Раймонд Паулс: "Столик в первом ряду в Юрмале стоит $36 000. Обалдеть!"

30 июля 2009, 07:01
Накануне открытия "Новой волны" мы пообщались с легендарным композитором Раймондом Паулсом. Он рассказал об отношениях с Пугачевой, почему разочаровался в конкурсе-детище и зачем влез в политику.

Реклама

— Раймонд Вольдемарович, поговаривают, что Алла Пугачева уже давно хочет перенести песенный конкурс "Новая волна", основали который вы с Игорем Крутым, из Юрмалы в Питер. Но именно сейчас Примадонна (ведь теперь она — женщина свободная, со сцены ушла) этим активно займется, собственно с такими посылами она и приехала в Юрмалу. Это правда?

— Она давно этого хочет. Да с удовольствием! Лично я против иметь ничего не буду! Надо только с Крутым ей это решить. А я там вообще никто! Все думают, вот Раймонд Паулс какую-то роль играет. А моя роль сводится только к отбору местных певцов (композитор возглавляет отборочное жюри на "Новую волну" у себя в Латвии. — Авт.). Остальное все решает ТВ, Первый канал. Я уже несколько лет хочу, как музыканты говорят, смыться оттуда. Меня все это уже, честно говоря, достало. Жаль, что каждый раз летом в Юрмале я вижу одни и те же лица. "Новая волна" уже имеет негативный престиж, потому что все съезжаются туда по принципу "и я должен побыть там". Сейчас говорят, что столики, которые в первом ряду, стоят 18 тысяч латов, а это же 36 тысяч долларов. Уже вообще обалдели! И никакого отношения это к Латвии не имеет — все деньги идут российским организаторам. А ведущие мне просто на нервы действуют. Хотят остроумно что-то сказать, а получается глупо…

— Так что же вас держит? Ведь вы и сейчас на "Новой волне"?

Реклама

— Да… Согласился приехать, чтобы поддержать молодых конкурсантов и своих, хотя я не из тех... ну, таких, как вот Киркоров, который будет дружить, с кем надо, и знает, за кого голосовать. Как они с Рыбаком сдружились! Ой, на "Волне" все так сложно! Там все дерутся, чтобы попасть в жюри. Рисуются! Сидит одна дама рядом, а Крутой бьет меня ногой и говорит: "Ты посмотри на ее туфли!" Смотрю, все в камушках. А оказывается, это все бриллианты. О чем разговор?

— Вас возмутил поступок сына Хулио Иглесиаса (несколько лет назад Энрике пригласили в Юрмалу как вип-гостя, и во время выступления он залез к жюри на стол потанцевать, все судьи встали и зааплодировали, только Паулс остался сидеть. — Авт.), а с подобным хамством еще приходилось сталкиваться?

— Не припомню, я же в этих тусовках не участвую. Я отсидел в жюри — и моментально исчезаю. Все это хамство, видно, где-то в отелях, когда артисты выпивают. Видел, как один певец, не буду называть его фамилию, бросал бутылку в официантку, потому что она ему что-то не подала. Этот артист и на "Славянском базаре" в этом году был.

Реклама

— Несколько лет назад в интервью вы признались, что отношения Пугачевой и Киркорова, которые на тот момент были супругами, вызывали у вас улыбку. Мол, не понимаете неравных браков! А как сейчас реагируете на ее любовь с Галкиным?

— Да с улыбкой. Я никогда не говорил про Пугачеву плохо. Просто на сцене она один человек, а ее личная жизнь — совсем другое. Я знаю больше чем кто-то другой. Поверьте, Алле сложно, и все ее семейные дела (композитор подразумевает развод с Киркоровым, пристрастие Пугачевой к мужчинам помоложе и неудачные попытки создать семью со своими ровесниками. — Авт.), откровенно говоря, не от хорошей жизни! Я знаю, как она из-за этого переживает. Но все эмоции держит в себе. Алла вообще любит показать, что она сильная женщина: "плевать я хотела", "пойду и лучше проиграю полмиллиона в казино". А то, что она петь умеет — это ясно, и для меня — самое главное.

— А сейчас вы поддерживаете отношения со своими музами Пугачевой, Вайкуле?

— С Аллой видимся редко, но, бывает, созваниваемся — она же все время куда-то "уходит", со всеми прощается. Потом опять возвращается. Я уже смеюсь над этим. Да пусть прощается. Деньги же нужны… И с Лаймой Вайкуле редко видимся. Я не лезу в семейные друзья, чтобы постоянно пересекаться с человеком, у меня вообще таких друзей нет. Недавно мы с Лаймой, это было на "Славянском базаре", сидели и болтали, я смотрел на этого пацана, что на "Евровидении" победил (Раймонд говорит об Александре Рыбаке. — Авт.), и думал, что он будет дальше делать. На мой взгляд, он спел довольно странно, и как ему сейчас избавиться от песни, с которой он победил? Которая ко всем уже и так прилипла... Но народ будет требовать именно ее. Сможет ли он в таких условиях создать репертуар? Это беда наших артистов, когда "выстреливают" одной песней, а потом уходят в небытие.

— Я знаю, что вы не в восторге от всевозможных "Фабрик звезд", но, может, есть среди звездной молодежи те, кто вам симпатичен?

— В принципе, нет ничего плохого в этих "фабриках". Но не надо мне вечером показывать по ТВ все интимные подробности их пребывания "на учебе". Не понимаю, как сегодня всех, кто хоть немного поет, называют звездами! Оказывается, в Латвии все современные группы — легендарные, даже если эти музыканты и три аккорда сыграть не могут.

— А вам еще играется? Вы же не только композитор, но и джазовый пианист…

— Еще как! Я играю легкую музыку, переработки классических тем. Переживаю сейчас третью молодость. Первая у меня была очень бурная, связанная с Ленинградом, с развеселой жизнью, с выпивкой. В 62 году этот период закончился, я стал порядочным, теперь с того времени не пью. Всякое в жизни было, но мне удалось кое-что успеть. Знаю, что уже не котируюсь, да и не лезу в эти современные модные течения. Держусь особняком, но, может, за это люди меня и уважают, что я не для дискотек… Хотя часто берут мои мелодии, перерабатывают, но получается уже не мое. Я за живую музыку, конечно, без фанеры. Когда сижу за роялем, то кайфую. Я поклонник таких музыкантов, как Фрэнк Синатра, Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, когда есть мелодика и можно импровизировать. Эти певцы — золотой фонд. Но эта музыка сегодня мало кого волнует… Я сейчас редко выступаю: когда ты можешь музицировать, с людьми разговаривать, это — одно, но все, что начинается после — все эти тусовки — просто ужас.

— Вы испытываете ностальгию по советским временам?

— Я бы не сказал по советским, скорее по своей молодости, у нас были золотые годы, как могли, так и жили, играли, пели, пили. Сегодня многие хотят сказать, что тогда было плохо. Я не из тех, не из тех! Сейчас никто такие фильмы не может снять, как в то время. А еще я патриот своей страны и про Латвию не могу сказать плохо. Но то, что можно было бы жить по-другому, это да! Кстати, сейчас впервые у нас в Риге мэр города — русский.

— Кстати, а вы же по-прежнему депутат латвийского сейма?

— Да. Последний год. Больше баллотироваться не буду. Ну что мне с этого? Какое это имеет значение, спросите у моего друга Кобзона, он же тоже депутат, сидит в Российской Думе. Кое-что мы можем сделать, помочь, например, при распределении бюджета для театров, музеев, но не больше. А такая власть мне не надо! Ведь сейчас из-за кризиса сложная ситуация: сокращают актеров, зарплаты урезали.

— Кроме политики и политиков, что вас еще огорчает?

— Последний мой день рождения меня огорчил. Чем чаще смотрю в свой паспорт, тем хуже становится. Но я что-то придумываю. Ставлю перед собой цель, а для меня это спектакли, концерты, и довожу ее до конца. Вот когда готовлюсь к такому делу, то уже через трупы иду. Я должен этого добиться! А сейчас у меня цель — прожить бы еще сколько-нибудь лет. Меня радует, что я отбираю на конкурс молодых певцов от Латвии, и если слышу, что кто-то из них добился успеха, то у меня внутренняя радость, потому что чувствую: кое-чем помог. Хотя бы на "Новой волне".

— Раймонд Вольдемарович, а без чего вы не можете жить?

— Вон без чего! (указал на стоящий в гримерке рояль. — Авт.). Дома у меня дорогой рояль, но я сам заработал, сам купил — почти за 100 000 немецких марок.

— Что вас связывает с Украиной, кроме того, что вы себе здесь жену нашли?

— Пожалуй, больше ничего. Мне раз 20 предлагали в Украине с оркестром вашим делать собственную шоу-программу. Я отказался — физически не могу. На новогодние программы приглашали. Ну что я буду делать в этих шоу? Клоуном не стану. Сидеть опять за роялем с Пугачевой? Мне не надо! Но заметил, что из Украины на "Волну" всегда приезжают голосистые, хорошие исполнители. Получают места, глотки-то у них есть! А потом подходят ко мне, спрашивают, что им делать дальше? Ответ один: будет репертуар, будет и любовь народа. А большинство же, наоборот, не над репертуаром работает, а над ночными гуляниями. Они связаны этими ночными дискотеками, тусовками, они там и живут, но не виноваты. Это их единственный заработок. Да и все молодые сейчас ориентируются на коммерческое радио, где есть свой формат, а я такое не слушаю. Помню, от вас на конкурсе была Тина Кароль (в 2005 году певица заняла второе место и получила приз от самой Примадонны. — Авт.). У нее есть и внешние данные, и голос, но не знаю, есть ли возможности у Тины работать, чтобы была сольная программа, танцевальная группа. А что с вашей Русланой? Она прогремела (после победы на "Евровидении-2004". — Авт.) и вдруг исчезла!

— После победы ушла с головой в политику, теперь вернулась на сцену, наверстывает упущенное…

— Я уже давно в политике, но нахожу время заниматься творчеством. А про ваших политиков слышу много негативного. То драки в парламенте, то блокирование. Зачем такой богатой стране разборки? С другой стороны, железной рукой сегодня уже не справишься. В принципе, у вас то же, что и в Латвии, только у нас пока мир между латышами и русскими. Но русских много, и они логично требуют свои права, а латыши боятся, что те опять возьмут власть. Так и у вас между украинским и русским населением: нельзя ничего навязывать, даже язык. А вообще, все ваши беды от того, что в Украине нет правителя, вокруг которого бы объединилось население.

— Есть ли у вас желание написать книгу о себе?

— Сейчас пишет обо мне один человек, но его интересует только один период, когда я сильно выпивал. Нашел он материал до 1962 года (смеется). Я могу, конечно, что-то сказать на сцене, а сам я — не пишущий человек.

— Вы по-прежнему получаете авторские отчисления от своих песен?

— Да, но это не те обороты, что раньше… Это не главное. Главное, что я добился того, о чем мечтал всю жизнь: ни от кого не завишу. Могу нормально жить как человек среднего класса. Так, как должна была бы половина жителей в Латвии жить. Я могу пойти в театр, делать покупки...

— А со здоровьем как? Вот, например, вы же много музицируете, а пальцы, руки свои бережете? Процедурами их балуете какими-нибудь?

— Я не только работаю за роялем, но и регулярно — топором или на своем тракторе. Могу косить, у меня сад есть, мы с женой ухаживаем за ним. Сами все сделали с супругой, очень красиво! Жена раньше была такой дамочкой! А вот я всегда говорил, что у меня крестьянская философия... И ее заразил: посадила розы, ухаживает. В нашем возрасте чем обычно занимаются? Садоводством. Это приятно. А рук своих я не жалею, потому что не считаю себя пианистом, а играю только для своего удовольствия.

— Чем занимается ваша дочь, внучки?

— Дочка Анета только недавно вернулась в Ригу, пока не работает, а муж у нее трудится в авиакомпании. Старшая внучка Анна-Мария, ей 20 лет, учится в Нью-Йорке, что-то по линии кино, а меньшая внучка, ей 15, еще в школе, хорошо знает английский. В Юрмале сфотографировалась со Стиви Вандером, теперь всем показывает, рассказывает, что даже с ним болтала. Я когда общаюсь с внучками, понимаю, какие у нас разные взгляды. Честно говоря, я — старик!

— Вы производите впечатление очень интеллигентного человека, а могли бы позволить…

— Не знаю, насколько я интеллигентный. Мне жена говорит — наоборот.

— Так вы что, дома тиран?

— Ее любимая фраза: "Если бы люди знали, какой ты, с тобой бы никто не общался!"

— Это все жены так говорят…

— Про меня многие плохо говорят! (Смеется)

— Но супруга из дому вас не выгоняет и сколько лет с вами живет…

— Да, очень много. Видимо, все же я хороший человек, если она меня выдерживает...

ЖЕНУ НАШЕЛ В ОДЕССЕ. С будущей женой Светланой Епифановой Паулс познакомился после своего концерта в Одессе. Влюбившись, маэстро забрал девушку, которую ласково называет Лана, к себе на Родину. Гражданство Светлана получила, только сдав экзамены по истории и госязыку, которым владеет блестяще. А до этого у нее был фиолетовый паспорт "негражданина" с надписью Aliens.

Про своего легендарного мужа говорит откровенно и с любовью: "Я живу не с гением, а с человеком. Гений он на сцене. В семье самое главное — терпение. Если ты решил, что главное — семья, то на мелочах не надо зацикливаться. По молодости, после рождения дочери, я хотела продолжить свою карьеру переводчика. Но Раймонд был так активно против, что я даже испугалась. Он такого наговорил моим начальникам… Наверное, тыл боялся потерять. Я поняла, что буду больше полезна в семье. Я ориентируюсь на его буквально животную интуицию: надо было с самого начала прислушиваться к его советам. Мне было всегда интересно с Раймондом, интересно и по сей день. И не жалею, что приняла его правила игры".

ОСНОВАТЕЛЬ "НОВОЙ ВОЛНЫ". Раймонд Паулс родился 12.01.1936 в Риге (Латвия). Раймонд "заразился" любовью к музыке у своего отца, игравшего на ударных инструментах в самодеятельных ансамблях. Играть на фортепиано Паулс научился в возрасте 6 лет. В 1958 получил высшее образование в Латвийской Государственной Консерватории. Параллельно с учебой работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов. Играл в ресторанах, изучив джазовых классиков и современные песни. После консерватории Паулс работал в Рижском эстрадном оркестре, выступал с концертами в Грузии, Армении, Украине. С 1964 года являлся музыкальным руководителем оркестра. Работал дирижером оркестра Латвийского радио и телевидения и главным редактором музыкальных передач Латвийского радио. В 1986 организовывает конкурс молодых исполнителей "Новая волна". В 1999 выдвигался на пост президента Латвии, однако снял кандидатуру. Наиболее известные песни маэстро: "Листья желтые", "Миллион алых роз", "Старинные часы", "Я вышла на Пикадилли".