Римма Маркова: "Я ходила на карате и могу дать сдачи"

3 марта 2010, 07:22
Сегодня актрисе — 85 лет. Она рассказывает о том, как 70 лет назад приехала покорять Москву с чемоданом груш, как на съемках "Родни" рассмешила Никиту Михалкова до того, что он тут же придумал роль и для нее, и о свой карьере политика.

Реклама

— Римма Васильевна, вы в последние годы много ездите по России, общаетесь с народом, активно интересуетесь политикой.. Где берете силы на все это?

— Я от природы человек активный, мне нужно действовать, а если по-другому — пропаду. И что толку отдыхать? Я специально пошла в партию "Справедливая Россия", чтобы достучаться до властей, рассказать им о проблемах пенсионеров. Вы себе даже представить не можете, как ужасно живут наши старики-актеры, режиссеры, композиторы, художники, люди, которые создавали славу нашего кино. У меня самой однокомнатная квартира, 15 метров. Сейчас наша партия каждый месяц передает 50-ти артистам-пенсионерам определенную сумму. Хотя душа болит за всех забытых, брошенных, обиженных государством людей. Я же много езжу по стране, общаюсь с простыми людьми, вижу их глаза. Там много боли. Как-то мне Мордюкова сказала: "В нашем возрасте нужно на солнцепеке смерть ждать". Точно сказала! Но я решила — если я еще что-то могу сделать, я буду делать.

— Сейчас снимаетесь?

Реклама

— Год уже не снимаюсь. Предлагают, но я не вижу ничего подходящего. Хотя сейчас читаю очень интересный сценарий, оторваться не могу. Пробуюсь. Режиссер молодой, но очень талантливый.

— А о чем лента?

— Вы что? Никогда такого не спрашивайте. У нас, у актеров, есть примета: до того как тебя не утвердят на роль и не начнутся съемки — ни слова. Скажешь — пропало.

Реклама

— У вас образ сильной женщины с мужским характером, которая может горы свернуть, а вдруг — верите в приметы…

— Да. Например, многие отказываются лежать в кадре в гробу. Я тоже, хотя предлагали хорошие деньги. Единственный раз наплевала на примету в "Нечистой силе". Но там был такой маленький гробик, я легла, а ноги свисают, все смеялись. А в кадре этого не видно — естественно, режиссер снимал только крупные планы. .

— Римма Васильевна, о вашей дружбе с Нонной Мордюковой ходят легенды, вроде вы даже на карате вместе ходили. Правда?

— Ходила... Давно это было. При театре-студии киноактера от Мосфильма актеры имели возможность всегда профессионально совершенствоваться. Можно было заниматься танцами, гимнастикой или карате. У меня сильно болела рука, доктор прописал гимнастику, но я там и дня не выдержала — пошла на карате. Я решила, что это полезно — всегда смогу за себя постоять и дать сдачи. Как-то мы поехали с сестрами Мордюковой к ней на съемки "Родни" — у Нонны был день рождения. Организовали застолье, к нам присоединилась съемочная группа. И вот мы сидим за столом, и Мордюкова вдруг жалуется, что у нее рука побаливает, тревожит ее давно. Я тогда и сказала: "А ты пойди на карате". Все на нас так посмотрели, мол, такие взрослые бабы — и на карате, восприняли это как шутку. Михалков вообще от хохота чуть с табурета не упал. Пару раз Нонна со мной сходила в секцию. Посмотрела — и отказалась. А Михалков тогда так впечатлился, что тут же придумал под меня роль сурового администратора гостиницы, которая не пускает знакомого Мордюковой: "Мест нет!". Много лет спустя при встрече Никита все интересовался: "Как там карате?"

— Вам импонирует Никита Михалков?

— Естественно. Я у него даже просто табуретку готова таскать в кадре, без слов, главное, чтобы звал на роль. Он талантлив, успешен, самоотвержен и предан работе безумно. Например, для "Утомленных солнцем-2" он похудел на 20 кг. Я — ему: "Что-то ты сильно исхудал, Никита", а он отвечает: "У нас в кадре война, мой герой бежит из тюрьмы. Так неужели он должен быть в теле? Конечно, он худой, недоедающий, пришлось сбросить лишние килограммы!".

— В его картине "Утомленные солнцем-2" вы снялись в небольшой роли санитарки, как работалось?

— Да отлично все, а как иначе? Один эпизод на улице снимали очень долго. Мороз, холод, приятного мало, мы пытались как-¬то в перерывах отогреваться, возле костра толпились, а он не давал остановиться, постоянно кричал: "Снимаем. Работаем. На исходную". Мы покорно бредем, и тут мне дочь Никиты тихо так шепчет: "Устала". А я совсем позабыла, что на мне микрофон и что меня хорошо слышно режиссеру, говорю ей: "Нужно терпеть, у тебя такой отец! С живого не слезет. Он такой в работе, что ух!". И тут его голос на всю площадку: "Да, не слезу, пока не добьюсь нужного кадра. Не слезу!" Я даже опешила.

— В вашей фильмографии много картин, снятых на студии Довженко. Значит, в Украине бывали часто…

— Да, и с огромным удовольствием в Киев соглашалась ехать. Я же все святые места ножками обошла. Любимое место — это Кирилловская церковь, там такие фрески Врубеля! Однажды мне повезло побывать там в Спас. Святили яблоки, была такая торжественная, лучезарная атмосфера.

— Кстати, покорять Москву почти 70 лет назад вы приехали с чемоданом яблок. Правда?

— Не яблок, а груш. Мы с братом были в очень простой одежде, деревенские такие... И чемодан груш. Папа считал, что в Москве это дефицит, дал нам его: "Продадите — не пропадете". Приехали мы на рынок, а там этих груш — полно. К нам все подходят, пробуют, хвалят, воруют, но не покупают. Продали килограмма два, остальное сами лопали. Долго я потом видеть груши не могла.

— Не могу не спросить о празднике. Как собираетесь отмечать?

— Хочу отметить скромно. Дома стол накрою, пирожков испеку, сяду и буду ждать гостей.

НА ЭКЗАМЕНЕ ПОКАЗАЛА ВЕРБЛЮДА И ПОСТУПИЛА


Всегда нравилась мужчинам

Римма Васильевна Маркова родилась 3 марта 1925 года в поселке Чурино Куйбышевской области в семье артистов. Родители привели их с братом (известный актер Леонид Марков) в театр совсем малышами: "Один из спектаклей даже специально под нас, школьников, ставили. Причем я играла мальчика, а Ленька — мою сестру. Он, кстати, так искусно играл сцену смерти, что женщины в зале в обморок падали. Нам дарили конфеты, цветы и мы поняли — нужно учиться на актеров".


Брат Леонид тоже актер

Сразу после школы Римма Маркова вместе с братом отправляются поступать в Москву: "Никогда не забуду себя на экзаменах, начала читать "Русских женщин" и через минуту слова забыла. Меня ободряют: "Вы танцуете, поете?" Я отрицательно головой качаю. Понимаю, что провалилась. И вот последний тур — этюды. Мне загадали показать верблюда, а Лене — орангутанга. Пока я думала, Леня прыгнул на стол, за которым сидели известнейшие актеры, режиссеры, начал их хватать, волосы им перебирать. Секунда, и выскочил с аудитории. Смотрю, сидят эти уважаемые люди совсем в шоке. Я недолго думая скорчилась верблюдом. Поднимаю голову — хохочут". После театрального, куда их с братом таки взяли, Маркова пришла работать в театр Ленинского комсомола. Ролей в кино пришлось ждать долго. Только в 42 ей доверили главную роль в картине "Бабье царство".

"В "ДОЗОРЕ" МУЧИЛИ, ЧУТЬ НЕ ПОМЕРЛА"

Всесоюзная слава пришла к актрисе после "Бабьего царства" (1967), где она сыграла Надежду Петровну (главная роль). Фильм стал лидером проката 1968 года, его посмотрели почти 50 миллионов зрителей. "Римма стойко переносила славу, — вспоминает актриса Татьяна Конюхова. — Поклонники приходили даже под Дом кино, ждали ее. И нужно было видеть, как спокойно появлялась Маркова, спокойно общалась и шла на автобус". На фестивале в Сан-Себастьене за эту роль актрисе дали спецпремию за "создание образа большой драматической силы".

После "Покровских ворот" актрису начали цитировать. У Марковой всего эпизод, но яркий. Фраза "На проводе!" колоритной героини Семеновой быстро стала употребляться многими в быту. "Она из тех актеров, которые умеют эпизод превратить в отдельный фильм", — восхищается друг Марковой, актер Владимир Новиков. И Маркова неоднократно доказывала сей факт. В середине 90-х она с подругой Мордюковой появилась на экранах в образе железнодорожницы в социальной рекламе "Русский проект", призванной без купюр показать жизнь простых россиян. "Дура, ты, дура, и коза твоя дура, и муж твой дурак, хоть и помер", — тараторила героиня Марковой. Когда ей стало худо, напарница (Нонна) зарыдала, обняла ее, и они затянули душевную песню.


Умеет превратить эпизод в отдельный фильм

В начале 2000-х казалось, что Маркова давно ушла на пенсию и забыла о кино, как вдруг она триумфально вернулась — сыграла ведьму в "Ночном дозоре". Сразу после выхода фильма разразился скандал. Актриса заявила, что режиссер ее обманул. "Я думала, что играю аферистку, а оказалось, это настоящая ведьма. Дело в том, что режиссер меня обманул: не дали почитать весь сценарий, и все. А на съемках надо мной издевались, мучили, привязывали к качелям, крутили, а я старый, больной человек, чуть не померла". И все же, когда актрису позвали на съемки второй части "Дозора", она согласилась. "Работать с Марковой — одно удовольствие, у нее учишься всему, даже просто дышать", — рассказал нам режиссер "Дозоров" Тимур Бекмамбетов.

ЗАМУЖЕМ ЗА МИЛЛИОНЕРОМ

В паспорте Риммы Марковой в графе "семейное положение" до сих пор мужем значится испанец Хосе Гансалес Мария Антонио — бизнесмен и миллионер. Они поженились после встречи на кинофестивале в Испании, когда Римме Васильевне было 42, но прожили всего год. Маркова вспоминает, что муж был очень ревнивым, не давал приблизиться к ней ни одному мужчине — она предложила расстаться, но штамп у обоих так и остался. Это был третий брак актрисы и последний. Впервые замуж актриса вышла еще в студенчестве, муж был старше на 15 лет, брак распался очень быстро. Дольше всего длился второй, с Владимиром Никитиным, папой дочери Татьяны: "Его я любила больше всех. Но он пил. Пришлось развестись".

"КОГДА В ШКОЛЕ УЗНАЛИ, ЧЬЯ Я ДОЧЬ, ОБЪЯВИЛИ БОЙКОТ"


Самые близкие. Дочь актрисы не пошла по ее стопам, а внук не против

Единственная дочь актрисы Татьяна Маркова живет в соседнем подъезде дома мамы, воспитывает сына Федора: "Я с малых лет чувствовала, что мама известна, ее узнавали на улице, в доме всегда были актеры. Но в школе я не афишировала, кем работает мама. И вот после фильма "Журавушка" тайна раскрылась, и для одноклассников я вдруг стала дочерью известной актрисы, мне объявили бойкот. Почему? Я стала белой вороной, ведь у других детей родители — простые рабочие. Несколько месяцев класс со мной не общался, а потом успокоились, стали даже через меня просить автографы.

На родительских собраниях мама не была ни разу, эту миссию взяла на себя бабушка. Она меня и воспитывала. Мы жили на даче с ней и дедушкой, мама постоянно была занята на съемках. Появлялась, как ураган: дарила подарки, играла, общалась и снова уезжала. Когда встал вопрос о выборе профессии, я знала что не хочу быть актрисой, но мама настояла. Я отнесла документы, поступила, но мне так не хотелось, что я пришла домой и сказала маме, что провалилась. Соврала. Как она расстроилась, я вам передать не могу. Но я бы не смогла быть актрисой. До сих пор переживаю, когда вижу, как мама страдает, когда ей не звонят режиссеры. Она ждет звонков с предложениями работы всегда".

Никаких хитростей в воспитании дочери Маркова не применяла. Татьяна Владимировна улыбается, когда вспоминает, как в старших классах воровала у матери сигареты, потом курила и в институте, но боялась сказать ей об этом. А когда призналась, то была ошарашена реакцией. Мама сказала: "Ты взрослая, имеешь право". Самое строгое наказание от Марковой — она просто перестает общаться с человеком. Но при этом всегда очень переживает разрывы: "Например, когда они ругались с Нонной Мордюковой, а ругались они всегда очень искренне и, казалось, что навсегда, то мама на людях изображала безразличие, а дома страдала. Наматывала круги по квартире, заламывала руки и говорила: "Таня, ну почему же она не звонит?" Сама она никогда не делала первых шагов. Однажды после очередной размолвки Мордюкова сказала: "Твоя мать никогда не сдвинется с места, чтобы мириться, а я думаю, что же это мы из-за ерунды какой-то должны лишать друг друга радости общения?"

С Нонной Викторовной они дружили очень крепко, часто собирались у нас на кухне, пили чай и более крепкие напитки и общались. Мне позволялось сидеть на стульчике рядом, я такие моменты обожала. Мордюкова еще говорила: "Я у Таньки главный клоун". Лучший друг Римма Васильевна для внука Федора — с ним обсуждает литературные произведения, продумывает сюжеты для сочинений. После выхода "Дозора" бабушку стали узнавать все одноклассники и друзья: "Приятно, хотя я считаю, что она величайшая актриса, и у нее есть куда лучшие роли". Внук-девятиклассник, к слову, не против пойти по стопам бабушки.

ПРОЗРАЧНАЯ, КАК ВОЗДУХ, ДУША


Политик. Часто выступает

"Мы знакомы больше 10 лет, вместе объездили всю Россию, — говорит товарищ и соратник актрисы по партии Игорь Зотов. — Могу сказать одно — она настоящая русская баба, с мужским характером. Так и напишите. Как-то, помню, нам нужно было выступать перед людьми в Хантымансийском округе, а температура там -45 °С. Звоню ей: "Наверное, вы не поедете, мороз". Она отвечает: "А у тебя футбольный мяч есть?". "Зачем?" — удивляюсь. "А мы с тобой в футбол сыграем, если выиграешь у меня, так будь по-твоему". А потом сказала, чтобы я ерунду не молол, и поехала. Она умеет добиваться своего, как-то заходит ко мне: "Нужно помочь, тут фильм хороший снимают". Я стал всех своих друзей обзванивать. Нашли деньги. А Римма Васильевна помогла мою мечту исполнить — в этом фильме "Вероника больше не придет" организовала мне роль. Она разбирается в кулинарии, когда мы где-то в ресторане, и блюдо не очень хорошо приготовлено, она может всегда определить, чего не хватает. Попробует и говорит: "Вот здесь яиц пожалели, здесь — муки". Все знают, что Маркова не поет публично. Но однажды в Калининграде была очень душевная встреча с избирателями. И я говорю: "Спой". Тогда она затянула "Русские березы", душевно, чисто… Я плакал, весь зал плакал. У этой женщины русская душа, кристально чистая".