Режиссер Владимир Грамматиков: "Шла собака по роялю" должен был снимать Данелия"

12 июля 2012, 11:18
Кинорежиссер (Усатый нянь", "Шла собака по роялю", "Руки вверх!", "Мио, мой Мио", "Маленькая принцесса", "Привет от Чарли-трубача") рассказал "Сегодня", как пошел в детское кино и после какого фильма помирился с отцом.

Кинорежиссер Владимир Грамматиков. Фото: М. Львовски

- При выборе профессии ваши родители не возражали против того, что вы собираетесь связать свою жизнь с кино?

- Отец еще как возражал! Когда услышал, что собираюсь в артисты – категорично заявил: "Сначала получи нормальный диплом, а потом иди хоть в цирк!". И ослушаться отца – он был государственником, чиновником всю жизнь – мы не смели. У меня же два брата и две сестры – я по возрасту посерединке, и все получили высшее техническое образование. Кроме меня. Я, год промучившись в техническом вузе ушел, поступил на актерский факультет в ГИТИС, а оттуда меня после первого курса забрали в армию на три года. Потом уже штурмовал ВГИК – понял, что хочу быть режиссером. И поступил только с пятой попытки! Все это время отношения с отцом, мягко говоря, у меня были сложные, и они только усугубились после выхода "Усатого няня".

Реклама

- Что же вас подтолкнуло идти наперекор отцу?

- Не знаю даже…После переезда из Свердловска в Москву я узнал, что есть еще и другая жизнь: кино, актеры, режиссеры…Ведь нашими соседями по лестничной площадке, когда мы из пригорода переехали в дом на Воровского в 47 или 48 году, была семья Никиты Михалкова. Как-то так совпало к моей радости, потому что мы прожили замечательную жизнь. Это сейчас мы сложнее и меньше общаемся и по-разному смотрим на жизнь, что вполне естественно, а тогда я не только гостил у автора гимна Советского Союза – Сергея Владимировича, но и жил у них на даче – хотя у нас была своя огромная госдача. Но мы с Никитой уезжали и проводили вместе все выходные.

- Так вы из мажоров сталинской поры?

Реклама

- Ну, положение, естественно, было: папа был достаточно большим чиновником, и кремлевский паек, и машины, и прочее, – все было. А какое это отношение и к чему имеет? Я жил не в нищете, милостыню не собирал на Киевском вокзале – нет. Я жил в любви, в большой семье, центром которой была мама. Она ушла из оперных певиц и занималась только детьми. И не было лучше мгновения, когда она садилась за рояль и начинала петь. Замирало все и холодело от восторга, что это твоя мама так может петь! С ее стороны это была абсолютная жертвенность, осознанный поступок, она понимала, что должна быть при детях.

- А уже режиссером, определяясь со своим направлением, вы осознано шли в детское кино?

- Нет, это все случайность – закономерность случайностей или случайная закономерность. Меня распределили на "Мосфильм" в комедийное объединение, руководителем которого был замечательный режиссер Данелия. Мне очень хотелось снимать комедии, я знал, что это и интересно, и прибыльно. Но шли месяцы, а меня все никак "не запускали". И как-то я случайно встретил Юрия Павловича Егорова со студии им. Горького, а я там уже не раз снимался, меня все знали. Вот он и сказал: "Зачем тебе "Мосфильм", приходи к нам – это же твой дом, приноси сценарий и мы тебя сразу "запустим". Я подумал: "Боже, какое счастье!", и принес рассказ Даниила Хармса. Мне сказали – Хармса не надо, вот тебе история по мотивам рассказа Юрия Сотника "Дрессировщики". И я сделал в 76-м смешную короткометражку "Тайфун, фас!". Потом ездил с ней и деньги зарабатывал. Кстати, я это снимал в Ялте – тогда у нас там был филиал киностудии.

Реклама

- Не жалеете, что ушли от Георгия Данелия?

- У меня ведь было два проекта, связанных с Гией. Да, он когда-то не запустил мою дипломную работу, но потом Господь все вернул в исходную точку. "Шла собака по роялю" – это сценарий, который должен был снимать Данелия! Это по рассказу Виктории Токаревой. И он уже вот-вот начинал его снимать. Но друзья его отговорили: "Гия, что ты знаешь про русскую деревню, чего ты туда лезешь? У тебя же есть смешная история про вертолетчика". И они с Резо Габриадзе сели писать "Мимино". А я попросил этот сценарий у Георгия Николаевича и запустился с фильмом "Шла собака по роялю". После которого, кстати, примирился с отцом – он после премьеры в Доме кино подошел ко мне и обнял.

А второй проект с Данелия – это "Привет от Чарли-трубача". Он мне позвонил в 97-м, тогда была дикая безработица, и спросил: "Володя, что делаешь?". Я ему ответил, что летаю как фанера над Парижем. И Георгий Николаевич сказал: "Приезжай, почитаешь сценарий, если понравится — мы тебя завтра запустим". И мы уехали в Минск и в темпе румбы сняли этот фильм. Быстрее я снимал только свою комедию "Осенние соблазны" в одной декорации с Игорем Ясуловичем и Наташей Фатеевой: месяц подготовки, 25 дней съемки и полтора месяца монтажно-тонировочный период. У Никиты, правда, тоже есть быстрая такая же – с Любшиным и Людой Гурченко "Пять вечеров", он дней за 20-30 ее снял.

ПРОДОЛЖЕНИЕ Секреты "Усатого няня": 18 пар близнецов и мальчик-банкир

"Усатый нянь" Сергей Проханов: "Меня в СССР носили на руках вместе с машиной"

Шведская история режиссера "Мио, мой Мио": бардак в доме Астрид Линдгрен и котлеты по-полтавски для "АВВА"

Дворцовые тайны режиссера Владимира Грамматикова: мучения "Маленькой принцессы" и ревность Никиты Михалкова