте, Швеции, Великобритании, США, Австралии и других странах. Иракские граждане, которые проживают в странах, соседствующих со странами, в которых организованы избирательные участки, могут туда отправиться и отдать свой голос за того или иного кандидата.