Посол Ирака: "Теракты последнего месяца – дело рук "Аль-Каиды"

26 января 2012, 13:19
Посол Ирака в Украине рассказал, как Киев может получить крупные нефтегазовые контакты от их властей

Посол: "Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно бороться с терроризмом". Фото Григория Салая

Шорш Халид Саид также рассказал, что изменилось в Ираке после вывода американских войск и как возвращают в страну богатства семьи Саддама Хусейна.

— Какова нынче обстановка в Ираке? Почему после ухода американцев увеличилось количество терактов?

Реклама

— С окончательным выводом американских войск в конце 2011 года Ирак полностью контролирует свои территории и воздушное пространство собственными силами. Некоторые эксперты заявляли, что после вывода армии США в Ираке начнется хаос и гражданская война, что приведет к расколу страны. Эти прогнозы не подтвердились, несмотря на то, что действительно существуют силы внутри и за пределами страны, стремящиеся дестабилизировать ситуацию в Ираке. И теракты последнего месяца являются делом рук именно этих сил, имеющих поддержку со стороны террористической организации "Аль-Каида", а также сторонников прежнего режима. Численность боевиков "Аль-Каиды" сейчас гораздо меньше чем в 2007—2009 годах. Речь идет о сотнях боевиков, которых поддерживают извне. Но они уже не имеют своих баз на территории Ирака — наши силы безопасности совместно с союзниками их уничтожили.

— А по режиму Хусейна кто-то скучает?

— Сторонников Саддама Хусейна все меньше, но все же еще есть силы, желающие вернуть прежний режим. Свою деятельность они осуществляют при помощи огромных средств семьи Хусейна и партии БААС, которые исчезли и о местонахождении которых ничего неизвестно. Крупные суммы в валюте, золото, антиквариат, дорогие яхты, автомобили были вывезены за границу. Часто мы обнаруживаем в том или ином банке деньги семьи Хусейна и пытаемся их вернуть.

Реклама

— Что удалось возвратить?

— Например, мы смогли вернуть личные автомобили одного из сыновей Хусейна. Но в Европе осталось еще много имущества этой семьи, в частности, недвижимости. Хочу отметить, что Ирак был далеко не безопасным при Хусейне: 8 лет войны с Ираном, оккупация Кувейта, война против собственного народа на юге страны и в Иракском Курдистане, использование химического оружия против своего народа. Если сравнить уровень безопасности в Ираке с ситуацией 2—3-годичной давности, то мы увидим значительное улучшение. Я думаю, что ситуация будет только улучшаться. Поскольку часть вооруженных группировок, воевавших против нового правительства и армии США, считали своей целью борьбу с оккупантами, то с выводом американских войск это уже не аргумент, и сейчас десятки боевиков сдают оружие.

— Есть мнение, что в Ираке идет борьба за влияние между представителями разных ветвей иракской элиты, что может привести к расколу страны...

Реклама

— Политическая ситуация в Ираке кардинально изменилась, в частности, мы осуществили переход от однопартийной системы к многопартийной. По принципу согласованности было сформировано коалиционное правительство, в котором представлены все политические, этнические и религиозные группы страны. Нынешние противоречия между политсилами можно считать частью демократического процесса. Не думаю, что их разногласия приведут к расколу страны. В конечном итоге можно обратиться к новой Конституции Ирака, за которую проголосовало 80% населения и которая гласит, что Ирак — это федеративная демократическая республика.

— Насколько тесны торгово-экономические связи между нашими странами и есть ли у Украины шанс на покупку иракской нефти?

— Товарооборот между нашими странами постоянно увеличивается. Если в 2009 году он составлял 243 миллиона долларов, в 2010-м уже 363 миллиона долларов, то в 2011-м — более 600 миллионов долларов. И потенциал обеих стран достаточно мощный, чтобы увеличить эту цифру. Ирак импортирует из Украины, в основном, древесину, растительное масло, зерно, приборы и технику, арматуру, продукцию химической промышленности. Мы экспортируем в Украину финики, сухофрукты, табак. Как мне известно, небольшие объемы нефтепродуктов ввозят танкерами частные украинские компании. Конечно, Украина может получить контракт на поставку крупных партий иракской нефти и газа (сейчас мы активно разрабатываем наши газовые месторождения), но посольство не получало пока таких обращений от украинского правительства. Также в Украине есть крупные компании, имеющие большой опыт в нефтегазовой области. Если они хотят работать в Ираке, то на общих основаниях могут участвовать в тендерах. Здесь конкурируют сотни международных компаний. Не сомневаюсь, что украинские компании имеют высокие шансы выиграть подобные тендеры благодаря своему профессионализму и мощи, большому опыту работы в нашей стране во времена СССР, участию в миротворческой миссии в Ираке.

— Есть ли военные контракты между нашими странами?

— Военно­-техническое сотрудничество — одно из важных направлений между Ираком и Украиной. Заключены различные контракты на поставку военно-транспортных самолетов Ан­-32, БТР-4 и другой техники. Как вы знаете, терроризм — это международная проблема. Ни одна страна в мире не в состоянии самостоятельно бороться с этим злом. Поэтому, думаю, необходимо развивать наши двухсторонние отношения и в этом направлении.

— МИД Украины недавно рекомендовал воздержаться от поездок в Ирак из-за участившихся терактов, но, скорее всего, украинцы продолжают работать в вашей стране?

— Как мне известно, украинские компании и специалисты нефтегазовой сферы работают в Ираке, в основном, совместно с российскими. К сожалению, мы не владеем точными данными об их количестве.

— Насколько удалось восстановить экономику Ирака после смены режима?

— Ирак пережил три очень непростых десятилетия, полных трагических событий — восьмилетняя война с Ираном, 10 лет международного экономического эмбарго, события вокруг Кувейта и их последствия, внутренние проблемы. Все это сказалось на жизни Ирака. Трудно поверить, что в стране, третьей в мире по запасам нефти, в большинстве городов и даже в столице не было канализации, развитой инфраструктуры, были серьезные проблемы с электричеством. Прежний режим тратил огромные средства лишь на армию. В последние 5 лет мы наблюдаем значительные изменения в экономике, благодаря воплощению планов правительства, либерализации инвестиционного законодательства и, конечно, высокой стоимости нефти. Сейчас все провинции и регионы Ирака выглядят как огромная стройплощадка, особенно это бросается в глаза в Иракском Курдистане. По последним данным Центробанка Ирака, средняя зарплата госслужащего — $10 тыс. в год ($830 в месяц), при бюджете за 2011 год в $80 млрд. Новый бюджет на 2012 год должен составить $100 млрд.

— Ездят ли сейчас в Ирак украинские туристы?

— Существует прямое воздушное сообщение между Багдадом и Киевом, и это показывает, что идет обмен визитами. Поскольку Ирак является колыбелью мировой цивилизации с огромным количеством исторических и культурных памятников, превышающих 25 тысяч достойных внимания руин древних городов и культур, то перспективы развития туризма, безусловно, есть.

РОДИЛСЯ В ИРАКЕ, УЧИЛСЯ В РОССИИ

Имя: Шорш Халид Саид

Родился: в 1965 году в городе Эрбиль (Ирак)

Послом Республики Ирак в Украине назначен в 2010 году и приехал к нам из России. "Я родился в Ираке, но из-за политической ситуации вынужден был часть образования получить в Сирии, но в итоге окончил Горный университет в Санкт-Петербурге, — говорит посол. — Работал в МИД в Багдаде, представителем Регионального правительства Курдистана в Москве, а до начала политической карьеры занимал пост главного редактора газеты "Новый Курдистан". В Украине я уже полтора года. За это время имел честь увидеть много красивых мест, пообщаться с политическими и культурными деятелями, а также простыми людьми. Украинцы — очень красивый, культурный и трудолюбивый народ с богатой историей и традициями. И мне повезло проходить свою первую миссию в качестве посла в вашей стране".